Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шрайбер С. Контрольная Для лунатика.
Выгородка квартиры Бубликовых. Справа спальня Коли Бубликова, слева его сестры Катерины. В центре - большое окно с видом на Луну.
ПРОЛОГ
ГОЛОС КОЛИ БУБЛИКОВА (фонограмма): Я - Коля Бубликов, ученик 5б класса. Удивительная история, которая произошла со мной однажды в ночь полнолуния, так повлияла на меня и потрясла, что я из обычного троечника превратился в отличника. И сейчас я хочу рассказать всему миру, какие события послужили столь резкой перемене в моей жизни... Итак, была ночь, ярко светила Луна. Сестра-близнец Катька преспокойно спала в своей комнате. А я, Коля Бубликов, никак не мог уснуть, я ворочался, я крутился, я вздыхал и охал - и понятно: на следующий день была назначена - о, ужас! - контрольная!
Появляется Колька и поет:
Контрольная работа, Ах, караул! пожар! Контрольная работя - А я ее не ждал. Забытые учебники Попрятались куда-то, И как мне завтра отвечать, Не знаю я, ребята! Сеструхе Катьке хорошо, И ей спокойно спиться, Поскольку знаниям ее Весь 5Б дивится. Ей хорошо во сладких снах С Ди Каприо общаться, А мне - " Титаником" на дно, Как видно, опускаться... Что же мне делать, где знания взять? Впору от нервов лунатиком стать! Классной меня уж тогда не достать: Я же лунатик, чего с меня взять... Классную нашу все в школе боятся, Даже директор - ее ученик. Знает столица ее и заграница - А значит я - Бубликов Коля - погиб. Я пропал!!! А если... взаправду. Я, например, лунатик. Какая яркая Луна, ух ты! И меня сильно... сильно... тянет погулять по крышам. Катька завтра скажет Софье Вейнгардтовне, что я - лунатик... и по этой причине не пришел на контрольную! Катька, (с завыванием) Ка-а-ать-ка-а-а!!! Катька! Это я, твой брат Коля! Нет, так скорее на привидение похож... А если так: Катька! Катька!... нет, так похож на вампира. Хотя Катька давно заслужила, чтобы ее вампир покусал: за одной партой сидим, хоть бы разок списать дала. Так дело не пойдет. Надо, чтобы она мне поверила. Ребята, никто не знает, как ходят лунатики? Покажите! (вместе изобретают " лунную походку" в стиле Майкла Джексона. Звучит музыка на тему " лунатик") Ах, вот как ходят! Погоди у меня, Катька!!! (появляется сонная Катька)
КАТЯ - Ты что делаешь? Сейчас же ложись спать! КОЛЯ - Не могу. Видишь, какая Луна? А я - лунатик. КАТЯ - Ври больше, сейчас родителей разбужу. КОЛЯ - Стой! Ты знаешь, что лунатиков нельзя пугать? Я напугаюсь... и... КАТЯ - И что? КОЛЯ - И забуду всю школьную программу. КАТЯ - А, вот в чем дело - от контрольной увильнуть хочешь? не выйдет. КОЛЯ - Ты мне не веришь? Ты мне не веришь! Открой окно! КАТЯ - Зачем? КОЛЯ - Я гулять пойду. КАТЯ - Не морочь мне голову. Ложись спать. КОЛЯ - А ты мне на контрольной списать дашь? КАТЯ - Нет! КОЛЯ - Прощай и знай, если что - я лунатиком из-за тебя стал, на нервной почве. А еще знай, что и тебе до лунатизма - один шаг КАТЯ - С чего это? КОЛЯ - Мы с тобой близнецы, так? КАТЯ - Ну и что? КОЛЯ - А у близнецов все одинаково, сама знаешь. Помнишь, как я свинкой заболел, а потом ты тоже. КАТЯ - Это совсем другое дело. КОЛЯ - Ой смотри, ой смотри: Луна-то какая светит здоровущая. сейчас только оденусь потеплее и бутербродов себе сделаю - мало ли сколько мне гулять придется. (идет готовиться) КАТЯ - И чего только не придумает, чтобы не учиться. Ничего- ничего, погоди, Колька, ты у меня попляшешь. (зовет) Папа! Папа! Колька опять за свое! ПАПА (выходит в полосатой пижаме, в очках и с книгой в руке) Нуте-с, что на этот раз? КАТЯ - Колька сбрендил, на крышу собрался! ПАПА - Какова причина? КАТЯ - Контрольная завтра ПАПА - Понятно. На какую тему? КАТЯ - Да ничего сложного, мы это сто раз