Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, цели и функции туризмаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА План:
1 Понятие, цели и функции туризма 2 Туризм в системе научного знания. Наука о туризме 3 Значение туризма для человека и общества
Понятие, цели и функции туризма Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен. Термин «туризм» первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит «прогулка». Одно из первых и наиболее точных определений туризма дали профессора Бернского университета В.Хунзикер и К. Крапф. Эти ученые определили туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды. В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует большое количество подходов к определению понятия «туризм». Все их можно разделить на несколько групп в зависимости от той концепции, которая положена в основу определения. Итак, туризм – это: 1) особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса; 2) движение (перемещение) нахождение в не места постоянного жительства и пребывание в объекте интереса (поездки); 3) популярная форма организации отдыха, проведения досуга; 4) форма хозяйства по обслуживанию людей, находящихся вне места постоянного жительства; 5) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских и специализированных целей; 6) сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, торговля, гостиничное хозяйство и др.) с целью предложения своей продукции и услуг потребителям. Классическое определение туризма: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия или отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника».
В лексику русского языка слово «туризм» вошло немногим более 100 лет назад после создания в 1895 году в Санкт-Петербурге общества «Русский туринг-клуб», переименованного в начале ХХ в. в Российское общество туристов. Слово «туризм» приобрело впервые энциклопедический статус в России в 1947 г., когда о нем появилась обширная статья в 55 томе первого издания Большой советской энциклопедии. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-фз, принятый 24 ноября 1996 г., определяет туризм как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. По причине своей многогранности туризм с трудом поддается какому-то единственному определению. Рассматривая понятие «туризм», следует соотнести его с понятием «путешествие». Путешествие и туризм – близкие понятия, но туризм лишь частный случай путешествий. Путешествуют отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции; дипломаты; мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена. В отличие от путешествий туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, имеющая строго определенные признаки, отличающие его от путешествий: 1) временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно; 2) дестинация – другая местность или страна, отличная от места постоянного проживания человека и предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туристов в перевозке, питании, размещении, развлечениях и т.д. и являющаяся целью его путешествия; 3) цели туризма – один из главных определяющих его признаков. В классической теории туризма признается всего шесть целей, по которым туризм отличается от путешествий вообще: - оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение); - познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов); - спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительскому ровне, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); - профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение); - религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов); - гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания). Вместе с тем специалисты ЮНВТО разработали стандартную классификацию целей поездок, основные из которых: - досуг, рекреация и отдых (50%); - деловые и профессиональные цели (30%); - посещение знакомых, родственников (10%); - лечение; - религиозные и паломнические; - прочие цели; 4) совершение туристской поездки в свободное от работы или учебы время; 5) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника. Туризм выполняет разнообразные функции: 1) восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности; 2) развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности); 3) развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых; 4) экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов; эта функция обеспечивает занятость населения, прибыль, а также в том, что люди, отдыхая, восстанавливают свою трудовую активность, что имеет не только социальное значение, но и экономический эффект; 5) социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональное использование свободного времени.
|