![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции.
Факторинг (в переводе с английского — посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала. Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать так называемым оборотным фондом факторинга - определенным объемом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка. Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем. Факторинг на практике включает в себя следующие укрупненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и инкассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факторинга представлены в таблице. Таблица Классификация видов банковского факторинга
Основные экономические достоинства факторинга: - увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли; - превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги; - возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков; - независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей; - возможность расширения оборотов; - экономия собственного капитала; - улучшение финансового планирования. Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации: - с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой; - занимающиеся спекулятивным бизнесом; - производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию; - работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы); - реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции; - реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания; - практикующие бартерные сделки; - заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). Факторинговые операции не проводятся также в отношении: • долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций; • долговых обязательств физических лиц; • требований к бюджетным организациям. Содержание факторинговых операций банка С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличении оборота и прибыльности. Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком, как правило, с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку. Участниками операции банковского факторинга являются: • банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требования; • первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец); • должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа. Плата за факторинг состоит из двух элементов: 1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей; 2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка. Договорное оформление обязательств по факторингу требует от банка высокой четкости. В договоре, в частности, фиксируются обязанности сторон, которые, как правило, включают следующие пункты: со стороны банка: - своевременно оплачивать переуступленные ему долговые требования; - своевременно информировать клиента о состоянии расчетов с плательщиками и/или возможности появления затруднений с определенными плательщиками; со стороны поставщика: - предоставлять банку всю документацию о поставках товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги); - своевременно и полно урегулировать все споры с покупателями; - предоставлять банку сведения о неблагоприятных изменениях, происшедших с плательщиками, могущих изменить степень риска факторинговых операций банка; - при необходимости участвовать вместе с банком в рассмотрении дел в арбитражном суде. Рассматривая факторинг как инструмент снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи между компаниями, можно выделить следующие его достоинства: для продавца: - при своевременной поставке продукции на условиях рассрочки платежа на срок 30-180 дней получение банковской гарантии платежа и зачисление до 80% стоимости отгруженной продукции на счет продавца на следующий банковский день после получения извещения от покупателя о приемке товара; - обеспечение банком получения продавцом оставшейся части выручки в течение 2—3 банковских дней после истечения отсрочки платежа; - увеличение рынка сбыта продукции за счет покупателей, не имеющих достаточных собственных оборотных средств и платящих после реализации полученных товаров; для покупателя: - получение товарного кредита с оплатой после реализации; - величина факторинговой комиссии значительно ниже ставок за банковские кредиты; - сумма требуемого финансового обеспечения, как правило, составляет 20—40% от общей стоимости контракта на закупку товаров (в зависимости от частоты поставок и периода отсрочки); - формы обеспечения факторинговых обязательств более гибки (могут включать кроме рублевых депозитов также различные ценные бумаги, гарантии банков и региональных администраций), что обеспечивает покупателю дополнительный доход. Сотрудничество в рамках факторинга начинается с подачи предприятием-поставщиком заявки на факторинговое обслуживание (пишется в произвольной форме). Следующий шаг - предоставление поставщиком списка своих дебиторов (покупателей). При этом банк предварительно оговаривает «рамки обслуживания» — различного рода ограничения: территориальные, количественные, ограничения на суммы задолженностей и т.п. В списке должна быть отражена информация о месте расположения дебиторов, суммах и сроках задолженностей, продолжительности и применяемых формах работы поставщика с покупателями (предоплата, взаимозачеты и т.д.), а также указаны средства связи (номера телефона, факса) и данные о лицах, способных дать интересующую фактора информацию. Получив указанный список, факторинговое подразделение банка приступает к сбору недостающих данных и анализу имеющейся информации. Далее возможна следующая схема. По результатам анализа ситуации банк: 1. выплачивает 80-90 % стоимости приобретенных долговых требований (в соответствии с договором); 2. ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении поставщика (открытый факторинг); 3. получив от покупателя сумму долга (по окончании срока отсрочки платежа) осуществляет окончательный расчет с поставщиком, удержав плату за факторинг и учитывая ранее выплаченный аванс.
|