проходили! (берет книгу) Вот здесь все есть. ПАПА - Так... все ясно... ну чтож, будем лечить. МАМА - (выходит в бигуди и халате) Кто заболел? КАТЯ - Колька опять на контрольную не хочет МАМА - Что у него на этот раз? ПАПА - Хитризм - лунатизм МАМА - Что там за шум на кухне? КАТЯ - Колька бутерброды в дорогу делает! ПАПА - Серьезный случай БАБУШКА - (выходит) Что? Кто пришел? КАТЯ - Колька уходит БАБУШКА - Куда? КАТЯ - На луну жить. БАБУШКА - Зачем? КАТЯ - От контрольной прячется. БАБУШКА - Опять? МАМА – Опять. ПАПА - Ну что ж, не будем ему мешать. МАМА - Что ты придумал? ПАПА - Покажем ему, что и лунатикам без знаний не прожить. Давайте-ка мы...(идет сговор) БАБУШКА - (пристраиваясь к заговорщикам) Погодите, и я с вами (сговор). ПАПА - Итак, приступим! (родители, бабушка и Катя изменяют обстановку в комнате; во время перестановки Катя поет) И угораздило меня Родиться вместе с Колькой. Нет, не похож он на меня Ни капельки, нисколько! Одни забавы в голове, Обманы и уловки - За партой с ним одной сидеть, Поверите, неловко! То таракана он в класс принесет И в самолете отправит в полет; То под соседом хлопушку зажжет И удивляется: дым не идет... Ну все, конец терпению, За все получишь, Колька; Нет жалости к тебе, лентяй, Нет жалости нисколько. Тебя сейчас я проучу И научу наукам; Да, есть и у меня, хитрец, Забавных пара трюков! КАТЯ - Ну кажется все готово... А вы, ребята, будете нам помогать? (Катя сидит за партой, установленной на возвышении на фоне окна и яркой Луны. На голове у нее шлем в виде перевернутого круглого аквариума; входит Колька) КОЛЯ - Ты кто? Это что? А где Катька? КАТЯ - Я посланец Луны, твой лунный близнец Акьтак. Скажи мне, Коля, мой земной брат, готов ли ты к испытаниям? КОЛЯ - Я? К каким испытаниям? Где Катька? КАТЯ - Она там (показывает на Луну) она не достойна такого отличного брата как ты, Коля, и будет до конца своей жизни подметать лунную пыль в кратерах. КОЛЯ - Да, она это заслужила! КАТЯ - Теперь твоей сестрой буду я. А для того, чтобы стать настоящим лунатиком, тебе придется пройти через несколько испытаний. КОЛЯ - Не хочу я испытаний, это же я так, Катьку пугал. Я шутил. КАТЯ - Мы на Луне шуток не понимаем, поздно извиняться, садись в лунолет. КОЛЯ - (обходя новоявленный лунолет) Как твой лунолет на парту похож! КАТЯ - Не разговаривай, надевай на голову луношлем! КОЛЯ - Шлем, как мамина кастрюля - скороварка... КАТЯ - Одевай. В космосе много метеоритов, а это опасно! Ты же не хочешь, чтобы тебе в лоб засветил метеорит? КОЛЯ - (примеряя шлем) А я в нем ничего не вижу. КОЛЯ - (примеряя шлем) А я в нем ничего не вижу. КАТЯ -(усаживая его за парту) Так надо. И не бойся метеоритов, мы взлетаем! (Звучит космическая музыка. Световые эффекты старта. Катя и родители понемногу меняют место действия, преображая его в " Магнитный Астероид Глупости и Невежества" Катя поет, иногда отвлекаясь, чтобы брякнуть по Колькиному " шлему", создавая эффект метеоритного дождя; выбирают несколько детей дают им веревку и говорят когда и что нужно делать). Песня Кати (родители подпевают, Коля отвечает): - Ты в первый раз летишь на лунолете? - В первый. - А значит приготовься, брат земной! - Я готов. - Мы встретим много странного в полете. - Чего это? - Но ты не бойся, Колька, я с тобой - Не боюсь! - Пусть перегрузки тебя не страшат И невесомость ничуть не пугает Мы посетим много звезд и планет Там, где - лунатики - часто гуляют... Но осторожно, Коля, осторожно! - Почему? - Бывают очень странные места! - Какие? - Откуда возвратиться очень сложно И можно не вернуться никогда... (ракетный гул стихает, лунолет приземляется) КОЛЯ - (после приземления снимает шлем) Где мы? КАТЯ - Итак, мы находимся на Магнитном Астероиде