Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь спроса и предложения. Равновесная цена
Вопрос 1. Спрос: понятие, закон, кривая. Неценовые факторы спроса. Виды эластичности спроса Под спросом понимается желание купить товар. Спрос (D) – это количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени. Предположим, что все факторы, кроме цены товара, неизменны. Тогда спрос можно выразить в виде таблицы, где представлены планы покупателя относительно покупки некоторого количества данного товара по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени (в день, в неделю, в месяц и т.д.)
Рис. 1. Кривая спроса Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость: с увеличением цены спрос падает, и наоборот. Спрос, следовательно, можно представить в виде функции QD = f(P), где QD – величина спроса, P– цена товара. Этот закон иллюстрирует кривая спроса. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами: - эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода, необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар; - эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться; спрос на этот товар упадет. Теперь настало время вспомнить, что спрос зависит и от других, неценовых факторов. Изменение хотя бы одного из них приводит к изменению спроса в целом, то есть к изменению величины спроса по каждой цене. Поэтому они являются факторами изменения спроса. На графике спроса действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса: (Неценовые) факторы, приводящие к изменению спроса при данных ценах: 1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется «эффект присоединения к большинству». Наряду с этим эффектом может проявляться и «эффект сноба», когда потребитель не хочет быть похожим на «всех» и не реагирует на моду. В этом случае между модой и спросом будет обратная зависимость. 2. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. 3. Количество и состав покупателей на рынке. Характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей. 4. Ожидания покупателей. Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Эластичность спроса – степень чувствительность спроса к изменению различных факторов. Различают: ценовую, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. 1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd). Δ Q/Q – относительное изменение спроса (в %); Δ p/p – относительное изменение цены (в %). В зависимости от характера товара реакция покупателей на изменение цены (эластичность) будет разной.
2. Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (ЕI). Δ Q/Q – изменение спроса, %; Δ I/I – изменение дохода, %. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. ЕI > 0, для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. ЕI < 0. 3. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b (Еab). Δ Qa /Qa – изменение спроса на товар а, %; Δ pb /pb – изменение цены на товар b, %. Если: Еab > 1, то товары а и b – взаимозаменяемые; Еab < 1, то товары а и b – взаимодополняемые; Еab = 1, то товары а и b – независимые друг от друга. Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.
Вопрос 2. Предложение: понятие, факторы, эластичность Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот. S = f (p); f (p) > 0. Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения: - величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве; - налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение; - наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен; - количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.; - ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем. Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения. Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS: Δ Q/Q – изменение объема предлагаемой продукции, %. Δ p/p – изменение цены, %. Предложение может быть: эластичное (ЕS > 1), неэластичное (ЕS < 1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS = 1), быть совершенно эластичным (ЕS = ) и совершенно неэластичным (ЕS = 0). Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
|