Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность процесса прокатки
1. Характеристика процесса. Прокатка — вид обработки давлением, при котором заготовка обжимается двумя вращающимися валками прокатного стана.
Рис. III. 2. Основные виды прокатки. Деформация металла при прокатке происходит на небольшом участке ABB1A1 (рис. III. 2, a), который называется зоной деформации. По мере вращения валков, и перемещения заготовки вперед она передвигается по прокатываемому металлу. Дуга АВ называется дугой захвата, а центральный угол а, отвечающий этой дуге, — углом захвата. При прокатке увеличиваются длина и ширина заготовки и уменьшается ее толщина. Относительное уменьшение толщины заготовки в процессе прокатки ε = (h0-h1)/h0 называется относительным обжатием или степенью деформации (в %). Максимальное значение относительного обжатия в зависимости от типа изделия составляет 0, 2...0, 5. Уширение заготовки в процессе прокатки составляет 5...10 % от обжатия. Отношение длины заготовки после прокатки l1 к исходной l0, равное, если пренебречь уширением, отношению площадей поперечного сечения первоначального F0 к полученному F1 называется коэффициентом вытяжки μ: μ = l1/ l0=F0/F1 Это одна из основных характеристик процесса прокатки. Значение ц за один проход заготовки составляет обычно 1, 1...1, 6, а иногда достигает 2...2, 5. 2. Условия захвата заготовки валками. При прокатке металл втягивается в зазор между валками силами трения между заготовкой и валками. В точках А и А1 действуют силы давления валков на металл N и силы трения Т, проекции которых на ось х соответственно NX = N sin α, ТХ=Т cos α (рис. II. 5, а). Валки захватят металл тогда, когда втягивающее усилие будет больше, чем выталкивающее: ТX > NX. Учитывая, что сила трения T= f N, где f — коэффициент трения, который зависит от состояния поверхности валков и заготовки и уменьшается с ростом температуры, условие захвата заготовки примет вид sin α < f cos α, или tg α < f. Угол, тангенс которого равен коэффициенту трения, называется углом трения. Таким образом, условие захвата соблюдается, если угол захвата меньше угла трения. При горячей прокатке на гладких валках угол захвата составляет 15...24°, а на валках с вырезами (ручьями) —32...33°. При холодной прокатке листов α =3...10°. При прокатке скорость выхода металла из валков больше, а скорость металла на входе меньше скорости вращения валков. Это необходимо учитывать при установлении скорости последовательной прокатки на нескольких валках, чтобы избежать петлеобразования и чрезмерного натяжения заготовки между парами валков. 3. Основные виды прокатки. Различают три основных вида прокатки: продольную, поперечную и поперечно-винтовую. При продольной прокатке (рис. III. 2, a) заготовка перемещается перпендикулярно к осям валков, которые вращаются в противоположных направлениях. До 90 % всего проката изготовляют продольной прокаткой (листы, полосы, прутки). При поперечной прокатке (рис. III. 2, б) валки с параллельными осями вращаются в одном направлении и вращают заготовку, которая деформируется, перемещаясь вдоль оси валков. Рис. III. 3. Основные профили проката. Поперечно-винтовая прокатка (рис. III. 2, в) осуществляется вращающимися в одном направлении и расположенными под углом один к другому валками. Такое расположение валков обеспечивает возникновение осевого усилия, перемещающего заготовку. Поперечная и поперечно-винтовая прокатки применяются при изготовлении изделий с переменным по длине сечением. Принцип поперечно-винтовой прокатки используется также при прошивке трубных заготовок. 4. Сортамент проката определяется совокупностью профилей и размеров прокатанного металла. Профилем прокатанного изделия называется форма его поперечного сечения. По сортаменту продукцию прокатного производства можно разделить на следующие группы: I) сортовой прокат; 2) листовой прокат; 3) трубы; 4) специальный и периодический прокат. Сортовая сталь делится на профили общего назначения — круглая, полосовая, квадратная, угловая, швеллеры, двутавровые балки и др. (рис. III. 3, a) и профили специального назначения— рельсы и профили для автотракторостроения, судостроения, транспортного машиностроения и других отраслей промышленности (рис. III. 3, б). Листовая сталь делится на тонколистовую (толщиной менее 4 мм) и толстолистовую. Некоторые сорта листовой стали предназначены для определенных отраслей промышленности, среди них выделяют сталь: котельную, автотракторную, электротехническую и др. Трубы разделяют на две группы: бесшовные и сварные. Кроме того, выпускают трубы фасонные и переменного сечения. К специальным видам проката относятся вагонные колеса (рис. III. 3, в), зубчатые колеса, шары, периодический прокат (рис. III. 3, г), а также гнутый профиль (рис. III. 3, д). Заготовками для сортового проката являются блюмы (сечением от 150 х 150 до 450 x 450 мм), а для листового проката — слябы (толстые плиты толщиной до 350 мм).
|