Невежества! КОЛЯ - Чего? КАТЯ - Невежества, незнаний, глупости (подталкивая Колю и тайком прицепляя сзади веревку). У нас очень мало времени, Коля видишь там, на вулкане, книгу? Это Вечная Книга Знаний; тебе необходимо взять ее как можно скорее, иначе она сгорит. (бабушка, спрятавшись за креслом, изображающим " вулкан", занимается технической стороной трюка с книгой, перемещает ее в пространстве и освещает настольной лампой) КОЛЯ - Это легкое испытание, это я запросто (идет к книге) А для чего нам эта книга-а-а!? (ребята натягивают веревку по тайному сигналу Кати; Коля останавливается, не дойдя до Книги двух шагов) Что это? КАТЯ - Это включился магнит невежества, и если он притянет тебя к себе, то ты навсегда останешься здесь, в полном космическом одиночестве и невежестве! (дети продолжают тянуть веревку) КОЛЯ - Эге-гей, мы так не договаривались! Сделай что-нибудь, ты же мой лунный близнец! КАТЯ - Я же не думала, что тебя так сразу начнет притягивать! Неужели в тебе нет никаких знаний? КОЛЯ - Есть, наверное, но я что-то ничего вспомнить не могу! КАТЯ - Постарайся! КОЛЯ - А какие знания нужны? КАТЯ - Ну, например, математика. Скорее, Коля! КОЛЯ - Ух как притягивает! А, вспомнил; 2х2=4 (веревка немного ослабевает) КАТЯ - Хорошо, но этого мало - ты же не первоклассник. КОЛЯ - 6х8=48 КАТЯ - Уже лучше, но тоже мало! КОЛЯ - (пытаясь добраться до книги по-пластунски) И зачем я лунатиком захотел стать? КАТЯ - Осталось последнее средство: я тебе сейчас задачку скажу, а ты ее решишь. КОЛЯ - Задавай. (Проводится игра " решение задачи" после которой Коле удается взять Книгу) Вот, я смог! КАТЯ - Молодец, Коля, но нам пора в путь, нас ждут другие испытания. КОЛЯ – Другие!!? А сколько их еще!!? КАТЯ - Ну, если тебя не съест дикое племя Агу-агу, то два. Или ты хочешь остаться здесь? КОЛЯ - О-о… я хочу домой! (бессильно падает на парту) КАТЯ - Раньше думать надо было (надевает на Кольку шлем) КОЛЯ - Где ты, сестра моя Катька, зачем я к тебе придирался?! КАТЯ - (хихикает) Взлетаем! (музыка, шум взлета; Катя поет песню про племя Агу-агу и с родителями делает приготовления к следующей сцене; наряжает детей дикарями и говорит им что нужно делать; в этой сцене папа изображает Агуанского Шестинога, мама - вождь дикарей, а бабушка помогает музыкальному сопровождению: играет на барабане, свистит в свистки и так далее)
ПЕСНЯ: На дикой далекой планете Живут неученые дети Читать не умеют, писать не умеют; От лени дичают, от скуки звереют Живут дикарями за солнечным кругом Ничем не хотят поделиться друг с другом Припев: А только скачут у костра - Агу-агу агу-га И пляшут с ночи до утра. Агу-агу агу-га И дикой песнею своей Агу-агу агу-га Пугают птичек и зверей. Никто не может научить, Агу-агу агу-га Как надо им на свете жить. Агу-агу агу-га Никто не может научить, Ауг-агу агу-га Как умножать и как делить. (фонограмма птичьих голосов и зверей дикого леса)
КОЛЯ - Что это за место? Это Африка? КАТЯ - Африка, только за тысячу световых лет от земли. Это - агуанские тропики. КОЛЯ - Значит, мы... КАТЯ - Значит мы, Коля, на планете Агу. И, кажется, сюда бегут местные жители. (через зал бегут наряженные дикарями ребята в погоне за странным существом, у которого 6 ног, 1 рука; само существо - синее; все выбегают на сцену, показывая то на существо, то на Кольку, и говорят " Агу-агу" КОЛЯ - Я не понимаю, что им от меня нужно. Они хотят скормить меня этому чудищу? Или чтобы я на нем покатался? КАТЯ - Местное племя поймало редкий вид шестинога, и теперь они хотят, чтобы ты поделил его на всех КОЛЯ - А они его что, есть станут? (спрашивает у детей) А вы что, его съедите? ДЕТИ - (потрясая копьями) Агу-агу! КАТЯ - Они его уже неделю делят: кому что