Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шрайбер С. Контрольная Для лунатика.

Выгородка квартиры Бубликовых.
Справа спальня Коли Бубликова, слева его сестры Катерины.
В центре - большое окно с видом на Луну.

ПРОЛОГ

ГОЛОС КОЛИ БУБЛИКОВА (фонограмма):
Я - Коля Бубликов, ученик 5б класса. Удивительная история, которая произошла со мной однажды в ночь полнолуния, так повлияла на меня и потрясла, что я из обычного троечника превратился в отличника. И сейчас я хочу рассказать всему миру, какие события послужили столь резкой перемене в моей жизни...
Итак, была ночь, ярко светила Луна. Сестра-близнец Катька преспокойно спала в своей комнате. А я, Коля Бубликов, никак не мог уснуть, я ворочался, я крутился, я вздыхал и охал - и понятно: на следующий день была назначена - о, ужас! - контрольная!

Появляется Колька и поет:

Контрольная работа,
Ах, караул! пожар!
Контрольная работя -
А я ее не ждал.
Забытые учебники
Попрятались куда-то,
И как мне завтра отвечать,
Не знаю я, ребята!
Сеструхе Катьке хорошо,
И ей спокойно спиться,
Поскольку знаниям ее
Весь 5Б дивится.
Ей хорошо во сладких снах
С Ди Каприо общаться,
А мне - " Титаником" на дно,
Как видно, опускаться...
Что же мне делать, где знания взять?
Впору от нервов лунатиком стать!
Классной меня уж тогда не достать:
Я же лунатик, чего с меня взять...
Классную нашу все в школе боятся,
Даже директор - ее ученик.
Знает столица ее и заграница -
А значит я - Бубликов Коля - погиб.
Я пропал!!!
А если... взаправду. Я, например, лунатик. Какая яркая Луна, ух ты! И меня сильно... сильно... тянет погулять по крышам. Катька завтра скажет Софье Вейнгардтовне, что я - лунатик... и по этой причине не пришел на контрольную!
Катька, (с завыванием) Ка-а-ать-ка-а-а!!! Катька! Это я, твой брат Коля! Нет, так скорее на привидение похож...
А если так: Катька! Катька!... нет, так похож на вампира. Хотя Катька давно заслужила, чтобы ее вампир покусал: за одной партой сидим, хоть бы разок списать дала.
Так дело не пойдет. Надо, чтобы она мне поверила. Ребята, никто не знает, как ходят лунатики? Покажите! (вместе изобретают " лунную походку" в стиле Майкла
Джексона. Звучит музыка на тему " лунатик") Ах, вот как ходят! Погоди у меня, Катька!!!
(появляется сонная Катька)

