Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
Гражданским кодексом РФ определено, что предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Соответственно в финансах предприятий можно выделить более частные сферы: •финансы коммерческих предприятий и организаций; •финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме: •хозяйственных товариществ и обществ (в том числе акционерных обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью); •производственных кооперативов; •государственных и муниципальных унитарных предприятий; •корпоративных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли и могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь для достижения целей, ради которых они образованы. Такие организации могут осуществлять свою деятельность в форме: •потребительских кооперативов; •общественных и религиозных объединений; •благотворительных и иных фондов; •других формах, предусмотренных законом. В свою очередь из сферы финансов коммерческих предприятий и организаций можно выделить такую специфическую сферу, как «финансовые посредники». К ним относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п. Финансовые посредники выполняют важную роль в «кумуляции и перераспределении средств других хозяйствующих организаций и физических лиц. Они играют существенное значение в развитии рыночной инфраструктуры России, представляя собой финансовый сектор экономики. По состоянию на 1 января 2000 г. в этом секторе насчитывалось более 55 тыс. таких организаций. Конкретные правовые формы организации предпринимательской деятельности определены, как уже отмечалось, Гражданским кодексом РФ рядом специальных законодательных актов, более детально регламентирующих отдельные наиболее важные виды предпринимательства. Нас интересует, прежде всего, финансовый аспект этой правовой регламентации, определяющий специфику работы соответствующей финансовой службы. В целях соблюдения принципа историчности (переход от более простой формы управления к более сложной) начнем анализ с государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые занимают особое место в сфере финансов коммерческих предприятий. Государственные унитарные предприятия(ГУП) могут быть основаны на правах хозяйственного веденияи оперативного управления. В настоящее время признано недостаточно эффективным регулирующее воздействие государства на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 одобрена «Концепция управлением государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2000 г.). В настоящее время в России насчитывается 137 тыс. унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Однако их деятельность четко не регламентирована гражданским законодательством, особенно в части взаимоотношений государственных органов и руководителей ГУП. Это приводило к бесконтрольности управления финансовыми потоками унитарных предприятий, переводу их части в фирмы- спутники, искусственному завышению себестоимости (в интересах руководства), искажению информации в бухгалтерской отчетности. Поэтому признается, что существующая система унитарных предприятий неэффективна и требует кардинального реформирования, прежде всего в направлении повышения эффективности их деятельности. Для этого было принято Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий». Должна проводится оценка работы ГУП с точки зрения целесообразности дальнейшего сохранения этой формы предпринимательской деятельности применительно к данному предприятию. В случае же ее несоответствия определенным требованиям, предъявляемым к указанной форме предпринимательства, они могут быть преобразованы в акционерные общества, реструктуризированы и, переданы в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную. Примерный устав ГУП, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2000 г. № 188-р (в ред. от 6 марта 2001 г.), более четко конкретизировал права и обязанности в области финансов этих предприятий. Теперь функции учредителя предприятия осуществляют федеральный орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти. Создается оно для удовлетворения общественных потребностей по результатам его деятельности и получения прибыли. Имущество ГУП находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. Оно принадлежит последнему только на праве хозяйственного ведения. При этом продукция и доходы от использования его имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Если по окончании года стоимость чистых активов предприятия окажется ниже величины уставного фонда, то орган, принявший решение о создании предприятия, дает указание об уменьшении уставного фонда. Увеличение же последнего может происходить как за счет дополнительной передачи имущества, так и за счет имеющихся активов. Источниками формирования имущества предприятия являются: - имущество, переданное предприятию по решению федерального органа по управлению государственным имуществом; —прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности; —заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; —амортизационные отчисления; —капитальные вложения и дотации из бюджета; - целевое бюджетное финансирование; —дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ, товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие; —добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; - иные источники, не противоречащие законодательству РФ. Предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве залога в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия федерального органа по управлению государственным имуществом (его территориального органа). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, если иные действия не предусмотрены законодательством РФ. Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности (кроме случаев, установленных законодательными актами РФ), полученной чистой прибылью, остающейся у него после уплаты установленных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей и перечислений в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества предприятия. Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении последнего, может быть направлена на увеличение его уставного фонда. Принадлежащая предприятию часть чистой прибыли используется в установленном порядке, в том числе на: —внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по технике безопасности и охране окружающей среды; —создание фондов, в том числе предназначенных для покрытия убытков; - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности, пополнения оборотных средств; - строительство, реконструкцию, обновление основных фондов и др. Предприятие создает резервный фонд, который формируется путем ежегодных отчислений от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного уставом. Резервный фонд предназначен для покрытия его убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован на другие цели. Примерным уставом предусмотрена возможность в установленном порядке формировать фонды экономического стимулирования — социальный, жилищный, материального поощрения, т.е. по сути дела отстаивается «фондовый» порядок использования чистой прибыли, существовавший в бывшем СССР. Из обязанностей предприятия следует особо отметить необходимость выполнения утвержденных экономических показателей его деятельности (т.е. плана) и ежегодно (с 1999 г.) проводить аудиторскую проверку, что сразу расширило рынок аудиторских услуг более чем на 15 000 предприятий. Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности и основанное на праве оперативного управления, принимает статус федерального казенного предприятия. Оно имеет свою специфику формирования и использования денежных фондов и доходов и особые имущественные права, функционирует на основе устава. Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) установлен Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 (в ред. от 7 июня 2001 г.). Производственная и хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом, устанавливаемым вышестоящим уполномоченным органом. В нем утверждаются следующие основные показатели: - объем поставок, их номенклатура и сроки, требования по качеству продукции, цены и условия их изменения; - фонд оплаты труда и нормативы уменьшения его при невыполнении плана-заказа; - лимит численности работников. При недостатке собственных доходов для покрытия затрат, связанных с выполнением государственных планов-заказов и планов развития, выделяются из федерального бюджета средства на их реализацию, выполнение НИОКР, мероприятия по мобилизационной подготовке и содержанию объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения планов на социальное развитие (по ежегодно устанавливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме ее свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Приблизительно такая система финансирования и распределения прибыли использовалась в бывшем СССР для всех государственных предприятий до начала 1980-х гг. Поэтому финансы унитарных казенных предприятий вполне правомерно относить к сфере государственных. Несмотря на то, что и казенные предприятия должны работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, значительная часть их усилий, как и в условиях административно-командной системы управления, направляется на получение наиболее выгодных планов-заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Самостоятельность и инициатива таких предприятий в области использования имеющихся финансовых ресурсов и их мобилизации «на стороне» весьма ограничена. Более широкими управленческими возможностями обладают финансовые службы хозяйственных товариществ, к которым относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные), а также хозяйственных обществ, которые включают в себя акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Эти организационные формы предпринимательства аналогичны мировым и соответствуют в основном рыночным условиям ведения хозяйства, в данном случае уставные капиталы формируются за счет средств вносимых в них гражданами, предпринимателями и юридическими лицами, т.е. их участниками или учредителями. В хозяйственных товариществах участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, в хозяйственных обществах — граждане и юридические лица. При этом хозяйственное общество может основать единственный участник, который в этом случае самостоятельно полностью формирует его уставный капитал. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также его приращение в процессе деятельности принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на правах собственности. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество либо в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество или товарищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с последним по сделкам, заключенным им во исполнение этих указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. В системе коммерческих предприятий самостоятельную нишу занимают производственные кооперативы. Производственным кооперативом является добровольное объединение граждан (на основе членства) для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии, объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в порядке, предусмотренном Законом РФ «О производственных кооперативах» и его уставом. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Последним может быть предусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на уставные цели. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Особенности финансов некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 21 марта 2002 г.), а также рядом специальных федеральных законов1. Так, полученная прибыль от предпринимательской деятельности не распределяется между участниками некоммерческой организации, а должна главным образом направляться на решение основных задач — социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели, охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и иные цели для достижения общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных объединений, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут иметь в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечать им по своим обязательствам приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. Управление финансами у них сводится в основном к мобилизации финансовых ресурсов (членских взносов, пожертвований, благотворительных взносов, прибыли от предпринимательской деятельности) и использованию их для выполнения уставной деятельности согласно, утвержденной сметы. Каждая из перечисленных организационных форм предпринимательства обладает рядом преимуществ и недостатков с точки зрения управления финансами. Например, для индивидуального предприятия характерна простота принятия решений, что является огромным достоинством данной формы, однако в этом случае существенно увеличивается и риск, так как его собственник несет персональную ответственность всем своим имуществом по всем обязательствам предприятия. Здесь также снижаются и возможности маневренности капиталом, привлечения кредита. Хозяйственные товарищества (в частности, товарищества на вере), хотя и обладают рядом налоговых преимуществ, но также несут и повышенные риски, связанные с их практически неограниченной ответственностью, и требуют особых доверительных отношений между партнерами, что для нашей страны пока не характерно. В условиях России наиболее распространенную форму получили хозяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО). Количество участников их хотя и ограничено (до 50), тем не менее, это уже приводит к необходимости принятия коллективных решений практически по всем вопросам при выработке финансовой политики и проведении финансовых операций. Однако снижение индивидуального риска за счет ограничения ответственности каждого участника только величиной его вклада (пая) в уставном капитале делает эту форму весьма привлекательной и распространенной. Она позволяет принимать самые разнообразные финансовые решения, связанные с движением капитала, имущества, использованием прибыли и т.д. Все это достаточно детально прописано в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.) и требует его тщательного изучения. Наиболее сложную форму финансовых отношений имеют акционерные общества (АО), деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Данная форма предпринимательства в наибольшей степени соответствует возможностям быстрой аккумуляции дополнительных средств для наращивания собственного капитала путем эмиссии акций и облигаций, а также привлечения свободных средств инвесторов на фондовом рынке. Управление финансовой деятельностью АО существенно усложняется. Так, несколько «затормаживается» принятие стратегических финансовых решений, связанных, например, с увеличением собственного капитала, распределением прибыли и др. Вместе с тем существенно возрастает роль финансовых аналитиков в работе финансовых служб, связанной с участием на рынке ценных бумаг акций и облигаций АО, поддержанием их котировок, отслеживанием структуры их размещения среди инвесторов, для того, чтобы не допустить потери контроля со стороны основных собственников. Приходится также решать дополнительные задачи по поддержанию оптимальной структуры капитала и его цены, поскольку основная цель функционирования АО в условиях открытого размещения акций - увеличение «цены предприятия» или доходности на одну акцию. Поскольку они могут иметь дочерние и зависимые общества возникает относительно новая сфера финансовых отношений, связанная с управлением денежными потоками между материнской и дочерними компаниями, появляется много новых аспектов финансовой деятельности и в области налогового планирования, слияния и поглощения предприятий и др. В связи с возросшей сложностью управления АО в финансовой деятельности, выделялись новые направления — «финансы корпораций» и «финансовый менеджмент», в которых более детально рассматриваются и излагаются основные положения управления финансами в сложных хозяйственных структурах — корпорациях.
|