достанется - и никак не поделят (детям) Так? ДЕТИ - Агу-агу! КАТЯ - Вот видишь, Они о-о-очень проголодались, и если ты им не поможешь, они и тебя съедят для ровного счета. ДЕТИ - Агу-агу-агу! (Идет игра-задача на деление с участием зала. Дикари довольны, они все поделили). КАТЯ - Местные жители выражают глубокую благодарность и в знак уважения к твоим знаниям решили подарить тебе шкуру этого животного. КОЛЯ - Зачем она мне? ДЕТИ - Агу-агу-агу! КАТЯ - Повесишь на стену. АГУАНСКИЙ ШЕСТИНОГ - Минуточку! Вы тут меня ловите, Вы тут, извиняюсь, меня делите, а не угодно ли вам спросить, что я думаю по этому поводу? Вот именно. Удивляться нечему. Я - самое образованное существо на этой планете. Но, по-моему, это никого не интересует. Я на всех деревьях развесил объявления, что меня есть нельзя - но эти несчастные не умеют читать! Что там читать, они и поделить-то меня толком не смогли. Какое невежество! КАТЯ - Да, это так. Но учить-то их некому - учителей же у них нет. ДЕТИ - Агу-агу-агу! ШЕСТИНОГ - Я мог бы их научить, но на нашей планете нет ни одного учебника. Вот если бы вы одолжили свою Книгу Знаний... КОЛЯ - Как же я? Мне знания тоже нужны, я без них домой не попаду (Катьке) или попаду? КАТЯ - Все от тебя зависит. ШЕСТИНОГ - Ну если нельзя, так нельзя. Значит, так и останутся они дикарями. Да так оно наверное проще. Поймал - съел, поймал - съел, и никакой математики. Или вы учиться хотите? ДЕТИ - Агу-агу! КАТЯ - Как мы поступим, Коля? КОЛЯ - Ладно, держите книгу. Только, я думаю, чтобы таких шустрых учить, одной руки мало. Сами понимаете, иногда, чтобы знания лучше усваивались, надо... сами понимаете... Мне отец однажды за дневник... ШЕСТИНОГ - О, об этом не беспокойся. Я для этого вторую руку отращу (появляется вторая рука с ремнем) КАТЯ - Но вы с ними полегче, видите, какие они хорошие - учиться хотят! ШЕСТИНОГ - Это сколько угодно. Ну-ка складывайте свои копья, приводите себя в ученический вид. Завтра на рассвете приступим к занятиям. (Дети уходят в зал) ШЕСТИНОГ - (Коле и Кате) Прилетайте через месяц-другой - увидите, как хорошо они контрольную напишут! КОЛЯ - Контрольную? ШЕСТИНОГ - Да! А мне пора готовиться к первому уроку.(уходит) КОЛЯ - А я совсем про нее забыл. Контрольная! Никуда от нее не спрячешься, на другой планете найдет! КАТЯ - Ты так ее боишься? КОЛЯ - Ага, ты классную нашу не знаешь - зверь! КАТЯ - Как агуанский шестиног? КОЛЯ - Сравнила. Наша классная во сто раз страшнее! КАТЯ - Я все поняла. КОЛЯ - Что ты поняла? КАТЯ - Я поняла, ты сможешь написать контрольную, просто тебе надо побороть страх и неуверенность. Ты со страху в лунатики подался! КОЛЯ - (смущен) Нет, я, я... КАТЯ - Со страху. Вот что, тебе надо побороть страх, и я помогу. КОЛЯ - Очередное испытание? Нет уж. Ты, конечно, хороший человек, но лунатиком быть я передумал. Отвези меня домой. КАТЯ - Это твое решение? КОЛЯ - Да, окончательное. КАТЯ - Хорошо, полетели. КОЛЯ - (садится на парту и надевает шлем) Только домой и никуда больше! КАТЯ - Хорошо, хорошо, полетели! Но мне думается, что надо поработать над твоим страхом. И я знаю как: (Что-то шепчет на ухо бабушке, та делает знак, мол, сейчас и готовиться изображать классную; музыка, шум взлета, перестановка. Катя поет песню.) ПЕСНЯ: Ах, эта неуверенность, Ах, страхи, ах, сомнения Надуманы и глупы, Но стойки тем не менее. Казалось, на задачу знаком тебе ответ А встал со стула, шаг прошел - Уверенности нет! Кому-то это просто: Сказал - в журнале " пять". А у кого-то жуткий страх Успел язык отнять. Стоишь тогда - ни " бе" ни " ме", Молчишь, как партизан, И очень злишься на себя - Ведь ты решенье знал! Ах, если б наши страхи Сумели победить То каждый стал отличником И легче стало б жить!
