Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кружковой работы с осужденными к лишению свободыСтр 1 из 2Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
Порядок организации кружковой работы с осужденными (методические рекомендации)
МОСКВА 2013
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с заявкой УСПВРО ФСИН России от 30.08.2012 года, а также п. 3.2 плана НИР ФКУ НИИ ФСИН России на 2013 год. Исполнители темы научного исследования: Давыдова Н.В., Данилин Е.М., Евдокимов И.В., Дикопольцев Д.Е.
Актуальность проблемы. Правовые основания организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы
Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозглашается: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг». Право человека на использование свободного времени по своему усмотрению закреплено в ст. 44 Конституции Российской Федерации. Данное право реализуется, в частности, в процессе организации и проведения воспитательной работы, в том числе и с осужденными в местах лишения свободы. Европейские пенитенциарные правила Rec (2006) в ч. II п. 27 «Условия тюремного заключения» содержат ряд рекомендаций по организации физического воспитания и досуга осужденных, являющихсяэлементом режима во всех видах пенитенциарных учреждений. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств их исправления (ст. 9 УИК РФ). Эта работа организуется и проводится в исправительных учреждениях (далее – ИУ) с осужденными в свободное от учебы и работы время, т.е. во время их досуга. Правовые документы, регламентирующие подобную работу с взрослыми осужденными в ИУ, отсутствуют. В воспитательных колониях (далее – ВК) действует приказМинюста России от 21.06.2005 № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний». В п. 3данного приказа в числе основных форм и методов воспитательной работы наряду с лекциями, конкурсами, диспутами, вечерами, смотрами, конференциями, спартакиадами названа и кружковая работа. Под свободным временем осужденных понимается та часть распорядка дня, которая не занята учебной, трудовой и другой деятельностью, а также временем, необходимым на удовлетворение физиологических потребностей (сон, прием пищи, личная гигиена и т.д.). Как показывает практика, свободного времени у осужденных не много, но оно все же есть. Это особенно заметно в выходные и праздничные дни, а также в вечернее время после учебы или работы. Общеизвестно, если свободное время правильно не организовано, то в лучшем случае человек бездельничает, в худшем – оно заполняется асоциальной деятельностью. Лица, которые сосредоточены в местах лишения свободы, как никто другой знают об этом и подтвердят очевидный факт. До осуждения, будучи на свободе, они своеобразно заполняли свой досуг: выпивки, дебоши, загулы и т.д. Практика показывает, что в тех ИУ, в которых деятельность служб и отделов носит выраженную воспитательную направленность, а администрация решает проблему организации культурного досуга осужденных, наблюдается меньше нарушений режима содержания и порядка отбывания наказания, по сравнению с теми ИУ, где эта работа слабо организована. Одним из эффективных способов организации досуга осужденных в ИУ является кружковая работа. В настоящее время актуальность проблемы организации кружковой работы с осужденными в ИУ возрастает в связи с тем, что Федеральный закон от 07.12.2011 № 420 признал утратившим силу ст. 111 УИК РФ «Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы», которые прекратили существование. Вместе с утратившей силу статьей, закрепляющей задачи, стоящие перед самодеятельными организациями осужденных, перестали решаться и эти задачи. Организуя кружковую работу с осужденными в ИУ, возможно заполнить образовавшийся вакуум, а также вернуться к решению некоторых из этих задач. Например, таких как организация досуга осужденных, духовное, профессиональное и физическое развитие, формирование здорового образа жизни. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) предполагает в рамках совершенствования воспитательной и социальной работы «расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, а также пополнение библиотечных фондов». Во исполнении положений Концепции в части создания справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению разработаны методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в ИУ ФСИН России в условиях действующего законодательства. Критерии оценки поведения осужденных включают: повышение интеллектуального уровня, подписку на периодические издания, чтение литературы, посещение библиотеки, выполнение общественных поручений, активное участие в спортивных и культурных мероприятиях. Это должно подтверждаться комиссией учреждения, оценивающей поведение осужденных, выписками из плана работы начальника отряда об участии осужденных в воспитательных мероприятиях, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения. Данное условие является для осужденного важным стимулом к участию в кружковой работе. Остается предоставить им возможность заниматься данным видом деятельности. В истории организации кружковой работы с осужденными обращает на себя внимание плодотворная практическая деятельность известного педагога А.С. Макаренко в 20–30 годы прошлого столетия в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. Важным моментом в жизни этих воспитательных учреждений было создание таких условий, чтобы творчество каждого колониста и коммунара способствовало раскрытию и развитию их индивидуальных способностей. В руководимых А.С. Макаренко учреждениях в атмосфере поддержки, признания и одобрения любого творчества, а также проявление индивидуальных способностей и талантов воспитанников рассматривались как ценность и возможность обогащения общей жизни. С этой целью в колонии и коммуне создавалось большое количество кружков разной направленности: драматический, фотографический, музыкальный (в колонии был организован оркестр), изобразительного искусства, литературный (украинский и русский), радиотехнический, библиотечный, натуралистов и многие другие. В 30-е годы значительно возрос интерес со стороны коммунаров к драматическому творчеству и русской литературе. Как результат – организовались два драматических кружка. К руководству первого кружка для старших воспитанников были привлечены режиссеры Харьковского театра русской драмы Н.В. Петров (впоследствии лауреат Государственной премии, народный артист СССР) и Харьковского театра имени А.С. Пушкина А.Г. Крамов (народный артист СССР). Второй драматический кружок для младших воспитанников возглавил Виктор Николаевич Терский – сотрудник коммуны. Совместно с воспитателями подростки сочиняли сценарии, писали стихи, устраивали выставки картин самодеятельных художников коммуны, технического творчества. Духовой оркестр, хор, музыкальные кружки (фортепьяно, скрипка) давали простор для формирования музыкальных способностей. Работал в коммуне и «арктический» кружок. А.С. Макаренко уделял большое внимание духовно-нравственному развитию коммунаров, их грамотности. По его инициативе в коммуне организовался библиотечный кружок. Несмотря на большую занятость, он систематически просматривал формуляры читателей, обращая внимание на то, как часто воспитанники посещают библиотеку, кто и какие книги берет. Он старался пробудить в каждом воспитаннике любовь к чтению и бережному обращению с книгой. Из воспоминаний сотрудников коммуны и коммунаров следует, что А.С. Макаренко учил подростков работе с книгой, рекомендовал каждому завести тетрадь для краткого изложения и разбора прочитанного материала. Многих он заинтересовывал своими рассказами о прочитанной книге, а другим советовал прочитать то или иное произведение. В колонии и коммуне, кроме того, существовало много спортивных, в том числе военно-спортивных, секций: парашютная, кавалеристская, военной топографии, волейбольная, футбольная. Все без исключения коммунары сохранили свои увлечения на всю жизнь, а для некоторых они стали профессией. Конечно, повторить то, что создал А.С. Макаренко в руководимых им учреждениях, в условиях современных ИУ невозможно, но те педагогические идеи, которые лежали в основе организации кружковой работы с воспитанниками, необходимо знать и использовать в настоящее время. В течение января-мая месяца 2013 года сотрудниками НИИ ФСИН России исследовалась проблема организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы. Исследование проводилось во всех территориях, где располагаются ИУ. Результаты социологического опроса, проведенного в 736 ИУ, включая ВК, легли в основу данных методических рекомендаций.
|