![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Цель, задачи и сферы деятельности финансовых служб. Организационная модель финансовых служб
Финансовая служба предприятия является в самом общем плане субъектом управления финансами предприятия, использующим финансовый механизм для обеспечения эффективной деятельности предприятия. Под финансовой службой понимается работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление, другие структурные подразделения, на которые возложены функции управления финансами и выработки финансовой политики предприятия. Цель финансовой работы заключается в своевременном и полном обеспечении предприятия финансовыми ресурсами, оптимальном их распределении и эффективном использовании. Задачи финансовых служб: о беспечение роста имиджа и рыночной стоимости предприятия; обеспечение устойчивого финансового положения предприятия; изыскание путей увеличения прибыли; обеспечение финансовыми ресурсами основного производства, инвестиционной деятельности и т.д., своевременное выполнение обязательств перед бюджетом и кредиторами; организация расчетов, обеспечение контроля за наиболее рациональным использованием денежных средств и др. Сферы деятельности финансовых служб организаций (предприятий): финансовый анализ, финансовое планирование (прогнозирование) и финансовый контроль; управление источниками финансирования; управление инвестиционной деятельностью; управление текущей деятельностью; организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой. Организационная модель финансовых служб в значительной степени определяется размерами предприятия, бизнеса; общим типом структуры управления, применяемой на предприятии, формой собственности, организационно-правовым статусом, отраслевыми и технологическими особенностями производства и т.д. На малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности функции финансового управления, как правило, осуществляет собственник предприятия или генеральный директор. На отдельных малых и средних предприятиях финансовая служба представлена финансовым отделом или финансово-экономическим отделом, для работы в которых привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля. В работе финансового отдела концентрируется работа всех подразделений предприятия, которые в той или иной степени соприкасаются с деятельностью финансового отдела. Это обусловливает его тесную связь с экономическими, снабженческо-сбытовыми, техническими и производственными службами предприятия. На крупных предприятиях организационная структура финансовой службы более сложная, так как финансовые потоки крупных предприятий связаны не только с производственной и финансовой деятельностью предприятия, но и с участием в капитале других предпринимательских организаций. Для работы в финансовой службе крупных предприятий привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля, а также функциональные финансовые менеджеры в качестве исполнителей конкретных задач в управлении финансами. Структура финансовой службы также зависит от общего типа структуры управления, применяемой на предприятии. При линейно-функциональном типе функции управления реализуются на верхнем уровне функциональными службами, в том числе и финансовой службой. В соответствии с данным типом структуры управления на предприятии формируется финансовое управление, возглавляемое финансовым директором. В соответствии с Положением о финансовой дирекции финансовый директор определяет: финансовую политику и общее направление развития предприятия в области финансов; обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность предприятия; разрабатывает принципы и правила управления финансами предприятия; обеспечивает общее руководство финансовым планированием; готовит общие аналитические отчеты руководству предприятия для принятия стратегических решений в области финансов; участвует в реструктуризации деятельности предприятия, разрабатывает политику слияний, поглощений и реорганизации; работает в тесном взаимодействии с непосредственными подотчетными ему начальниками финансовых отделов, входящих в структуру финансовой службы предприятия. В состав финансового управления входят: аналитический отдел, отдел финансового планирования, оперативный отдел, отдел финансового контроля, отдел ценных бумаг и валют. Работники аналитического отдела занимаются разработкой методики оценки финансового состояния предприятия, проводят мониторинг финансового состояния предприятия, готовят аналитические отчеты об эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, оценивают эффективность реализованных инвестиционных и инновационных проектов, а также выявляют резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, разрабатывают меры по улучшению его финансового состояния. Р аботники отдела финансового планирования разрабатывают основные финансовые планы предприятия на предстоящий период, готовят предложения по финансовой стратегии предприятия, планируют налоговые платежи предприятия и составляют отчеты о выполнении финансовых планов предприятия. Работники оперативного отдела следят за соблюдением кассовой дисциплины, собирают счета, накладные, отслеживают их оплату, контролируют отношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между предприятием и его контрагентами, государством по поводу уплаты штрафов, неустоек и др. мер экономического воздействия на предприятие, которые вытекают из условий договора и нормативной базы, регулирующей деятельность предприятия на конкретном этапе. Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и осуществляет управление ими с позиции оптимизации доходности и риска, принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих потребностей предприятия в рублевых или валютных средствах. Отдел финансового контроля и его работники следят за соблюдением финансового законодательства, осуществляют контроль за финансовой деятельностью предприятия, выполнением финансовых планов, следят за целевым использованием денежных фондов предприятия, осуществляют контроль за полной и своевременной уплатой налогов в бюджеты различных уровней и исполнением других финансовых обязательств перед финансово-кредитными учреждениями. При дивизионном типе структуры управления на предприятии создаются дивизионные службы. Функциональные службы, в том числе и финансовая служба, освобождены от текущего управления и призваны решать стратегические задачи. Предприятия, применяющие технологию управления с помощью бизнес единиц, в качестве дивизионных служб создают центры финансового учета (ЦФУ): профит-центры, венчур-центры, затратные центры. На предприятиях, применяющих бюджетирование, формируется бюджетный комитет, возглавляемый директором по бюджету, а также отдел бюджетного планирования и анализа, в рамках которого выделяют центры планирования; центры финансовой ответственности; центры возникновения затрат. ТЕМА 5. РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 1. Экономическое содержание расходов организаций (предприятий) и их классификация. 2. Группировка и состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции, его законодательная регламентация. 3. Планирование расходов на производство и реализацию продукции. 4. Резервы и основные пути снижения расходов организаций (предприятий). Вопрос 1. Экономическое содержание расходов организаций (предприятий) и их классификация Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод вследствие выбытия активов (денежных средств и другого имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению его капитала (за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества). (ПБУ 10/99) Расходы исходя из характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются на: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. При их отражении в бухгалтерском учёте затраты должны быть сгруппированы по следующим экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Прочие расходы включают проценты к уплате и прочие расходы, не связанные с обычными видами деятельности (расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организаций; с участием вуставных капиталах других организаций; с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году) Необходимость изучения классификации расходов предприятия вытекает из того факта, что в конечном итоге совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия. Все расходы предприятия можно классифицировать по различным направлениям в зависимости от того, что положено в основу той или иной классификации. Например, по экономическому содержанию их можно разделить на материальные, трудовые, денежные; по направлению — производственные и коммерческие; по способу распределения между видами продукции — прямые и косвенные; п о форме связи с процессом производства - на основные и накладные. В финансовом планировании, при проведении анализа безубыточности весьма значимым является классификация расходов п о характеру их зависимости от объема произво дства — на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Постоянные расходы в коротком периоде не зависят от объема производства (амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, повременная заработная плата и т.д.). Переменные расходы изменяются пропорционально объему производственной деятельности (материальные затраты, сдельная заработная плата и т.д.) Наиболее практическое значение представляют собой группировки затрат по статьям и экономическим элементам. Группировка по калькуляционным статьям расходов отражает их объединение по месту и характеру возникновения, а также по направлениям их использования. Данная группировка используется для контроля за составом расходов по местам их формирования и определения расходов в расчете на единицу определенного вида продукции при составлении плановых калькуляций. Группировка затрат на производство и реализацию продукции по экономическим элементам отражает их объединение по однородности экономического содержания независимо от формы их использования и от места возникновения расходов. Данная группировка отражает финансовый аспект затрат и применяется в финансовом планировании, бюджетировании, при расчете налогооблагаемой прибыли. Группировка расходов по экономическим элементам позволяет определить объем и структуру всех затрат в целом по предприятию. Для целей налогообложения в соответствии с требованиями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ: Расходы – это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. (ст.252.) Расходы предприятия дифференцируются аналогично доходам: на расходы по обычным видам деятельности, прочим расходам, в состав которых входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Более подробная классификация представлена в табл.1 Таблица 2 – Виды расходов предприятия
Не признаются расходами организации: • приобретение (создание) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; • перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и др.; • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитета, принципала; • предварительная оплата материально-производственных запасов и иных ценностей, работ и услуг; • в погашение кредита, займа, полученных организацией. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. 1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: 1.1.) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); 1.2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; 1.3) расходы на освоение природных ресурсов; 1.4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; 1.5) расходы на обязательное и добровольное страхование; 1.6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. 2) Внереализационные расходы: расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам; судебные расходы и арбитражные сборы; расходы на услуги банков и др.
|