Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активизация умственных процессов
Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче говоря, активизировать умственные: цессы. Но, прежде всего, нужно объективно оценить свои логические особенности: памяти (слуховая, зрительная, мот ная, логическая, образная, смешанная и т.п.), внимания (тип, объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и т.п.), мышления (широта, глубина, быстрота, логичность, образность, способность к анализу, синтезу и т.п.), воображения (способность £ ассоциативному мышлению, интуитивность и т.п.). На основе полученных данных и нужно развивать те способности, которые вам особенно пригодятся в учебе и в будущей профессии. Помогут в этом многочисленные психологические практикумы и книги, которых много в книжных магазинах, часть помешена в нашем списке литературы. Здесь подробнее остановимся на развитии памяти, внимания и наблюдательности. Развитие памяти Память, как известно, играет огромную роль в учебной деятельности. Ее можно развивать, это один из наиболее легко тренируемых умственных процессов. Память в словарях определяется как отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше воспринимали, переживали или делали. Без памяти человек перестает существовать как личность. Вспомните рассказ Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» о манкурте, человеке без памяти. Это не человек даже — это просто неодушевленная оболочка человека. Процессы запоминания являются важнейшими в жизни человека, потому что позволяют ему ориентироваться в мире, работать, творить, создавать новое, общаться с другими людьми, наслаждаться процессом познания. Резервы памяти у человека огромны. Ученые утверждают, что из 15-17 млрд нервных клеток большинство людей использует лишь 4%. Более или менее эффективно резервы памяти может использовать лишь 1% населения земного шара. История знает примеры поистине феноменальной памяти, как правило, у знаменитых людей. Прекрасной памятью обладали Ломоносов, Пушкин, Чехов, Короленко, Горький, Вернадский, Павлов, Кони, Моцарт, Вольтер, Маркс, Ленин и др. Александр Македонский знал по именам всех своих солдат, количество которых исчислялось десятками тысяч. Римский философ, живший в начале новой эры, Луций Анней Сенека мог повторить до 2 тыс. слов, не связанных по смыслу. Царь Понта Мит-Ридат знал языки всех 22 народов, населявших его владения. Хранитель ватиканской библиотеки Джузеппе Меццофаь совершенстве овладел 57 языками, а немецкий профессор Ге терман знал 132 языка. Недавно по телевидению показали наше современника Вилли Мельникова, который знает 97 языков,?! том числе древние, очень редкие, может думать на этих языках; даже писать стихи. И прошлая наша история хранит примеры удивительной мяти. Об этом пишут в своей книге «Как воспитать волю и хар тер» Л. И. Рувинский и С. М. Хохлов. Народная сказительниц И. А. Федосова (1831—1899) даже в преклонном возрасте по па* ти могла рассказать до 30 тыс. стихов. К. И. Чуковский вспоминав что, когда известного историка Е. В. Тарле спросили о пугачевскс восстании, он «воспроизвел наизусть письма и указы Екатерины 1| отрывки из мемуаров Державина, какие-то неизвестные ар^ данные о Михельсоне, Хлопуше, о яицких казаках», мог привес на память любые исторические документы. Гениальный шахматист Алехин вслепую играл на 40 доска! одновременно, прекрасно ориентируясь в расположении фиг Известно, что академик Иоффе пользовался логарифмической таС лицей по памяти. Моцарт в 14 лет услышал мессу в римском соборе Петра и ме воспроизвести ее наизусть. Бетховен и Рахманинов тоже обла уникальной музыкальной памятью. Прекрасная художественна память была у художника Ге. Об удивительных свойствах памяти московского репортер! С. В. Шерешевского рассказал профессор А. Р. Лурия в книге «Ма ленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста». Ученый всп< Й минает, что в 1926 г. Шерешевского прислал в психологичес* лабораторию редактор одной из московских газет. Поводом послу* жил случай, который произошел накануне. «Редактор дал ряд слож-| ных поручений и был возмущен, что Шерешевский ничего не писывает. Это, в свою очередь, вызвало недоумение репорте! зачем переводить бумагу — он без запинки повторил слово в слов(^| все длинные указания». У Шерешевского практически отсутствовали границы памяти, ] Он запоминал на долгие годы таблицы из длинного ряда ^ комбинации слов незнакомого ему языка, произвольный набора слогов. Шерешевский хотя и обладал от природы уникальной па-j мятью, но широко пользовался приемами техники запоминания,.j или мнемотехники. Для развития памяти нужно активно заниматься ее трениров-^ кой. Известный психолог В. Леви («Охота за мыслью») приводит некоторые данные о том, как меняется продуктивность памяти в зависимости от некоторых условий. Лучше материал запоминается перед едой, чем после, когда кровь от мозга перетекает к органам пйщеварения и тормозятся все умственные процессы. Память лучше утром, чем вечером. Женщины, как правило, запоминают лучше, чем мужчины, возможно, в связи с тем, что у них лучше развито правополушарное, образное мышление, а известно, что образное запоминание продуктивнее логического. Очевидно, по этой же причине у сельских жителей память лучше, чем у горожан. Хотя история знает примеры, когда хорошая память сохранялась до глубокой старости, все-таки у большинства людей в молодости память лучше. Она «набирает обороты» до 25 лет, далее примерно до 45 лет остается на одном уровне, затем ухудшается. Студенты именно в том возрасте, когда весьма продуктивно могут и должны работать над улучшением своей памяти. Исследованиями психологов выявлено, что в первую половину учебной недели идет нарастание показателей памяти, с четверга по субботу — снижение. Точно так же в начале семестра материал запоминается быстрее и прочнее, чем в его конце, и в первом полугодии лучше, чем во втором. Замечено, что у студентов младших курсов к концу лекций ухудшается запоминание, а у студентов старших курсов наоборот. В период устойчивой работоспособности в середине лекции продуктивность памяти у девушек выше, чем у юношей*. Что же нужно знать, чтобы тренировать свою память? Прежде всего, определить, какого типа ваша память: зрительная, слуховая, моторная или смешанная. Различают образную память, связанную с первой сигнальной системой и образным правополушарным мышлением, и логическую, связанную со второй'сигнальной системой и левополушарным логическим типом мышления. Чистые типы памяти весьма редки, они встречаются только у 6% людей. У остальных обычно смешанный тип памяти, но с преобладанием какого-либо одного. При желании запомнить что-то на короткое время включаются механизмы кратковременной памяти, если надолго — долговременной. Долговременная память связана с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. Потенциальный объем долговременной памяти огромен — 1015. В идеале мы могли бы запомнить всю информацию, которая хранится в фондах Ленинской библиотеки. * См.: Адаптация учащихся и молодежи к учебной деятельности. Иркутск, 1986. 1 -927 Экспериментально установлено, что обычно человек однократного прослушивания может запомнить всего 50 формации: не более 8 цифр, 7 букв русского алфавита или 6 i не связанных друг с другом по смыслу. У большинства студентов факультетов журналистики, по, ным экспериментов, память смешанного типа, что соотве особенностям профессии, хотя зрительная память развита ше, чем слуховая, а эмоциональная преобладает над логичес Они лучше запоминают лица, чем внешние приметы обстанс детали действия. Будущему журналисту, естественно, очень i хорошая память, тем более что в некоторых случаях не уд пользоваться ни блокнотом, ни магнитофоном, и тогда Bbipj только память. Следуя принятому в учебном пособии принципу, перечне некоторые правила и приемы для тренировки памяти.
|