![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Путь к волшебствуСтр 1 из 38Следующая ⇒
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева (теория и практика сказкотерапии) Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов Санкт-Петербург 1998 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: " Златоуст", 1998. — 352 с. Рецензент: к.мед.н., доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования) Художник: Р.И. Шустров Редактор: Г.А.Седова Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о " сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей. ISBN 5-86547-073-6 Авторские права охраняются законом. Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов. © Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998. © Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998. © АОЗТ " Златоуст", 1998. Автор глубоко признательна мужу и Аруту Валерию и удивительному человеку, Сказочнику, психотерапевту Андрею Гнездилову за атмосферу глубокого понимания, вдохновения и поддержки. Благодарю моих коллег и соратников Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву, Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину, Владимира Элькина, Татьяну Грабенко за идеи и участие. Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии — Д жун Куин Бержер и Бриде Эллиот. Содержание От автора.......................................................7 Введение......................................................11 Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок.....................................15 Как строится сказочный сюжет..............23 Многообразие сказочных форм................34 Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.................47 Глава 2. Элементы практической сказкотерапии Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну.............123 Сценарии занятий. Два первых путешествия...................134 Методы регистрации...............................151 Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке...................159 Систематизация наблюдений и дальнейшие " шаги"........................179 Заключение..............................................185 Список литературы..................................189 Приложения Святая вода...............................................191 Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии).................................237 Пусть сказка былью станет....................282 Игровая сказкотерапия для " особых" детей (в помощь дефектологам и родителям)...........................................293 Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы " особых" детей....................................299 Сценарий занятия " Путешествие в мир сказок"......................................337 Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение........................342 Об авторах.................................................347 От автора Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды... Часто слово " сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить. Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством — ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного. Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны. «Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: " Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: " Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом. Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой. 8 От автора Как-то раз Волшебник сказал людям: — Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь. — Зачем же ты оставляешь нас? — грустно сказали люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, — попросили они. — Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас. Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное: — Удивительное и волшебное растет внутри нас", — воскликнули они. — Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыбнулся Волшебник. — Ведь волшебство — это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем — и начнется волшебство. — Да ведь это непросто! — воскликнули люди. — Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, — попросили они. — Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни — о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи — о волшебстве этого мира. На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра От автора 9 и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго — они сохранят Тайну. Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству. И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории». Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, — достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе. Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами. В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое. Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда 10 _______________________________________ От автора позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли! В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов. Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги. Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас " делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы. С уважением. Автор
|