Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и инструментарий управления финансами предприятий.






КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.1. Содержание и функции корпоративных финансов……………………....4

1.2. Принципы и инструментарий управления финансами предприятий…18

1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ……………………………………………………………………………….38

1.4. Финансовая и налоговая среда бизнеса в РФ…………………..……….59

1.5. Цели деятельности компании и система корпоративного управления..79

2.1.

2.2. Состав и структура нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности………………………………………………………...99

2.3. Состав, динамика и оценка эффективности долгосрочных финансовых вложений………………………………………………………………………..106

2.4. Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов..109

2.5. Инвестиционное проектирование и формирование инвестиционного плана…………………………………………………………………………….117

3.1. Оборотные активы и оборотный капитал. Классификация оборотных активов………………………………………………………………………….134

3.2. Управление запасами………………………………………………….….136

3.3. Управление дебиторской задолженностью…………………………...…142

3.4. Формирование кредитной политики предприятия………………………146

3.5. Управление денежными активами предприятия………………………...147

4.1. Капитал предприятия и классификация его видов………………………153

4.2. Подходы к формированию собственного капитала.

Процедуры IPO и SPO………………………………………………………….156

4.3. Формирование заемного капитала…………………………………….….160

4.4. Финансирование деятельности предприятия…………………………….164

4.5. Управление прибылью. Точка безубыточности………………………....174

4.6. Формирование оптимальной финансовой структуры капитала………..177

5.1. Цели, задачи финансового анализа, его виды, содержание и информационное обеспечение……………………………………………….179

5.2. Анализ имущественного положения, финансового состояния, финансовых результатов деятельности и рыночной активности предприятия…….……182

5.3. Взаимосвязь финансовой и бюджетной структур компании…………..192

5.4. Основы налогового планирования на предприятии……………………196

6.1.Корпоративные финансы в стоимостной парадигме…………………….200

6.2. Способы повышения стоимости компании…………………………...…205

6.3.Интегральная система управления стоимостью компании на основе карт сбалансированных показателей…………………………………………..…..210

7.1.Общая характеристика налоговой системы РФ……………..……..213

7.2. Общая система налогообложения и специальные налоговые режимы………………………………………………………………………….215

7.3. Выбор оптимальной системы налогообложения. ………………….221

7.4. Налоговое планирование …………………………..…………………….225

 

Содержание и функции корпоративных финансов.

 

Использование товарно-денежных отношений в народном хозяйстве современной России обусловливает применение таких стоимостных категорий, как деньги, финансы, кредит, прибыль и др. Следует подчеркнуть, что экономические категории представляют собой теоретическое выражение определенных общественных отношений между людьми в процессе производства и распределения материальных благ.

Финансы выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории. Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных экономических субъектов (предприятий и корпораций).

С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов являются образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает не только как субъект собственности на определенную часть имущества, но и в качестве агента производства — хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственного сырья, подготовки кадров и др.).

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Основными из них являются следующие.

Во-первых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства.

Поясним данную закономерность.

1. Развитие финансовых отношений — объективная необходимость, возникающая на определенном этапе развития общества в связи с появлением государства.1

2. Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий, в которых развивается национальное хозяйство, и от благосостояния его граждан.

3. Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями и это влияет на состояние государственных доходов и расходов.

4. Государство может устанавливать только такие виды налогов и сборов, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил. Например, Налоговым кодексом с 01.01.2001 г. установлено 28 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних.

5. Государство, учитывая большое влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение валового внутреннего продукта и занятости населения, снижение темпов инфляции и т. д.).

Во-вторых, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе приобретают и финансы.

Так, в экономике, где вместо реального денежного оборота присутствуют бартерный обмен, взаимозачеты, квазиденьги, неизбежно происходит сужение финансовых отношений.

В-третьих, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

В-четвертых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Ее осуществляют специально уполномоченные на то органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет и др.).

В-пятых, финансы в развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит, страховые фонды.

Указанные закономерности позволяют определить финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, связанную с практическим использованием финансов в общественном воспроизводстве, изучающую их содержание, формы проявления, закономерности, роль в хозяйственной системе.

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:

1. денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;

2. распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;

3. фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию “финансы”;

4. финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов;

5. финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством.

Дадим краткую характеристику каждого признака.

1. Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих в эпоху рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.

2. Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса — распределение стоимости ВВП в денежной форме (рис. 1.1).

На данной стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому — государству в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца на фонды возмещения, потребления и прибыль. Следовательно, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме (Д–Д) без встречного эквивалента — товара.

Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т–Д; Д–Т). Товарообменные операции обслуживаются двумя категориями:

o деньгами как всеобщим эквивалентом, в результате чего общественный продукт распределяется между субъектами воспроизводства;

o ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах. Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования.

Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и в непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.

Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у государства за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан в бесспорном порядке. Финансовые ресурсы государства принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих строго целевое назначение.

Итак, финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в хозяйственной системе, так как являются объектом планирования, учета, анализа и конкретного расходования.

3. Использование финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма использования (например сметная форма финансирования в бюджетных организациях).

Финансовые фонды — важная составная часть общей системы денежных фондов, создаваемых в народном хозяйстве России (например, ссудный фонд, фонд оплаты труда, резервные фонды).

Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

o теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;

o сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства;

o полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства и социальной сферы.

4. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.

5. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:

o налогов и налоговых льгот;

o финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;

o процентов по государственным ценным бумагам;

o учетной ставки Центрального банка России;

o ставки единого социального налога (взноса) и др.

Денежные отношения, выражаемые финансами, сводятся государством в единую систему формирования и использования фондов финансовых ресурсов.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей.

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию.

Наряду с общегосударственными, важным звеном системы финансов России являются финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп и других коммерческих организаций).

Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов. Капитал (пассивы баланса) служит источником образования активов (внеоборотных и оборотных).

Доходы выступают в форме выручки от продажи товаров и прочих операционных и внереализационных доходов.

Денежные фонды представлены фондами потребления, накопления и резервами. Они являются объектами финансового планирования, анализа и контроля.

В теоретическом аспекте денежный фонд — обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

Денежные фонды составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.

Денежные потоки — целенаправленное движение денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия (корпорации). Будучи частью производственных отношений финансы хозяйствующих субъектов относятся к экономическому базису общества.

В отличие от финансов, кредит — форма движения ссудного капитала. Он предоставляется заемщикам банками на платной и возвратной основе. Ссудный капитал образуется из различных источников: за счет временно высвобождающихся из оборота средств хозяйствующих субъектов, населения, банков и бюджета.

Формирование ссудного капитала из указанных источников свидетельствует о тесной связи финансов и кредита, поскольку они являются денежными отношениями. Однако существуют различные способы предоставления финансовых и кредитных ресурсов экономическим субъектам.

Функции финансов.

Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной стоимостной категории.

Нельзя смешивать функцию экономической категории как форму проявления ее общественного назначения с ролью категории как результатом практического использования в воспроизводстве.

Одни исследователи полагают, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. При этом сторонники распределительной концепции полагают, что финансы воздействуют на производство опосредованно (косвенно) через отношения распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Они оказывают существенное влияние на экономическую сторону производства при распределении денежной формы стоимости общественного продукта и национального богатства.

Сторонники перераспределительной концепции полагают, что финансовые отношения возникают главным образом при перераспределении чистого дохода хозяйствующих субъектов в форме прибыли.

Наконец, сторонники воспроизводственной концепции добавляют к распределительной и контрольной третью функцию — обслуживание индивидуального кругооборота фондов.

Д1 = Д + DД, (1.1)
где Д — первоначально авансированные в производство денежные средства;

DД — увеличение величины первоначально авансированных денежных средств в результате производства товаров (работ, услуг).

Чистый доход предприятия в форме прибыли (m) распадается на m1 — налог на прибыль и иные аналогичные платежи из прибыли в бюджетную систему государства и m2 — чистую (нераспределенную) прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на его нужды.

При DД > 0 первоначально авансированные денежные средства увеличиваются на сумму прибыли; при DД < 0 предприятие является нерентабельным (убыточным).

Конечно, на практике финансы обслуживают индивидуальный кругооборот фондов предприятий, но это скорее не функция финансов, а их роль в рыночном (товарном) хозяйстве.

В условиях товарно-денежных отношений индивидуальный кругооборот материально-вещественных факторов производства (орудий и предметов труда) начинается с поступления на склад предприятия материальных ресурсов и заканчивается реализацией готовой продукции. Данный процесс зависит от оборота денежных средств.

Индивидуальный кругооборот начинается с авансирования денежных средств (Д) на приобретение средств производства (Т). Особо выделяется фонд оплаты труда рабочей силы как главный фактор процесса производства (П) при любой форме его общественной организации.

Денежные средства в первой фазе кругооборота (Д–Т) не расходуются, а только авансируются и в последующем возмещаются из выручки от реализации готовой продукции. Происходит смена форм стоимости — часть ее из денежной формы (Д) превращается в товарную (Д–Т). Другая часть авансируется на оплату труда работников предприятия (корпорации) и после ее расходования превращается в средства потребления материальных благ.

Во второй фазе кругооборота (П), т. е. в процессе производства, осуществляется производительное потребление рабочей силой средств производства для создания готовых продуктов. В этой фазе движение стоимости и смена ее форм опосредуется финансами в виде вложения средств предприятия в незавершенное производство, что обеспечивает непрерывность технологического процесса. Созданный в процессе производства готовый продукт (Т1) включает в себя перенесенную стоимость (прошлый труд) и вновь созданную стоимость (прибавочный продукт).