(Родители организуют ребят, надевают им шапочки бакалавров и усаживают на стулья по диагонали от парты - эдакий ученый совет, приемная комиссия; входит бабушка, переодевшаяся классной; фонограмма " шум собрания")
БАБУШКА - Ученик Коля Бубликов, встаньте! КОЛЯ - (встает, снимает шлем) Софья Вейнгардтовна... вы... я... где лунатики? БАБУШКА - Смирно! Ученик Коля, ученый совет - не место для глупых шуток! Здесь решается ваша судьба! А вы сидите с кастрюлей на голове! КОЛЯ - Судьба? А что я такого натворил? Если это из-за Димки Стрижова, так он сам себе жевачку в ухо засунул! БАБУШКА - И он еще пререкается! (ребятам) Ученый совет, какую оценку заслужил ученик Коля за свое поведение? (ребята поднимают " единицы") КОЛЯ - Это сон, а вы мне снитесь!! Я понял, я пошел спать. БАБУШКА - (строго) Не паясничай, Бубликов, ты еще не знаешь, что тебя ждет. КОЛЯ - Что? БАБУШКА - Если ты сейчас не пройдешь аттестацию на нашем ученом совете, ты будешь переведен в ясельную группу детского сада; там тебя заставят носить памперсы и есть тертую морковку из ложечки (высвечивается детский манеж) В этом манеже ты заново начнешь свое образование
КОЛЯ - А что мне в нем делать? Это для тех, кто говорить не умеет, а я умею говорить. БАБУШКА - А на уроках почему молчишь, когда тебя учитель спрашивает? КОЛЯ - Я... БАБУШКА - Вот что, Коля Бубликов, если ты сейчас не ответишь ученому совету на три заданных вопроса, отправишься в ясли! КОЛЯ - Хорошо, задавайте свои вопросы (Коле задают вопросы; он отвечает; ему выставляются отметки; зал помогает Коле отвечать) БАБУШКА - (После игры) Ученик Коля Бубликов, ученый совет находит ваши ответы удовлетворителььными и разрешает продолжить обучение в 5б классе. КОЛЯ - Вот спасибо (садится за парту) БАБУШКА - Внимание! За находчивость и инициативу ты, Коля, награждаешься ценным призом. Подойди ко мне. Закрой глаза и вытяни руки. (музыка; Катя отправляет ребят на место; родители придают квартире первоначальный вид) КОЛЯ - Ну где же ваш приз? (Катя сует ему стопку учебников; Катя, родители и бабушка прячутся) КОЛЯ - Уже можно открыть глаза? КАТЯ - (из комнаты) Можно! КОЛЯ - (открыв глаза, озирается по сторонам) Что, где, как? Что происходит? Где все? (появляется заспанная Катя) КАТЯ - Что ты кричишь? Уже два часа ночи! КОЛЯ - А где ученый совет? И классная, Софья Вейнгардтовна? КАТЯ - Ты что, совсем? КОЛЯ - Ничего не понимаю. Катька, где твой лунный двойник и лунолет? КАТЯ - Коля, не пугай меня. Зачем тебе ночью учебники? КОЛЯ - Это подарок ученого совета. КАТЯ - Это твои учебники, Коля. Да, видно ты совсем сбрендил из-за контрольной. Ну хорошо, я тебе завтра помогу с примерами. КОЛЯ - Неужели мне все приснилось! Кать, а лунатикам сны снятся? КАТЯ - Откуда я знаю? Я же не лунатик! КОЛЯ - А я? КАТЯ - Это уж сам решай. Я спать пошла (делает вид что уходит, из разных мест выглядывают родители и бабушка) КОЛЯ - Кажется, я все-таки лунатик. А контрольную завтра я сам напишу. Подумаешь, контрольная! Я на лунолете в космос летал, для меня контрольная - семечки! (Катя смеется из комнаты) И не смейся, мне теперь все нипочем, правда, ребята? (зал отвечает) Так-то вот!
Финальная песня (начинает петь Коля, потом присоединяются Катя, родители и бабушка)
Пусть эта вот история Лишь выдумка, не более - Ее сейчас придумали И рассказали мы
Но знания чудесные, Что нам даются в школе Важны-необходимы Для всех детей Земли Но знания чудесные, Что вам даются в школе Важны-необходимы Для всех детей Земли
Чтобы не жить в невежестве Не бегать дикарями - Учитесь, дети, в школе Учитесь вместе с нами
Вас знания учебные Спасут от лунатизма И сколько раз, и сколько раз Еще помогут в жизни!
КАТЯ - А я приглашаю на сцену ребят, помогавших нам учить уму-разуму моего брата, Колю Бубликова: ученый совет, племя Агу-агу и жителей Астероида! (общий поклон)
КОНЕЦ
|