КАТЯ - Ты что делаешь? Сейчас же ложись спать!
КОЛЯ - Не могу. Видишь, какая Луна? А я - лунатик.
КАТЯ - Ври больше, сейчас родителей разбужу.
КОЛЯ - Стой! Ты знаешь, что лунатиков нельзя пугать? Я напугаюсь... и...
КАТЯ - И что?
КОЛЯ - И забуду всю школьную программу.
КАТЯ - А, вот в чем дело - от контрольной увильнуть хочешь? не выйдет.
КОЛЯ - Ты мне не веришь? Ты мне не веришь! Открой окно!
КАТЯ - Зачем?
КОЛЯ - Я гулять пойду.
КАТЯ - Не морочь мне голову. Ложись спать.
КОЛЯ - А ты мне на контрольной списать дашь?
КАТЯ - Нет!
КОЛЯ - Прощай и знай, если что - я лунатиком из-за тебя стал, на нервной почве. А еще знай, что и тебе до лунатизма - один шаг
КАТЯ - С чего это?
КОЛЯ - Мы с тобой близнецы, так?
КАТЯ - Ну и что?
КОЛЯ - А у близнецов все одинаково, сама знаешь. Помнишь, как я свинкой заболел, а потом ты тоже.
КАТЯ - Это совсем другое дело.
КОЛЯ - Ой смотри, ой смотри: Луна-то какая светит здоровущая. сейчас только оденусь потеплее и бутербродов себе сделаю - мало ли сколько мне гулять придется. (идет готовиться)
КАТЯ - И чего только не придумает, чтобы не учиться. Ничего- ничего, погоди, Колька, ты у меня попляшешь.
(зовет) Папа! Папа! Колька опять за свое!
ПАПА (выходит в полосатой пижаме, в очках и с книгой в руке) Нуте-с, что на этот раз?
КАТЯ - Колька сбрендил, на крышу собрался!
ПАПА - Какова причина?
КАТЯ - Контрольная завтра
ПАПА - Понятно. На какую тему?
КАТЯ - Да ничего сложного, мы это сто раз проходили! (берет книгу) Вот здесь все есть.
ПАПА - Так... все ясно... ну чтож, будем лечить.
МАМА - (выходит в бигуди и халате) Кто заболел?
КАТЯ - Колька опять на контрольную не хочет
МАМА - Что у него на этот раз?
ПАПА - Хитризм - лунатизм
МАМА - Что там за шум на кухне?
КАТЯ - Колька бутерброды в дорогу делает!
ПАПА - Серьезный случай
БАБУШКА - (выходит) Что? Кто пришел?
КАТЯ - Колька уходит
БАБУШКА - Куда?
КАТЯ - На луну жить.
БАБУШКА - Зачем?
КАТЯ - От контрольной прячется.
БАБУШКА - Опять?
МАМА – Опять.
ПАПА - Ну что ж, не будем ему мешать.
МАМА - Что ты придумал?
ПАПА - Покажем ему, что и лунатикам без знаний не прожить. Давайте-ка мы...(идет сговор)
БАБУШКА - (пристраиваясь к заговорщикам)
Погодите, и я с вами (сговор).
ПАПА - Итак, приступим! (родители, бабушка и Катя изменяют обстановку в комнате; во время перестановки Катя поет)
И угораздило меня
Родиться вместе с Колькой.
Нет, не похож он на меня
Ни капельки, нисколько!
Одни забавы в голове,
Обманы и уловки -
За партой с ним одной сидеть,
Поверите, неловко!
То таракана он в класс принесет
И в самолете отправит в полет;
То под соседом хлопушку зажжет
И удивляется: дым не идет...
Ну все, конец терпению,
За все получишь, Колька;
Нет жалости к тебе, лентяй,
Нет жалости нисколько.
Тебя сейчас я проучу
И научу наукам;
Да, есть и у меня, хитрец,
Забавных пара трюков!
КАТЯ - Ну кажется все готово... А вы, ребята, будете нам помогать?
(Катя сидит за партой, установленной на возвышении на фоне окна и яркой Луны. На голове у нее шлем в виде перевернутого круглого аквариума; входит Колька)
КОЛЯ - Ты кто? Это что? А где Катька?
КАТЯ - Я посланец Луны, твой лунный близнец Акьтак. Скажи мне, Коля, мой земной брат, готов ли ты к испытаниям?
КОЛЯ - Я? К каким испытаниям? Где Катька?
КАТЯ - Она там (показывает на Луну) она не достойна такого отличного брата как ты, Коля, и будет до конца своей жизни подметать лунную пыль в кратерах.
КОЛЯ - Да, она это заслужила!
КАТЯ - Теперь твоей сестрой буду я. А для того, чтобы стать настоящим лунатиком, тебе придется пройти через несколько испытаний.
КОЛЯ - Не хочу я испытаний, это же я так, Катьку пугал. Я шутил.
КАТЯ - Мы на Луне шуток не понимаем, поздно извиняться, садись в лунолет.
КОЛЯ - (обходя новоявленный лунолет) Как твой лунолет на парту похож!
