Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периоды развития энергетики. Для перечисленных ступеней развития энергетики характерен некоторый количественный показатель, свойственный каждому из отдельных форм энергии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для перечисленных ступеней развития энергетики характерен некоторый количественный показатель, свойственный каждому из отдельных форм энергии. Таким показателем является удельная весовая энергоемкость носителя энергии, выражаемая отношением количества механической работы к единице веса энергоносителя, т. е. в Дж/кг. Для живых двигателей подобный показатель неприменим вследствие особых форм восполняемости живого энергоносителя за счет биологической энергии. Тем не менее, в отдельных случаях в косвенной форме энергоемкость живых двигателей может быть успешно привлечена для оценки исторических ступеней развития энергетики. Так, например, если для современного океанского судна водоизмещением 80 000 т привлечь в качестве двигателя людей, как это делалось в античном мире, то для необходимой мощности 70 000 л. с. потребуется свыше 2 млн. гребцов. Вес этих гребцов без багажа и запасов продовольствия в несколько раз превысит вес самого судна. Что касается энергоносителей неживой природы, то здесь показатель удельной энергоемкости выражается достаточно точными цифрами и позволяет не только объяснить исторические факты, но и сделать прогнозы на будущее. Носитель гидроэнергии − вода − располагает запасом энергии в зависимости от возможной высоты падения. Так, 1 кг воды при падении, к примеру, с высоты 100м может располагать работой в 981Дж/кг (F=m∙ g=1∙ 9, 81=9, 81H; A=F∙ l = = 9, 81∙ 100=981 Дж). Еще меньшей энергоемкостью обладает носитель ветровой энергии − воздух, энергоемкость которого к тому же постоянно и бессистемно изменяется в зависимости от скорости ветра. Носитель тепловой энергии − топливо − обладает весьма высокой энергоемкостью. Так теплота сгорания углеводородного топлива в среднем составляет 30 МДж/кг (30000000 Дж/кг). Даже если учесть, что КПД тепловых установок в среднем примерно в 3 раза ниже, чем гидравлических, высокая энергоемкость горючего дает выход практически реализуемой энергии в десятки тысяч раз больший, чем энергоемкость воды. Энергоемкость электрической энергии является понятием несколько условным, поскольку эта энергия вторичная, преобразуемая из других видов энергии. Во всех случаях получения электроэнергии ее количество, относимое к весу генерирующего устройства (паротурбогенератор, дизельгенератор, гидрогенератор, гальваническая или аккумуляторная батарея), незначительно. Поэтому с позиций удельной энергоемкости электрическая энергия не играет такой роли, как тепловая. Тепловая энергия в силу высокой энергоемкости топлива является монопольной для водного и воздушного транспорта и преобладающей для наземного. Использование ядерной энергетики с позиций удельной энергоемкости, безусловно, знаменует громадный скачок к новой качественной ступени развития энергетики. Исчисленная удельная энергоемкость ядерного горючего выражается в среднем в 1013 Дж /кг, что в миллионы раз превышает среднюю энергоемкость обычного горючего. Отсюда вытекает ряд новых качеств исключительной значимости. Тысячи вагонов угля, потребляемого ежегодно тепловой электростанцией, могут быть заменены несколькими десятками килограммов ядерного горючего, и, таким образом, энергоемкий и дорогостоящий транспорт больших количеств топлива может быть практически исключен.
|