Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ картины
Введение. Анализ картины. Заключение.
Андре Дерен (1880-1954) «Портрет неизвестного, читающего газету» (1911-1914), Холст, масло. 162, 5 x 97, 5 см (Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург)
Введение Дерен Андре — французский живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, театральный декоратор, один из основателей фовизма. Заниматься живописью начал в Шату в 1895 г., его учителем был местный художник. В 1898—1900 гг. учился в Париже в академии Карьера, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Очень скоро Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Большое влияние на формирование художественного стиля Дерена оказало искусство В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена и М. Вламинка. До знакомства с Пабло Пикассо его картины изобилуют множеством оттенков красного, синего, зеленого («Порт в Гавре» 1905-1906, «Дорога среди гор» 1907, «Темза» 1907). Однако вскоре после начала общения с ним Дерен стал более сдержан в применении цвета, лаконичнее и проще в передаче формы («Натюрморт на столе»1910, «Гавань в Провансе»1912) и начал наделять свои работы чертами кубизма. Благодаря кубизму предметы у Дерена обрели вес, объем, структуру и четкость силуэта, он стал использовать обратную перспективу и несколько точек зрения, палитра сделалась сдержанной, мазки стали спокойными. Но предмет у Дерена на плоскости не раскладывается и на составные части не разбирается. Т.е. попав в кубизм, Дерен на дальнейшие метаморфозы этого направления – аналитический, синтетический периоды и рококо-кубизм – практически никакого внимания не обращает. У него появилась собственная радость – свой период, готический. В «Портрете неизвестного» Дерен заходит в деформации натуры дальше, чем где бы то ни было в своем творчестве. Картина представляет собой синтез разнородных элементов. Пародия на парадные портреты сочетается с аллюзиями на миниатюры позднего французского средневековья с их шашечными фонами. На фотографии мастерской Дерена, сделанной в 1914, рядом с «Портретом неизвестного» видна принадлежавшая художнику романская скульптура Богоматери с младенцем, которой свойственны аналогичные приемы деформаций и упрощений. По свидетельствам Канвейлера и Сальмона, газета первоначально была настоящей, наклеенной на холст (сохранилась фотография этого состояния картины). Здесь явно сказался пример Брака и Пикассо, практиковавших коллажи с той же газетой „lе Journal". Первое состояние картины относится к 1911 г. В начале 1914 г. она подверглась переделке. Анализ картины Для начала попробуем рассмотреть цветовую гамму картины. Весь фон работы выполнен в черных и темно-серых тонах, кожа неизвестного практически трупного цвета. Создается ощущение траура. Справа от мужчины находится окно, за стеклом которого практически ничего не видно. Даже при ближайшем рассмотрении можно различить только тонкую светлую линию горизонта, отделяющую темное небо с размытыми тучами от совсем уж черного пространства земли. По своеобразным разводам на стекле и еле распознаваемым тучам видно наличие на улице дождя. Погода наводит на мысль о том, что на дворе сейчас хмурая, беспросветная осень, которая очень хорошо вписывается в атмосферу картины. Черный, классический, строгий костюм персонажа дополняет унылую обстановку. Кстати, по длинной задней части костюма (персонаж сидит на ней, края костюма виднеются у него между ног) можно понять, что это фрак. Эта деталь сразу о многом нам говорит. Во-первых, фраки носились обязательно с черными туфлями, белой сорочкой, со стоячим воротником, черным галстуком или галстуком-бабочкой, и белыми перчатками (все, как и показано на картине). Поначалу я даже подумал, что у него отсутствуют перчатки, а пальцы рук настолько белого, мертвецкого цвета (это, скорее всего, было навеяно общей атмосферой картины). Однако факт, изложенный выше и маленький темный уголок на левой кисти мужчины дали мне право рассуждать о наличии перчаток. Во-вторых, фрак – это официальная одежда, одеваемая господами в то время только на особо торжественные вечерние мероприятия. Значит, скорее всего неизвестный находится в какой-нибудь темной комнате дома, куда он был приглашен на вечер, но по причине того, что обстановка могла ему наскучить, он решил почитать газету и ознакомиться с последними новостями. Возможно также, что он находится в театре. Большая голубая штора в левой части картины (кстати, чуть ли не единственное светлое пятно на полотне) напоминает пышные театральные интерьеры. К тому же известно, что Дерен помимо написания живописных полотен занимался еще и оформлением театральных декораций, поэтому тема театра была ему очень знакома и близка. В-третьих, фрак обычно носили люди с достаточно хорошей фигурой, потому что он легко демонстрирует окружающим недостатки осанки и телосложения его владельца, с помощью особого покроя. Как мы видим, фигура человека, изображенного на картине очень интересна. Он невероятно высок, длина его тела намеренно гиперболизирована автором полотна. В период написания картины Андре Дерен подробно изучал готическую скульптуру и особенности африканского негритянского искусства. Вытянутая шея, длинные тонкие пальцы, огромное количество вертикальных линей в фигуре (галстук, воротник, нос, волосы и др.), напряженное застывшее лицо, напоминающее ритуальную маску – все свидетельствует об этом моменте биографии художника. Влияние средневековых традиций отразилось и в изображении ломких «готических» складок тканей. Пол исполнен черно-белой мозаикой. Узор на ней напомнил мне вращающиеся песочные часы, говорящие о скоротечности времени и наряду с темным фоном картины наводящие на тему смерти. Главная деталь, которая сразу бросается в глаза, когда смотришь на «неизвестного, читающего газету» - это его взгляд. Человек смотрит прямо нам в глаза, будто собирается сообщить какую-то очень важную, ошеломившую его до невероятных пределов новость, прочитанную только что в газете. Этот факт подкрепляется красным, практически кровавым цветом кресла, на котором сидит персонаж, а так же центральным местом и крупным размером газеты (если учесть, что изначально газета выделялась еще и объемом, т.к. была приклеена к полотну, деталь становится еще ярче). Что за событие настолько поразило и заставило побледнеть этого джентльмена, я не берусь говорить. Может быть узнавание о смерти, близкого ему человека, может быть какое-то еще происшествие, по потрясению сопоставимое с предыдущим, но, безусловно, эта информация оказала невероятное влияние на персонажа картины. Момент, выбранный художником для изображения героя своего полотна, безусловно, очень ярок, а цвета и детали, которыми наделил Дерен свою работу, создают потрясающую, запоминающуюся атмосферу. По-моему, это дает мне все основания для того, чтобы я мог назвать ее прекрасной и поделиться моими впечатлениями о ней с вами.
Заключение Ну что ж, анализ картины почти завершен. Осталось только объяснить, чем же заинтересовала меня эта картина настолько, что я выбрал предметом изучения именно ее. Посвятив несколько часов выбору «жертвы» моей работы, я «бродил» по огромному пространству бесконечных залов «Государственного Эрмитажа» в поисках того произведения искусства, которое заинтересовало бы меня настолько, чтобы в будущем «усадить за стол» на много часов. Получилось. Практически сразу я определился с выбором направления в искусстве. Таким образом, площадь музея, которую мне нужно было обойти, резко сократилась. Это не могло не радовать, но диапазон выбора все равно оставался довольно большим. Однако, после того, как я несколько раз внимательно прошелся по коридорам третьего этажа, проблема исчезла сама собой. «Портрет неизвестного, читающего газету» Андре Дерена сразу, что называется, запал в душу. Соединение на довольно большом по размерам холсте картины выразительности интеллигентных черт персонажа и в тоже время, несоответствующих действительности форм и соотношений предметов, изображенных на ней, сразу бросилось мне в глаза. Кроме того, он смотрел прямо на меня и практически умолял помочь ему! Я, в свою очередь, просто не мог не сделать этого. Мрачное обаяние неизвестного захватило меня сразу и не отпускало даже тогда, когда я присматривался к другим картинам, чтобы сделать выбор картины для этой работы. К тому же, в этом человеке, может быть даже и несуществующем, я заметил очень многое и от себя самого. В первую очередь, его телосложение и внешность: худоба, рост, волосы. А вот его взгляд заставил меня очень много размышлять не только о картине, но и о многих вопросах, совершенно не связанных с ней. Так что, я с уверенностью могу сказать, что мы с этим незаурядным джентльменом даже немного «породнились». За это, Галина Сергеевна, вам отдельное большое спасибо!
Список использованной литературы 1. Андре Дерен / Модернизм в изобразительном искусстве (https://art-modernism.ru/index.php/deren.html)
2. Французские художники. Андре Дерен (https://www.artfrance.ru/art/d/deren/main.htm)
3. Дерен Андре – биография и картины (https://www.artvedia.ru/history/59/204)
4. Андре Дерен / Энциклопедия Кругосвет (https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/DEREN_ANDRE.html)
5. Андрей Корсаков / «Андре Дерен. Самый первый авангардист на Земле» (2012) (https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/2/89329.phtml)
|