КАТЯ - Не разговаривай, надевай на голову луношлем!
КОЛЯ - Шлем, как мамина кастрюля - скороварка...
КАТЯ - Одевай. В космосе много метеоритов, а это опасно! Ты же не хочешь, чтобы тебе в лоб засветил метеорит?
КОЛЯ - (примеряя шлем) А я в нем ничего не вижу.
КОЛЯ - (примеряя шлем) А я в нем ничего не вижу.
КАТЯ -(усаживая его за парту) Так надо. И не бойся метеоритов, мы взлетаем!
(Звучит космическая музыка. Световые эффекты старта. Катя и родители понемногу меняют место действия, преображая его в " Магнитный Астероид Глупости и Невежества"
Катя поет, иногда отвлекаясь, чтобы брякнуть по Колькиному " шлему", создавая эффект
метеоритного дождя; выбирают несколько детей дают им веревку и говорят когда и что нужно делать).
Песня Кати (родители подпевают, Коля отвечает):
- Ты в первый раз летишь на лунолете?
- В первый.
- А значит приготовься, брат земной!
- Я готов.
- Мы встретим много странного в полете.
- Чего это?
- Но ты не бойся, Колька, я с тобой
- Не боюсь!
- Пусть перегрузки тебя не страшат
И невесомость ничуть не пугает
Мы посетим много звезд и планет
Там, где - лунатики - часто гуляют...
Но осторожно, Коля, осторожно!
- Почему?
- Бывают очень странные места!
- Какие?
- Откуда возвратиться очень сложно
И можно не вернуться никогда...
(ракетный гул стихает, лунолет приземляется)
КОЛЯ - (после приземления снимает шлем) Где мы?
КАТЯ - Итак, мы находимся на Магнитном Астероиде Невежества!
КОЛЯ - Чего?
КАТЯ - Невежества, незнаний, глупости (подталкивая Колю и тайком прицепляя сзади веревку). У нас очень мало времени, Коля видишь там, на вулкане, книгу? Это Вечная Книга Знаний; тебе необходимо взять ее как можно скорее, иначе она сгорит. (бабушка, спрятавшись за креслом, изображающим " вулкан", занимается технической стороной трюка с книгой, перемещает ее в пространстве и освещает настольной лампой)
КОЛЯ - Это легкое испытание, это я запросто (идет к книге) А для чего нам эта книга-а-а!? (ребята натягивают веревку по тайному сигналу Кати; Коля останавливается, не дойдя до Книги двух шагов) Что это?
КАТЯ - Это включился магнит невежества, и если он притянет тебя к себе, то ты навсегда останешься здесь, в полном космическом одиночестве и невежестве! (дети продолжают тянуть веревку)
КОЛЯ - Эге-гей, мы так не договаривались! Сделай что-нибудь, ты же мой лунный близнец!
КАТЯ - Я же не думала, что тебя так сразу начнет притягивать! Неужели в тебе нет никаких знаний?
КОЛЯ - Есть, наверное, но я что-то ничего вспомнить не могу!
КАТЯ - Постарайся!
КОЛЯ - А какие знания нужны?
КАТЯ - Ну, например, математика. Скорее, Коля!
КОЛЯ - Ух как притягивает! А, вспомнил; 2х2=4 (веревка немного ослабевает)
КАТЯ - Хорошо, но этого мало - ты же не первоклассник.
КОЛЯ - 6х8=48
КАТЯ - Уже лучше, но тоже мало!
КОЛЯ - (пытаясь добраться до книги по-пластунски) И зачем я лунатиком захотел стать?
КАТЯ - Осталось последнее средство: я тебе сейчас задачку
скажу, а ты ее решишь.
КОЛЯ - Задавай.
(Проводится игра " решение задачи" после которой Коле удается взять Книгу)
Вот, я смог!
КАТЯ - Молодец, Коля, но нам пора в путь, нас ждут другие испытания.
КОЛЯ – Другие!!? А сколько их еще!!?
КАТЯ - Ну, если тебя не съест дикое племя Агу-агу, то два. Или ты хочешь остаться здесь?
КОЛЯ - О-о… я хочу домой! (бессильно падает на парту)
КАТЯ - Раньше думать надо было (надевает на Кольку шлем)
КОЛЯ - Где ты, сестра моя Катька, зачем я к тебе придирался?!
КАТЯ - (хихикает) Взлетаем!
(музыка, шум взлета; Катя поет песню про племя Агу-агу и с родителями делает приготовления к следующей сцене; наряжает детей дикарями и говорит им что нужно делать; в этой сцене папа изображает Агуанского Шестинога, мама - вождь дикарей, а
бабушка помогает музыкальному сопровождению: играет на барабане, свистит в свистки и так далее)