В третьей фазе индивидуального кругооборота фондов (Т1–Д1) товарная форма стоимости превращается в денежную, и образуется выручка от продажи товаров. В течение этой фазы возникают денежные отношения в форме расчетов предприятия за реализованную продукцию и использования полученной прибыли на цели налогообложения и собственные нужды.

Следовательно, денежные отношения, возникающие в процессе индивидуального кругооборота фондов хозяйствующих субъектов, выражают ключевую роль, выполняемую корпоративными финансами.

Перечисленные выше функции финансов не отражают их специфики как стоимостной категории, поскольку индивидуальный кругооборот фондов обслуживают не только финансы, но и деньги, кредит и оборотные средства.

Поэтому в условиях рыночного (товарного) хозяйства правомерно признать за корпоративными финансами наличие трех функций:

1. формирование капитала, доходов и денежных фондов;

2. использование капитала, доходов и денежных фондов;

3. контроль.

Первая из них (формирование капитала, доходов и денежных фондов) является необходимым условием осуществления непрерывности процесса воспроизводства. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются специальные фонды предприятий и корпораций, находящие отражение в их финансовых планах (бюджетах).

Следует отметить, что, в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, в бухгалтерском балансе остатки фондов потребления и накопления, образованные в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой за счет чистой (нераспределенной) прибыли по результатам работы за год, отдельно не отражаются. Соответствующие расшифровки, характеризующие использование чистой прибыли, приводятся в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (в частности, в отчете об изменениях капитала), а также в пояснительной записке.1

В процессе перераспределения выручки от продаж за счет всех ее элементов (c + v + m) формируются следующие доходы государства.

1. За счет фонда возмещения (С) уплачиваются налоги, включаемые в издержки производства и обращения (за пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной, водный, экологический и другие налоги).

2. От фонда оплаты (V) по установленным тарифам уплачивается единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ.

3. За счет прибыли (m) вносится в бюджет налог на прибыль и иные обязательные платежи, относимые на счет “Прибыли и убытки”.

Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия (корпорации), составляет экономическое содержание второй функции финансов.

В процессе использования доходов предприятия происходит:

· его распределение (первичное разделение на составляющие элементы с + + v + m);

· перераспределение — при уплате налога на прибыль в бюджетную систему государства;

· конкретное расходование образованных за счет прибыли денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д–Т и Т–Д).

Например: приобретение за счет средств, направляемых на капитальные вложения, проектно-сметной документации, материалов и оборудования для строительства. Здесь финансы способствуют превращению денежной формы стоимости в товарную и обратно.

Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их использование на цели, предусмотренные в федеральном и региональных бюджетах.

В третьей (контрольной) функции финансы используются для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий (корпораций) и государства.

Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов, например при уплате налогов и сборов в бюджетную систему. Также она предоставляет возможность государству воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности.

Эта информация служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, доходность, деловую и рыночную активность деятельности предприятий.

Финансовые показатели позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности, наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку “сигналы”, посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные финансовые показатели (объем продаж, инвестиции, активы, собственный капитал, прибыль и др.), то остро стоит вопрос о достоверности финансовой информации. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться на практике с большей или меньшей полнотой. Степень и полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяются состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Финансовая дисциплина — это обязательные для всех хозяйствующих субъектов и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, а также соблюдение установленных правил выполнения финансовых обязательств.

Финансовый контроль в народном хозяйстве осуществляют:

1. финансовая и бухгалтерская службы предприятий (корпораций) — при оплате счетов поставщиков за материальные ценности и услуги; за издержками производства и обращения и отгрузкой продукции, за взысканием дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.;

2. банки — в процессе кредитования своих клиентов, соблюдения ими кассовой дисциплины;

3. налоговые органы — при уплате юридическими и физическими лицами налогов, сборов и пошлин в бюджетную систему и др.

Контрольная функция обусловлена наличием у финансов других функций и тесно с ними взаимосвязана.

Принципы организации корпоративных финансов

Принципы организации финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности, определенными учредительными документами. К принципам организации финансов можно отнести:

1. саморегулирование хозяйственной деятельности;

2. самоокупаемость и самофинансирование;

3. деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные;

4. наличие финансовых резервов.

Принцип саморегулирования заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Предприятие (корпорация) непосредственно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на выпускаемую продукцию (услуги). Основу оперативных и текущих планов составляют договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (услуг) и поставщиками материальных ресурсов. Финансовые планы призваны обеспечивать денежными ресурсами мероприятия, предусмотренные в производственных планах (бизнес-планах), а также гарантировать интересы бюджетной системы государства.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов корпорации выпускают эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) и участвуют в работе фондовых бирж.

Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, должны окупиться за счет прибыли и других собственных финансовых ресурсов. Эти средства призваны обеспечить минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала. При самоокупаемости оно финансирует за счет собственных источников простое воспроизводство и вносит налоги в бюджетную систему. Реализация данного принципа на практике требует рентабельной работы всех предприятий и ликвидации убытков.

В отличие от самоокупаемости, самофинансирование предполагает не только рентабельную работу, но и формирование на коммерческой основе финансовых ресурсов, обеспечивающих не только простое, но и расширенное воспроизводство, а также доходов бюджетной системы.

Развитие принципа самофинансирования предполагает усиление материальной ответственности предприятий (корпораций) за соблюдение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплин. Уплата штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также возмещение причиненных убытков другим организациям не освобождает предприятие (без согласия потребителей) от выполнения обязательств по поставкам продукции (работ, услуг).

Деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные определяется особенностями технологии и организации производства в отдельных отраслях хозяйства. В отраслях с сезонным характером производства повышается доля заемных источников формирования оборотных средств.

В отраслях с несезонным характером производства (тяжелая промышленность, транспорт, связь) в составе источников образования оборотных средств преобладают собственные оборотные средства.

Образование финансовых резервов необходимо для обеспечения устойчивой работы предприятий (корпораций) в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, возросшей материальной ответственности за невыполнение своих обязательств перед партнерами.

В акционерных обществах финансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли. У других хозяйствующих субъектов их образование регламентировано учредительными документами.

Реализация данных принципов на практике должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами хозяйствующего субъекта. При этом целесообразно учитывать:

- сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность);

- виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

- отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т. д.);

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Соблюдение указанных принципов на практике обеспечивает финансовую устойчивость и доходность предприятий (корпораций).

 

Принципы и инструментарий управления финансами предприятий.

 

Принципы управления финансовыми потоками на предприятии:

- принцип хозяйственной самостоятельности, состоящий в самостоятельности принятия решений в области корпоративных финансов с учетом существующего законодательства;

- принцип самофинансирования, означающий приоритет собственных источников финансирования;

- принцип ответственности за результат хозяйственной деятельности, предусматривающий систему штрафов за нарушение договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства;

- принцип заинтересованности в введение коммерческой деятельности, выражающийся в возможности компании извлекать прибыль и зависящий от государственной экономической политики, прежде всего налогового законодательства;

- принцип экономической эффективности, состоящий в достижении устойчивого и растущего превышении доходов над расходами компании;

- принцип создания финансовых резервов, предназначенных для защиты компании от финансовых рисков, возникающих в результате колебаний рыночной конъюнктуры и ошибок при проведении государственной экономической политики;

- принцип финансового контроля, заключающийся в проверке законности, целесообразности и результативности финансовых потоков компании.
На практике все эти принципы управления финансовыми потоками компании применяются одновременно и распространяются на все области корпоративных финансов.

Инструментарий управления финансами предприятий.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- оперативное управление;

- финансовый контроль;

Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации.

Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с обработкой информации;

- направленность на достижение определенных целей;

- временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения (Ковалев, 1999, с. 278). Результатом планирования является план либо совокупность планов(система).

План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Планирование на уровне государства и его субъектов.

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой ни что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год- это год, на который составляют бюджет; следующие два года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ.Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов государства отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

-заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

-доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

-социальные трансферты.

Расходы подразделяются на:

-потребительские расходы;

-налоги и другие обязательные платежи, добровольные взносы;

-денежные накопления и сбережения.

Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование-это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

-методы экспертных оценок;

-метод обработки пространственных и временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

- методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Планирование на уровне хозяйствующих субъектов.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и долгосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:

-размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

- каким образом будет использоваться этот капитал?

- Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы источники привлечения финансовых ресурсов?

- На какие уровни поступление денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

-определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов;

-планирование себестоимостии реализации продукции;

-планирование денежных потоков;

-планирование денежных потоков;

-планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;

-планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочны планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и тд. Выделяют следующие этапы финансового планирования:

-Исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

-разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;

-определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;

Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

- установление приоритетов расходов по направлениям;

- повышение эффективности расходования средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Всё это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

Финансовое регулирование.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- общие и целевые субсидии;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль.

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Сущность, модели и формы финансового контроля.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

- внутрифирменным контролем;

- контролем коммерческих банков за организациями;

- независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность Финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов.). Среди них - независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (см. таблицу)

 

Признак классификации Форма финансового контроля
Регламент осуществления   Время проведения   Субъекты контроля   Объекты контроля Обязательный, инициативный, внешний и внутренний   Предварительный, текущий, последовательный   Государственный (в том числе президентский, органов законодательной власти, представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)   Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

 

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Предыдущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводиться органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверки правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводиться аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

Методы финансового контроля.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств)предприятия.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.085 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал