Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара
Лар Леонид Алексеевич
[shaman’s world]
- Шаманы и Боги -
Родился в 1955 году в пос. Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, Россия. Окончил в 1974 г. Московскую среднюю художественную школу (педагог Н.П. Андрияко) и в 1980 г. Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская М.М. Курилко-Рюмина). Живописец, график.
Автор тематических композиций, пейзажей, портретов, участник областных, зональных, всероссийских и международных выставок. Собирает этнографический материал для картин и научных разработок. Член Союза художников России. Декан художественно-графического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.
Кандидат исторический наук. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ч.М. Таксами. Докторант Уральского государственного университета им. М.А. Горького. Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Н.А. Миненко.
Автор трех монографий: Шаманы и Боги. Тюмень. ИПОС СО РАН, 1998; Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2001; Культовые памятники Ямала. Хэбидя’Я. Тюмень. ИПОС СО РАН, 2003
Мифы и легенды в творчестве художника Леонида Лара
Мифы и легенды ненецкого шаманства, живущие в памяти народа, не дают исчезнуть древнейшим представлениям о человеческом роде, уходящим корнями в мировоззрение первобытных охотников и оленеводов. В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана - хранителя духовной культуры ненцев. На полотнах Леонида Лара, объединенных темой, давшей название этой книге, минувшее связано с настоящим, фантастическое с реальным. На них, как и в традиционном ненецком фольклоре, не только земля, но и весь космос обитаем и одухотворен. Вымышленный мир предстает на холстах художника в достоверных формах, персонажи выглядят так, как будто они действительно существуют. Многие картины написаны как бы на одном дыхании - но сколько времени вынашивает он каждый замысел! Работы эти, когда завершены, обычно шире самого фольклорного сюжета и глубже первоначального замысла. Картина " Посвящение " написана на основе собранных художником полевых материалов. В периоды летних экспедиций в стойбищах оленеводов Леонид Лар встречался с людьми, знающими фольклор, со старыми сказителями, сохранившими легенды и мифы о шаманах, с самими шаманами, которые посвящали его в тайны своей удивительной профессии. На картине мы видим посвящение шамана в одну из главных категорий. В ненецкой религии таких категорий три, по числу сфер Вселенной, с которыми связана деятельность служителей культа: шаман Верхнего мира (выду'тана), шаман Среднего мира (я'нянгы тадебя) и шаман Нижнего мира (самбдорта). Чтобы стать шаманом высшего ранга, посвящаемый должен пройти все три мира, сохранив свою жизнь и победив в борьбе со злыми духами. Затем он должен найти свое место и получить духов-помощников и духов-покровителей. Только тогда шаман приобретет способность общаться с могущественными божествами. В работе " Рождение " передан образ богини Я'Миня, которая покровительствует рождению человека и охраняет землю, следит за судьбой человечества и вершит суд, так как в ее руках находится Книга Судеб, где она записывает этапы жизни человека и срок его смерти. В этом образе слились в одно целое Природа и Человек, Женщина и Земля, Рождение и Смерть, Радость и Боль. Это нельзя разорвать, разъединить. Уничтожая природу, человек губит прежде всего самого себя, без рождения нет смерти, без страданий - радости. Земля тождественна Женщине: глядя на Женщину, мы видим Землю, дающую нам жизнь, а глядя на Землю, видим Женщину, которая дарит миру нового человека. Богине Я'Миня помогает Мяд'пухуча - Хозяйка чума. Между ними прочная связь. Через Мяд'пухуча богиня Я'Миня следит за судьбой человека. Полотно " Сотворение " написано по мотивам легенды о сотворении земли богом Нумом. Создателю Вселенной помогала священная птица гагара, которая спустилась на дно моря и в клюве принесла землю и ил. Земной шар показан художником в виде шаманского бубна, поделенного на две половины, - он плывет в бескрайнем пространстве Вселенной. На картине изображены первые люди - сихиртя. В легендах говорится, что когда-то они жили на этой земле, но, не выдержав натиска воинственных ненцев, ушли под землю, оставив пришельцам северные просторы. Сихиртя были мирным народом и не любили войны, поэтому они решили оставить Средний мир и уйти в подземный. На картине " Восхождение " душа шамана поднимается к богу Нуму, чтобы попросить о помощи в трудный для людей период жизни (стихийное бедствие, падеж оленей, эпидемии). Это шаман Верхнего мира - выду'тана. Только он может подняться на семирогом олене к богу Нуму, только он имеет возможность общаться с Великим духом. Шаману выду'тана даны Нумом большие права и привилегии, но на определенных условиях. Если эти условия будут нарушены, Нум жестоко накажет шамана: он отправит его в Нижний мир служить Ига или душа шамана будет вечно мучиться без пристанища. В " Нашествии " все пронизано ощущением беды: на землю обрушились злые духи, которые хотят уничтожить все живое. Шаман Верхнего мира - выду'тана стремительно поднимается в небо,.чтобы успеть сообщить о беде Великому Нуму и попросить помощи. Но шаман обессилел в борьбе со злым духами, так и не закончив восхождение. В ясную лунную ночь виден силуэт шамана, навечно оставшегося вдали от своего народа. На картине " Полет " шаман движется параллельно поверхности земли. Каждый шаман имеет свою небесную дорогу, по которой он идет, плывет, едет. Эти пути ему подсказывают духи-покровители и духи-помощники, которые в путешествии всегда рядом с ним. Дорога шамана трудна и опасна. Сначала ему предстоит подняться над землей Среднего мира, и только после этого он начинает искать нужный путь в Верхний мир или подземное царство. Об этих небесных дорогах автору рассказывали сами шаманы, которые совершали свои путешествия в миры духов. Работа " ГлазаНума" написана после длительной экспедиции по Ямалу. В этой картине передана вера людей в Высшую силу - в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Обычные люди не тревожат его своими просьбами. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Через шамана люди передают богу свои просьбы и пожелания. Ненцы считают, что Нум всевидящий и вездесущий. Рядом с Глазами Великого духа мы видим его помощников - Миколу Мутратна, Яв'мал Вэсоко и других небесных духов. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей и предотвратить беды, посылаемые злыми духами. Но главной фигурой этой картины является шаман Верхнего мира - выду'тана. Картина " Духиболезней" отражает поверья ненцев, считающих причиной болезни или смерти вселение злого духа болезней -Хабця'Минрена или его посланников. Человек испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом, а злой дух изгнан из тела. Поскольку Хабця'Минрена и его посланники могут питаться не только человеческими душами и телами, но также и животными, то самым надежным способом предупреждения болезни является своевременное принесение духу жертвенного животного. Его вид определял шаман Среднего мира - я'нянгы тадебя. Полотно " Возрождение ". По поверьям ненцев, душа покидает человека в трех случаях: во время болезни, во сне, при смерти. В первых двух случаях душа возвращается, в последнем - уходит в царство теней. По истечении срока проживания в мире духов душа может вновь возродиться, но в новом качестве. Души некоторых людей, совершавших заслуживающие наказания проступки по отношению к природе, животному миру, вселяются в тела животных. Ненцы очень бережно относятся к природе, говоря, что природа - это душа. Душа шамана продолжает жить среди небесных духов. В некоторых случаях она превращается в животное или любой предмет, чтобы предупредить людей о надвигающемся бедствии. На картине " ТайныНга" изображен подземный мир, где властвует брат Нума, бог Нга. Это сила зла, противоборствующая светлому и доброму началу бога Нума. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в темное, ледяное царство Нга. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Нет никому возврата из этого холодного мира теней. На семи ярусах Нижнего мира проживают семь сыновей Нга. У каждого сына свои духи, которые выполняют возложенные на них обязанности. На последнем ярусе восседает сам бог Нга. Его мир попон мрака и ужасов. Там бродит злой дух Хабця'Минрена, который пожирает трепещущую душу человека. Там обитает чудовищная старуха смерти и болезни. Появившись на земле, она пробирается в чумы и крадет детей, чтобы напиться их крови. Безлунной ночью блуждают злые духи в глубокой тьме по дорогам и у могил. Они посылают ужасы и тяжкие сны на землю и губят людей. Только шаман Нижнего мира - самбдорта способен предотвратить беды и зло. Он единственный, кто своим колдовством может остановить злых духов. " ПтицаМинлей". По поверьям ненцев, эта большая сказочная птица с крепкими железными крыльями жила когда-то в подземном мире, куда ее спрятал бог Ига. Но в период открытия нефтяных месторождений птица Минлей была выпущена из темницы. По некоторым источникам, Мин-лей дарует людям счастье, если у нее хорошее настроение, но может принести и беду, если не в духе. Ненцы считают, что лучше всего не встречать на своем пути эту птицу: кто знает, какое у нее настроение. По легендам, Минлей насылает метели, проливные дожди, снежные бураны, ураганы и т. п. " Войнабогов". Эта картина вдохновлена легендами, услышанными от сказителей. Бог Нум никогда не воюет со своим братом Ига. Ненцы считают, что если эти два бога, равные по силе, выйдут на борьбу, то земля, которую они создали, исчезнет в пучине вод, а мир превратится в хаос. Поэтому для усмирения брата бог Нум посылает свою жену, Я'Миня, управляющую белыми огненными оленями. Полотно " ИдЕрв" удачно передает атмосферу жертвоприношения духу-хозяину воды, покровителю рыбаков. От него зависит удача в рыбном промысле. Каждую весну перед рыбным промыслом ненцы приносят ему жертву, чтобы улов был богатым. С детских лет ненца приу 1ают бережно относиться к воде, так как от нее зависит жизнь людей в тундре. Детям рассказывают о хозяине воды как о божестве, которому подчиняются все речки и озера. Если обидеть хозяина воды Ид'Ерв, то он превратит питьевую воду в болото. Нельзя кидать мусор, плевать в воду, мутить ее без надобности, играть водой и т. д. Картина " Инквизиция " напоминает о действительных исторических событиях. История христианизации отсчитывается с известного миссионерского похода Филофея Лещинского. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться древним божкам, совершать жертвоприношения и языческие ритуалы. Гнев деятелей церкви испытали главным образом южные ханты, манси и архангельские ненцы. Было уничтожено священное место на острове Вайгач, где находились идолы главных ненецких божеств. Ненцев Ямала достиг лишь слабый отголосок этого сокрушительного удара, их религия оказалась более устойчивой. Картина " Мираж " предупреждает о том, что человека, который, нарушая запреты, наносит вред природе, оскверняет священные места, ждет наказание. На пути у него будут возникать миражи в виде идолов, они заведут человека в труднодоступные места, где он и погибнет. Миражи могут представать также в виде животных, стойбищ и др. " Деревосмерти" написано как иллюстрация к легенде. Когда-то ненцы были самым воинственным народом. Они всегда побеждали своих противников и в жертву богам на священном месте вешали голову убитого врага. Сейчас ненцы говорят, что они стали как сихиртя - миролюбивыми. Триптих " Духи шамана Мандакова" создан после поездки к шаману Г. Е. Мандакову. На основе его рассказов и пояснений к культовым предметам родились сюжеты этих картин. Священныестрелы с одноименной картины триптиха - это боевое оружие шамана против злых духов, а также средство передачи известий духам-помощникам. Стрелы могли служить и средством передвижения в мире духов. " СемьсыновейНума " - это духи-покровители шамана Мандакова. Через них он обращается к небесным духам Миколе Мутратна, Яв'мал Вэсоко, Илебям'бэртя. Семь сыновей Нума помогают шаману в борьбе со злыми духами. Мандаков поклоняется этим божествам и считает, что Нум очень занят, нельзя тревожить его своими просьбами понапрасну. Центральная картина - " ШаманМандаков" - изображает шамана во время совершения обряда. Ряде, л с ним ду-хи-покровители, духи-помощники. В них его сила. Главным ритуальным предметом, связывающим мир духов и мир людей, является бубен - пензер. Шаман готов сразиться со злыми духами, так как наделен способностью вселять в себя духов-предков. В работе " ШаманиздревнегородаОкотэтто " представлен собирательный образ служителя культа. Шаман - значительная фигура в ненецком обществе, он выступает перед могучими богами как заступник за свой народ. По народным представлениям, шаманы спасают людей, изгоняя злых духов, предупреждая о грядущих бедствиях. Иногда им удается даже воскрешать мертвых. Мы видим шамана в момент общения с духами, в позе, говорящей о его полной внутренней сосредоточенности. Кажется, что он не только сам преображен благодаря поддержке духов-помощников, дающих ему силу, но и доставляет эту энергию в наш современный мир. Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников. Принадлежности шаманского ритуала имеют сверхъестественную силу, многие детали костюма, подвески, нашивки означают духов-помощников. Пензер символизирует достоинство и силу шамана, он служит для полетов по мирам Вселенной. Работа " Мядпухуча" посвящена Хозяйке чума, покровительнице семейного очага, благополучия, деторождения. Мяд'пухуча - это образ прародительницы рода. Древние легенды рисуют ее земной богиней. Священное изображение Мяд'пухуча передают из поколения в поколение как домашнюю святыню, как талисман благополучия. По количеству одежд на ней можно определить ее возраст и число родившихся в этой семье детей. Идол Мяд'пухуча достигает иногда размеров человека среднего роста. На картине " ЯМалне' " перед нами богиня Среднего мира, покровительница земли Ямал, очень почитаемая на Ямале. В основном ей поклоняются женщины. Во время жертвоприношений к Я'Мал не обращаются с просьбами о покровительстве, здоровье и т. д. Святилище Я'Мал не находится напротив острова Белый, в конце территории Хэхэ'Сале. Легенды рассказывают, что бог Сэр Ири был когда-то человеком. Поднявшись к богу Нуму, он посватался к его дочери и получил согласие. Они поженились. Вернувшись на землю, Сэр Ири взял себе Белый остров, а жене отдал Ямал. Он попросил ее, чтобы она находилась рядом и пребывала постоянно напротив Белого острова, в конце святого места Хэхэ'Сале. С тех пор они и сидят друг против друга. В работах Леонида Лара отражена древняя вера людей в могущество богов и тех, кому дана способность общаться с ними. Его картины наполнены глубоким смыслом, философскими раздумьями о взаимосвязи Человека и Природы и в то же время искренни и чисты, согреты теплым чувством к ненецкому народу. Счастлив художник, если его талант и мастерство черпают силу не только в работе ума, но и в крепнущей с годами любви и уважении к тому, что стало основной темой его творчества.
Предисловие
Среди явлений, изучаемых этнографической наукой, давний, неутрачиваемый интерес вызывает сибирское шаманство. Шаманство - одна из самых ранних форм религии, сложившаяся в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя. Оно занимало видное место в религиозной жизни многих народов мира в средневековье. У народов Сибири и Севера, в частности у ненцев, шаманство бытовало до начала XX столетия. Пережитки его оказались очень устойчивыми и сохранились вплоть до наших дней. Что такое шаманство? Согласно одному из последних определений, это - " форма религии или культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов - служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шаманы общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель будто бы может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нем); душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или какого-либо духа-покровителя (помощника). Считалось, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестественными силами, вследствие чего они способны обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, отвращать несчастье, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д. Важная обязанность шамана - провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир" [Басилов, 1993, с. 221; см. также: Токарев, 1990; Басилов, 1997]. Термин " шаманство" (" шаманизм") вошел в литературу в XVIII веке, хотя само слово " шаман", обозначавшее " чародей" у народов Сибири, упоминается в письменных источниках XVII столетия. Как показывают историко-этнографические исследования, шаманство являлось органической частью всего комплекса духовной жизни народов Сибири и Севера. Служителями данного культа - шаманами становились, как правило, люди исключительной, особой одаренности. Их роль в жизни своего общества сложна и противоречива. Они выполняли функции народных целителей, педагогов, поэтов, артистов. Настоящие шаманы хорошо разбирались в психологии человека, а в своей практике умело пользовались секретами народной медицины. Главное, они являлись хранителями религиозно-философского мировоззрения народов Севера, активно поддерживавшими жизнь национальных традиций и обычаев. В 1930-х годах, в ходе коллективизации и антирелигиозной кампании, шаманов объявили врагами советской власти и многие из них были отправлены в тюрьмы. Репрессивные, жестокие меры, направленные против служителей культа, привели к постепенному исчезновению шаманства, по крайней мере в открытых проявлениях, с исторической сцены. Данная проблема еще не получила должного освещения в научной литературе и требует более полного изучения. Многие мероприятия новой власти осуществлялись без учета психологии и обычаев коренного населения, без должной оценки силы традиций и, в частности, религиозных верований. Шаманство рассматривалось лишь как отсталость и невежество. Результатом борьбы с шаманством стало разрушение целостной системы религиозно-философских, морально-этических и медицинских знаний, что привело к обесцениванию национальной культуры и способствовало утрате многих традиционных мировоззренческих ориентиров. Шаманизм как явление имеет много различных определений, порой противоречащих друг другу. Однако все профессионально изучающие этот феномен ученые согласны с тем, что в основе его лежат особого рода мировоззрение, миропонимание и мироощущение, выраженные в верованиях, мифологии и культе. Одна из главных черт этого мировосприятия - вера в населяющих природу духов (анимизм). В отличие от магических обрядов, основанных на вере в возможность непосредственного воздействия на объект, шаманское действо непременно предполагает веру в наличие особых существ, которых принято называть духами. Особенность шаманства состоит не столько в представлениях о духах, сколько в своеобразии отношений к сверхъестественному миру, который мыслится близким к человеку, теснейшим образом связанным с его повседневной жизнью. Шаманизм - архаическая система представлений, впитавшая в себя наиболее сущностные категории, определяющие взгляды на бытие Космоса и бытие человека. Мировоззрение, обусловившее особенность отправления культа в шаманстве, признает, что избранные люди, если они соответствующим образом вскормлены, " пересотворены" и обучены, могут проникать в сферы обитания богов и духов и непосредственно общаться с ними. Как явление стадиальное, шаманизм, видимо, был некогда присущ всем культурам, составляя важнейший этап в истории человечества, связанный с осмыслением Вселенной, созданием единой картины мира, определением в ней места человека. Шаманизм объясняет социальные явления через мифы, выступающие прежде всего образным средством выражения важнейших концепций архаического мировоззрения. Шаманские ритуалы были одним из самых заметных проявлений религиозной жизни аборигенных народов Сибири и Дальнего Востока, Европейского Севера. О шаманах и проводимых ими обрядах писал почти каждый исследователь, путешественник или миссионер, которого судьба занесла на Север и дала возможность хотя бы мельком увидеть столь необычный для европейца быт " туземцев" этого края. Есть в литературе сообщения и о шаманстве ненцев. Подавляющее большинство исследователей хорошо видели наиболее типичную особенность шаманизма - применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывалась способность такого общения. Эта бросающаяся в глаза черта шаманства настолько характерна, что шаманские обряды и верования без особых затруднений замечались, описывались и правильно классифицировались исследователями. Наиболее ранние известия о шаманстве ненцев относятся к XVI веку. Английский путешественник Ричард Джонсон, побывавший среди них в 1556 году, описал шаманский сеанс, на котором ему разрешили присутствовать. Он рассказал о призываниях духов " с дикими вскрикиваниями" под звуки бубна, об особой одежде шамана и удививших его " фокусах". Так, на его глазах ненецкий " заклинатель" уколол себя мечом, но раны на теле не оказалось. Затем шаман раскалил на огне меч и проколол им себя так, что конец меча вышел из спины, и Джонсон мог ощупать его пальцем. Потом шаман обвязал свою шею веревкой и дал ее концы двум мужчинам; после этого шамана накрыли длинным одеянием. Мужчины стали тянуть веревку, каждый в свою сторону, и вскоре шум упавшего в котел с кипящей водой тяжелого предмета возвестил присутствующим, что голова, плечо и левая рука " кудесника" были отрезаны веревкой. Тем не менее через некоторое время шаман, живой и невредимый, предстал перед участниками обряда [Михайловский, 1982, с. 98-99]. Отдельные сведения о верованиях, и в частности шаманстве, ненцев были собраны в XVI веке и нидерландской экспедицией [Ван-Линсхотен, 1915]. Об особенностях религиозных традиций ненцев сообщали исследователи, соприкоснувшиеся с этим северным народом в конце XVIII столетия, - участники Академической экспедиции 1769-1774 годов П. С. Паллас [1788], И. Г. Георги [1799], В. Ф. Зуев [1947], И. Лепехин [1805]. Однако основательный сбор этнографических материалов начался лишь в прошлом веке, главным образом во второй его половине. Не ставя своей целью дать полный библиографический обзор, упомяну наиболее заметные публикации, содержащие сведения о религии ненцев, в том числе о шаманстве. Это записки разных по своим занятиям людей, проявивших живой интерес к обычаям и верованиям немногочисленного северного народа: Ф. Белявского [1833], В. Иславина [1847], архимандрита Вениамина [1815; см. также; Васильев, Гейденрейх, 1947], А. Шренка [1855], М. А. Кастрена [1860], Ю. И. Ку-шелевского [1868], П. И. Третьякова [1871], К. Д. Носилова [1894; 1898а: 18986]. Все эти работы не утратили научной ценности до сих пор, и к ним неизменно будет обращаться каждый исследователь религиозных воззрений и обрядов ненцев. Новыми сведениями о миросозерцании и религиозной деятельности ненцев обогатили науку работы, вышедшие в свет в нашем столетии. Из дореволюционных публикаций следует упомянуть книгу Б. Житкова [1913], а также практически неизвестное даже специалистам сочинение выдающегося отечественного ученого - археолога, антрополога, этнографа и географа С. И. Руден-ко, впоследствии прославившегося раскопками Пазырыкских курганов скифской эпохи на Алтае [Руденко, 1914]. Обзор публикаций советского периода правомерно начать с небольшой, предназначенной для массового читателя, но весьма содержательной статьи Р. П. Митусовой [1929], а также книги и статьи работавшего долгие годы на Севере Л. Н. Гейденрейха [1930а; 19306]. Затем появляются публикации этнографов, по долгу профессии обязанных уметь наблюдать и правильно фиксировать увиденное: Л. В. Костикова [1930], Г. А. Старцева [1930], Г. Д. Вербова [1938]. К сожалению, богатые материалы, собранные Г. Д. Вербовым, остались достоянием архива Кунсткамеры; лишь отдельные записи были опубликованы Е. Д. Прокофьевой [1953] и Л. В. Хомич [1966]. Уникальные сведения о верованиях ненцев приведены в работе А. А. Попова [1944]. Отголоски архаического мировоззрения сохранены в эпических песнях ненцев, опубликованных 3. Н. Куприяновой [Эпические..., 1965]. Весомый вклад в исследование религиозных традиций ненцев принадлежит Л. В. Хомич, известному специалисту по этнографии ненцев. Ею опубликована целая серия работ, в которых рассматриваются различные аспекты религиозных воззрений и культовой практики ненцев, включая многообразные проявления шаманства [Хомич, 1966; 1970; 1971; 1976; 1977; 1980; 1981; и др.]. Обширные материалы по религии ненцев, в том числе относящиеся к деятельности шаманов, опубликованы на иностранных языках (главным образом на немецком). Так, уже после смерти С. И. Ру-денко была напечатана его работа " Угры и ненцы нижней Оби" [Rudenko, 1972], в которой имеются важные сведения о религиозных верованиях этих народов. В. И. Васильеву принадлежит статья об анимистических представлениях энцев и енисейских ненцев [Vasiljev, 1978], а Л. В. Хомич - о классификации ненецких шаманов [Khomic, 1978]. Из зарубежных ученых наиболее заметный вклад в изучение архаической культуры ненцев внесли финские лингвисты М. А. Кастрен, которого с полным основанием можно причислить к российскому научному миру, и Т. В. Лехтисало [Castren, 1853; 1855; 1940; Castren, Lehtisalo, 1960; Lehtisalo, 1924; 1947; и др.]. Для понимания особенностей шаманства ненцев особенно важна работа Т. В. Лехтисало о сложном ритуале посвящения [Lehtisalo, 1937]. К сожалению, в ней очень немного данных, относящихся к традициям ненцев и собранных самим автором в " поле", статья основана на сравнительных материалах, почерпнутых из работ других авторов. Публикации по частным вопросам, касающимся верований ненцев, принадлежат перу венгерских специалистов П. Хайду и Л. Гальди [Hajdu, 1968; 1978; Galdi, 1968; см. также: Simonsics, 1978]. Следует отметить, что уже к концу XIX века был накоплен столь обширный и теоретически значимый материал о религиозном мировоззрении и обрядности ненцев, что ссылки на него появляются в ряде обобщающих работ. Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманстве, в которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития, - некогда широко известной, а сегодня незаслуженно забытой книге В. М. Михайловского [1892, с. 14-17, 22, 31, 56, 98-102]. Ненецкий материал использован в обобщающем труде Д. К. Зеленина об онгонах у сибирских народов [Зеленин, 1936]. Воззрения ненцев привлекли внимание и теолога-теоретика патера В. Шмидта, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции изначальности веры в единого Бога и посвятил им отдельный том в своем многотомном исследовании [Schmidt, 1931, s. 340-384]. Наконец, сведения о шаманстве ненцев включены в обобщающие работы Е. Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме [Прокофьева, 1961; 1971]. Вместе с тем собранных и на сегодняшний день данных недостаточно. Жизнь каждого народа так богата и разнообразна, что даже очень внимательный наблюдатель открывает для себя лишь отдельные сферы деятельности людей иной культуры. И ненцы в этом отношении - не исключение. Отдавая должное достоверности и точности сообщений разных авторов, в том числе этнографов, о религиозных воззрениях и ритуальной практике ненцев, мы должны помнить при этом, что для ряда авторов пребывание среди ненцев было кратковременным, а в таких условиях и опытный исследователь пройдет мимо многих важных явлений и не избежит поверхностных суждений. Люди, писавшие