ПЕСНЯ:
На дикой далекой планете
Живут неученые дети
Читать не умеют, писать не умеют;
От лени дичают, от скуки звереют
Живут дикарями за солнечным кругом
Ничем не хотят поделиться друг с другом
Припев:
А только скачут у костра -
Агу-агу агу-га
И пляшут с ночи до утра.
Агу-агу агу-га
И дикой песнею своей
Агу-агу агу-га
Пугают птичек и зверей.
Никто не может научить,
Агу-агу агу-га
Как надо им на свете жить.
Агу-агу агу-га
Никто не может научить,
Ауг-агу агу-га
Как умножать и как делить.
(фонограмма птичьих голосов и зверей дикого леса)

КОЛЯ - Что это за место? Это Африка?
КАТЯ - Африка, только за тысячу световых лет от
земли. Это - агуанские тропики.
КОЛЯ - Значит, мы...
КАТЯ - Значит мы, Коля, на планете Агу. И, кажется, сюда бегут местные жители. (через зал бегут наряженные дикарями ребята в погоне за странным существом, у которого 6 ног, 1 рука; само существо - синее; все выбегают на сцену, показывая то на существо, то на Кольку, и говорят " Агу-агу"
КОЛЯ - Я не понимаю, что им от меня нужно. Они хотят скормить меня этому чудищу? Или чтобы я на нем покатался?
КАТЯ - Местное племя поймало редкий вид шестинога, и теперь они хотят, чтобы ты поделил его на всех
КОЛЯ - А они его что, есть станут? (спрашивает у детей) А вы что, его съедите?
ДЕТИ - (потрясая копьями) Агу-агу!
КАТЯ - Они его уже неделю делят: кому что достанется - и никак не поделят (детям) Так?
ДЕТИ - Агу-агу!
КАТЯ - Вот видишь, Они о-о-очень проголодались, и если ты им не поможешь, они и тебя съедят для ровного счета.
ДЕТИ - Агу-агу-агу!
(Идет игра-задача на деление с участием зала.
Дикари довольны, они все поделили).
КАТЯ - Местные жители выражают глубокую благодарность и в знак уважения к твоим знаниям решили подарить тебе шкуру этого животного.
КОЛЯ - Зачем она мне?
ДЕТИ - Агу-агу-агу!
КАТЯ - Повесишь на стену.
АГУАНСКИЙ ШЕСТИНОГ - Минуточку! Вы тут меня ловите, Вы тут, извиняюсь, меня делите, а не угодно ли вам спросить, что я думаю по этому поводу? Вот именно. Удивляться нечему. Я - самое образованное существо на этой планете. Но, по-моему, это никого не интересует. Я на всех деревьях развесил объявления, что меня есть нельзя - но эти несчастные не умеют читать! Что там читать, они и поделить-то меня толком не смогли. Какое невежество!
КАТЯ - Да, это так. Но учить-то их некому - учителей же у них нет.
ДЕТИ - Агу-агу-агу!
ШЕСТИНОГ - Я мог бы их научить, но на нашей планете нет ни одного учебника. Вот если бы вы одолжили свою Книгу Знаний...
КОЛЯ - Как же я? Мне знания тоже нужны, я без них домой не попаду (Катьке) или попаду?
КАТЯ - Все от тебя зависит.
ШЕСТИНОГ - Ну если нельзя, так нельзя. Значит, так и останутся они дикарями. Да так оно наверное проще. Поймал - съел, поймал - съел, и никакой математики. Или вы учиться хотите?
ДЕТИ - Агу-агу!
КАТЯ - Как мы поступим, Коля?
КОЛЯ - Ладно, держите книгу. Только, я думаю, чтобы таких шустрых учить, одной руки мало. Сами понимаете, иногда, чтобы знания лучше усваивались, надо... сами понимаете... Мне отец однажды за дневник...
ШЕСТИНОГ - О, об этом не беспокойся. Я для этого вторую руку отращу (появляется вторая рука с ремнем)
КАТЯ - Но вы с ними полегче, видите, какие они хорошие - учиться хотят!
ШЕСТИНОГ - Это сколько угодно. Ну-ка складывайте свои копья,
приводите себя в ученический вид. Завтра на рассвете приступим к занятиям. (Дети уходят в зал)
ШЕСТИНОГ - (Коле и Кате) Прилетайте через месяц-другой - увидите, как хорошо они контрольную напишут!
КОЛЯ - Контрольную?
ШЕСТИНОГ - Да! А мне пора готовиться к первому уроку.(уходит)
КОЛЯ - А я совсем про нее забыл. Контрольная! Никуда от нее не спрячешься, на другой планете найдет!
КАТЯ - Ты так ее боишься?
КОЛЯ - Ага, ты классную нашу не знаешь - зверь!
КАТЯ - Как агуанский шестиног?
КОЛЯ - Сравнила. Наша классная во сто раз страшнее!
КАТЯ - Я все поняла.
КОЛЯ - Что ты поняла?
КАТЯ - Я поняла, ты сможешь написать контрольную, просто тебе надо побороть страх и неуверенность. Ты со страху в лунатики подался!
КОЛЯ - (смущен) Нет, я, я...
КАТЯ - Со страху. Вот что, тебе надо побороть страх, и я помогу.
КОЛЯ - Очередное испытание? Нет уж. Ты, конечно, хороший человек, но лунатиком быть я передумал. Отвези меня домой.
КАТЯ - Это твое решение?
КОЛЯ - Да, окончательное.
КАТЯ - Хорошо, полетели.
КОЛЯ - (садится на парту и надевает шлем) Только домой и никуда больше!
КАТЯ - Хорошо, хорошо, полетели! Но мне думается, что надо поработать над твоим страхом. И я знаю как: (Что-то шепчет на ухо бабушке, та делает знак, мол, сейчас и готовиться изображать классную; музыка, шум взлета, перестановка. Катя поет песню.)
ПЕСНЯ:
Ах, эта неуверенность,
Ах, страхи, ах, сомнения
Надуманы и глупы,
Но стойки тем не менее.
Казалось, на задачу знаком тебе ответ
А встал со стула, шаг прошел -
Уверенности нет!
Кому-то это просто:
Сказал - в журнале " пять".
А у кого-то жуткий страх
Успел язык отнять.
Стоишь тогда - ни " бе" ни " ме",
Молчишь, как партизан,
И очень злишься на себя -
Ведь ты решенье знал!
Ах, если б наши страхи
Сумели победить
То каждый стал отличником
И легче стало б жить!

(Родители организуют ребят, надевают им шапочки бакалавров и усаживают на стулья по диагонали от парты - эдакий ученый совет, приемная комиссия; входит бабушка, переодевшаяся классной; фонограмма " шум собрания")

БАБУШКА - Ученик Коля Бубликов, встаньте!
КОЛЯ - (встает, снимает шлем) Софья Вейнгардтовна... вы... я... где лунатики?
БАБУШКА - Смирно! Ученик Коля, ученый совет - не место для глупых шуток! Здесь решается ваша судьба! А вы сидите с кастрюлей на голове!
КОЛЯ - Судьба? А что я такого натворил? Если это из-за Димки Стрижова, так он сам себе жевачку в ухо засунул!
БАБУШКА - И он еще пререкается! (ребятам) Ученый совет, какую оценку заслужил ученик Коля за свое поведение? (ребята поднимают " единицы")
КОЛЯ - Это сон, а вы мне снитесь!! Я понял, я пошел спать.
БАБУШКА - (строго) Не паясничай, Бубликов, ты еще не знаешь, что тебя ждет.
КОЛЯ - Что?
БАБУШКА - Если ты сейчас не пройдешь аттестацию на нашем ученом совете, ты будешь переведен в ясельную группу детского сада; там тебя заставят носить памперсы и есть тертую морковку из ложечки (высвечивается детский манеж) В этом манеже ты заново начнешь свое образование

