![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автомобильные колеса.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ Колесо является неотъемлемой составной частью автомобиля, поэтому конструкция его должна тесно согласовываться с конструкцией как ходовой части, так и автомобиля в целом и отвечать тем требованиям, которые диктуются условиями его эксплуатации. В связи с этим для легковых, грузовых, специализированных автомобилей и автобусов применяются колеса различных конструкций и размеров. В обиходе под словом «колесо» многие подразумевают автомобильное колесо в сборе, состоящее из собственно колеса и шины. Между тем в автомобильной промышленности, да и на автотранспорте колесом считают только промежуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент конструкции автомобиля, относящийся к изделиям автомобилестроения (так же как и, например, ступицы колес). Определения: а) колесо - вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска: б) обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина; в) диск колеса – центральная часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом и имеющая посадочные отверстия для крепления к ступице; г) одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину; д) сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице. Часто дисковое колесо называют просто диском (очевидно, во избежание путаницы между колесом в сборе и колесом как элементом конструкции автомобиля), что конечно, неверно. Ибо на самом деле бывают разборные колеса, где обод и диск скреплены резьбовыми соединениями, а так же бездисковые колеса (например, на грузовиках «КамАЗ») или колеса с дисками в виде кольцевых фланцев (автомобили ЗАЗ). Автомобильные колеса различают: - по их принадлежности к тому или иному автомобилю; - по типу применяемых шин; - по конструкции колес; - по технологии изготовления. По принадлежности к тому или иному автомобилю: а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицелов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1, 5 т., имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86); б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88 (ИСО 4209/2-87)), предназначенные для бескамерных автомобильных шин; в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха. По типу применяемых шин: - для работы с камерными шинами; - для работы с бескамерными шинами. По конструкции колес: - разборные; - разъемные; - неразборные; - бездисковые. Ободья колес, в свою очередь, могут быть глубокими, полуглубокими и плоскими, а также неразборными, разборными и разъемными. Ободья колес грузовых автомобилей и автобусов могут быть неразборными, разборными в продольной или поперечной плоскостях. Для легковых автомобилей применяются преимущественно колеса с глубокими неразъемными ободьями. Диск к ободу крепится сваркой или реже заклепками. Для обеспечения прочности диску придается особая конфигурация, повышающая его жесткость. Ободья для колес легковых автомобилей изготавливают в основном с наклонными (коническими) полками. Наклон полок принимают равным 5°. Колеса легковых автомобилей могут применяться как для камерных, так и для бескамерных шин. Однако во втором случае предъявляются повышенные требования к поверхности обода, соприкасающейся с бортом. Дисковые колеса с глубоким неразборным и плоским разборным ободьями находят применение на автомобилях особо малой и малой грузоподъемности и на автобусах особо малой и малой вместимости. Для камерных шин других классов грузовых автомобилей и автобусов наибольшее распространение получили плоские разборные трех- и двухкомпонентные ободья с коническими полками. Для автомобилей большой и особо большой грузоподъемности, как и для автобусов соответствующих классов, применяются дисковые колеса с плоскими разборными ободьями, имеющими одну и две съемные закраины, а также бездисковые плоские разборные и разъемные ободья, состоящие из отдельных секций.
По технологии изготовления колеса могут быть: - стальными сварными (из прокатанного обода и штампованного диска); - литыми; - коваными. Технология изготовления литых колес включает заливку расплавленного металла (обычно это легированный сплав алюминия с кремнием или магниевый сплав) в форму, его остывание и последующее обтачивание посадочных поверхностей и сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых колес относят чрезмерно толстые стенки, возможность появления скрытых пор и раковин, недостаточную прочность (при ударе деформируются и даже раскалываются) и сложность (часто невозможность) восстановления. При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают так называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке. Такая технология сложна и дорога, однако кованые диски прочнее и легче. Например, 13-дюймовое кованое колесо весит 4, 9 кг против 6, 0 кг у литого, а толщина стенок составляет только 3.0 мм против 5, 5 мм у литого. При этом кованый диск лучше «переносит» удары. Поэтому для российских дорог желательно использовать кованые диски, несмотря на их дороговизну. Главное преимущество легкосплавных колес перед обычными стальными - в меньшей массе. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к уменьшению неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы подвески, так как колесо быстрее «повинуется» возвращающему действию пружины, амортизатора и быстрее восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это улучшает комфортабельность езды и делает более безопасным прохождение поворотов на большой скорости.
Рисунок 1 - Основные элементы и размеры колеса легкового автомобиля А - закраина обода; Б - полка; В - кольцевой выступ (" хэмп"); Г - плоскость крепления; а - монтажный диаметр; б ширина обода (меньше ширины профиля шины на 25-30%); в - вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса); г - диаметр центрального отверстия под ступицу; Д - диаметр окружности расположения крепежных болтов.
Рисунок 2 - Ободья грузовых автомобилей а - двухкомпонентный, б — трехкомпонентный. 1 - основание обода, 2 -замочное кольцо, 3 - бортовое кольцо, 4 -приварной диск; А — посадочная полка, б - ширина закраины, с -ширина обода, L – вылет, D1 - диаметр крепежных отверстий, D2 - внутренний диаметр диска, γ nn - угол наклона посадочной полки. Обозначение колес. Колеса обозначают основными размерами ободьев - шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах). Примеры обозначения колес: а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей: 127Bx330 или 5Jxl3 114Bх355 или 41/2Jх14 б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей: 140-508 или 5, 5-20 152-508 или 6.0-20 в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин; 8, 25 х 22, 5 где - первые цифры - обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах 127; 114; 152; 140; 152; или 5; 41/2; 6; 4, 5; 5, 5; 6, 0 - в дюймах; вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, или 12; 13; 14; 15, 20 и 22, 5 в дюймах; буквы J, К, L, В - обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей; г) выпускаемых по ГОСТ 28744 для шин с регулируемым давлением 465-228 (228Г-457) 515-254 (254Г-508) где первые цифры - 465, 515 - обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах; вторые цифры - номинальную ширину профиля обода в миллиметрах. 114J-330 (4 1/2J-13), 127J-330 (5J-13) — автомобили ВАЗ (все модели); 127J-355 (5J-14) — АЗЛК-21412; 140J-355 (5 1/2J-14), 152J-355 (6J-14) — ГАЗ-31029; 152L-380 (6L-15) — автомобили типа УАЗ-31512. Колеса российского производства должны иметь следующую маркировку
Рисунок 3 - Маркировка колеса (по часовой стрелке): - клеймо Госстандарта РФ; - товарный знак (ласточка) завода-изготовителя в городе Белая Калитва (БКМПО); - вылет (размер “в”) в миллиметрах (для моделей ВАЗ-2101... -2107 “Жигули" рекомендовано 29 мм); - месяц и год изготовления (например, 6/95 — июнь 1995 г.)
Таблица 1. Основные параметры колес некоторых отечественных легковых автомобилей
|