о ненцах, как правило, не знали ненецкого языка и зависели от переводчиков, следовательно, не были полностью самостоятельны в своих заключениях и оценках. Наконец, на рассказы о ненцах того или иного наблюдателя могло повлиять в какой-то степени и предвзятое отношение к чужой и " примитивной" культуре. Об этом очень хорошо сказал свыше ста лет назад В. М. Михайловский: " Кроме препятствий, созданных условиями быта самих нецивилизованных народов, существуют еще более серьезные причины, долгое время устранявшие возможность правильной разработки этнографических фактов... Как собиратели этнографических материалов, так и ученые, занимавшиеся их обработкою, относились до последнего времени к своему предмету с различными предубеждениями: они не обладали сознательным стремлением к объективному пониманию (иных) верований и взглядов... они никак не могли проникнуть достаточно глубоко в своеобразное и чуждое нашим понятиям миросозерцание этих детей природы" [Михайловский, 1892, с. 1]. В связи с этим в науке по-прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Кроме того, сегодня, когда образ жизни ненцев и других аборигенных народов утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционных культурах становится все более ограниченной, и надо спешить, чтобы сберечь хотя бы для науки драгоценные крупицы сведений об архаических воззрениях обитателей тайги и тундры, донесших до наших дней древнейшие представления человечества. В последние десятилетия задача исследования традиционных культур малых народов Севера и Сибири приобрела особое общественное значение, так как у самих аборигенных народов интерес к своему культурному наследию стал глубоким и осознанным. Теперь многие представители этих народов видят свое будущее в теснейшей связи с сохранением культурных традиций, в том числе отражающих привычное отношение к окружающему миру, к иным формам жизни. Крушение официальной идеологии Советского Союза, отрицавшей социальную ценность религии и подчеркивавшей необходимость борьбы с ней, открыло простор для возрождения исконных религиозных традиций. Повсеместно возрос интерес и к опыту народной медицины, включая шаманские (ритуальные) способы лечения. Таким образом, задача ввести в научное пользование новые материалы и сделать их достоянием по возможности более широкого круга самих носителей этнических традиций и их соседей, представляющих другие народы России, актуальна как никогда ранее. Предлагаемая работа является попыткой расширить существующие представления о религии ненцев. Автор сосредоточивает свое внимание на ненецком шаманстве (шаманизме), так как шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа. Все, что делает шаман, основано на идеях и традициях его культуры, поэтому изучение шаманства ненцев есть, по существу, исследование особенностей их религии. В частности, автор считает одной из своих задач выявление теологических основ ненецкого шаманства, которые из-за отсутствия письменности не были зафиксированы в какого-либо рода документах, а передавались из поколения в поколение в устной форме. В книге использованы преимущественно собственные материалы автора (ненца по национальности, владеющего родным языком), собранные в условиях полевой этнографической работы в 1980-х и в 1990-х годах - в период возрастания интереса к духовной культуре народов России. Полученные в ходе полевых работ источники можно разделить на две категории: 1. Мифы, легенды, различные предания и произведения других жанров фольклора; они нередко содержат конкретные данные по шаманским верованиям и обрядам, представляющие большой интерес. 2. Информация, исходящая от самих шаманов, камлающих в наши дни или камлавших в прошлом, истолкование и объяснение ими различных конкретных верований и обрядов, типов камлания, символики шаманских бубнов и ритуального костюма, сакральной терминологии, профессиональной лексики. Для изучения ранних представлений о мироздании чрезвычайно важен фольклор в целом - сказки, предания, эпос, песни. С распадом мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранилось в устном народном творчестве в пережиточном виде. Отголоски связанных с шаманством верований в своих мифопоэтических, обрядовых и художественно-образных проявлениях имеют целый ряд отличительных черт, позволяющих в известной степени воссоздать (реконструировать) забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства. Мифы, отражающие идеи, которые лежат в основе ненецкого шаманства, записаны в разные годы в разных районах Ямала. Они свидетельствуют о том, что устная традиция сумела сохранить
|