КОЛЯ - А что мне в нем делать? Это для тех, кто говорить не умеет, а я умею говорить. БАБУШКА - А на уроках почему молчишь, когда тебя учитель спрашивает?
КОЛЯ - Я...
БАБУШКА - Вот что, Коля Бубликов, если ты сейчас не ответишь ученому совету на три заданных вопроса, отправишься в ясли!
КОЛЯ - Хорошо, задавайте свои вопросы (Коле задают вопросы; он отвечает; ему выставляются отметки; зал помогает Коле отвечать)
БАБУШКА - (После игры) Ученик Коля Бубликов, ученый совет находит ваши ответы удовлетворителььными и разрешает продолжить обучение в 5б классе.
КОЛЯ - Вот спасибо (садится за парту)
БАБУШКА - Внимание! За находчивость и инициативу ты, Коля, награждаешься ценным призом. Подойди ко мне. Закрой глаза и вытяни руки. (музыка; Катя отправляет ребят на место; родители придают квартире первоначальный вид)
КОЛЯ - Ну где же ваш приз?
(Катя сует ему стопку учебников; Катя, родители и
бабушка прячутся)
КОЛЯ - Уже можно открыть глаза?
КАТЯ - (из комнаты) Можно!
КОЛЯ - (открыв глаза, озирается по сторонам) Что, где, как? Что происходит? Где все? (появляется заспанная Катя)
КАТЯ - Что ты кричишь? Уже два часа ночи!
КОЛЯ - А где ученый совет? И классная, Софья Вейнгардтовна?
КАТЯ - Ты что, совсем?
КОЛЯ - Ничего не понимаю. Катька, где твой лунный двойник и лунолет?
КАТЯ - Коля, не пугай меня. Зачем тебе ночью учебники?
КОЛЯ - Это подарок ученого совета.
КАТЯ - Это твои учебники, Коля. Да, видно ты совсем сбрендил из-за контрольной. Ну хорошо, я тебе завтра помогу с примерами.
КОЛЯ - Неужели мне все приснилось! Кать, а лунатикам сны снятся?
КАТЯ - Откуда я знаю? Я же не лунатик!
КОЛЯ - А я?
КАТЯ - Это уж сам решай. Я спать пошла (делает вид что уходит, из разных мест выглядывают родители и бабушка)
КОЛЯ - Кажется, я все-таки лунатик. А контрольную завтра я сам напишу. Подумаешь, контрольная! Я на лунолете в космос летал, для меня контрольная - семечки!
(Катя смеется из комнаты) И не смейся, мне теперь все нипочем, правда, ребята? (зал отвечает) Так-то вот!


Финальная песня (начинает петь Коля, потом присоединяются Катя, родители и бабушка)

Пусть эта вот история
Лишь выдумка, не более -
Ее сейчас придумали
И рассказали мы

Но знания чудесные,
Что нам даются в школе
Важны-необходимы
Для всех детей Земли
Но знания чудесные,
Что вам даются в школе
Важны-необходимы
Для всех детей Земли

Чтобы не жить в невежестве
Не бегать дикарями -
Учитесь, дети, в школе
Учитесь вместе с нами

Вас знания учебные
Спасут от лунатизма
И сколько раз, и сколько раз
Еще помогут в жизни!

КАТЯ - А я приглашаю на сцену ребят, помогавших нам учить уму-разуму моего брата, Колю Бубликова: ученый совет, племя Агу-агу и жителей Астероида!
(общий поклон)


КОНЕЦ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статическая работа | Составление и использование бухгалтерской отчетности
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал