Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 16. Таможня России на пути обеспечения экономической безопасности и упрощения торговли

ФТС России в течение 2006-2007 гг. добилась значительных успехов по внедрению Рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (WCO) по облегчению международной торговли. Федеральная таможенная служба РФ достигла крупных политических результатов среди которых: закрепление России в качестве постоянного (де-факто) члена финансового комитета; использование русского языка в качестве рабочего языка WCO в целях Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета; образование в Москве регионального узла связи по правоохранительной деятельности (RILO-Москва); создание регионального учебного центра WCO на базе Российской таможенной академии.

Представители ФТС России принимают активное участие в работе Стратегической группы высокого уровня созданной по решению WCO в целях обеспечения реализации Резолюции по безопасности и упрощения цепи торговых поставок. В настоящее время Россия присоединилась к четырем международным конвенциям разработанным под эгидой WCO: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров» и «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров».

Наступил новый этап развития таможенного дела в России. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение России в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, в характер международных торговых отношений, организационно-административных, процедурных и коммуникативных сторон жизни. Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи. Продолжение развития таможенной службы предусматривает приведение нормативной базы в соответствие с международно-правовыми документами по таможенному делу. Одновременно будут совершенствоваться технологии таможенного оформления и контроля на основе информатизации и компьютеризации единого коммуникационного пространства, структура и инфраструктура таможенной системы, система управления ею. Будут также решаться задачи социального обеспечения таможенной службы. Принципиально важными являются проблемы таможенной политики, совершенствованию которой уделяется пристальное внимание. Таможенная политика – это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. Вопрос определения целей таможенной политики для России очень важен. Это объясняется и огромной протяженностью границы, их «прозрачностью» со странами СНГ, и спецификой федерального устройства России, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик, краев и областей.

Основные функции таможенной политики – регулирующая и защитная. Их исполнение необходимо для развития экономики страны. Эту задачу призваны решать таможенные органы. Они с честью справляются с возложенными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на защите экономики государства. Пересекая государственную границу вас в первую очередь встречают таможенники и пограничники. Именно они, первые граждане России олицетворяющие суверенитет государства, его правовые функции и независимости. Их внешний облик, их разговор влияет на чувство гордости за преданность к великому народу, имеющему тысячелетнюю историю, богатые традиции борьбы за национальную независимость, незыблемость границ своего государства. В современных условиях в связи с принятием Положения о Федеральной таможенной службе и ранее вышедшего Таможенного кодекса Российской Федерации, а также «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 2225-р. Создана новая стратегия деятельности таможенной службы предполагающая комплексный подход к межгосударственному и межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством РФ.

Суть новой стратегии состоит в том, что Федеральная таможенная служба является не министерским органом, как это было ранее, а уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В общих положениях Положения о Федеральной таможенной службе говорится, что руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ. Свою деятельность Федеральная таможенная служба осуществляет непосредственно через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимосвязи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными и иными организациями. Россия стала первой страной ЕврАзЭС и СНГ, которая ввела у себя декларацию, соответствующую Единому административному документу Евросоюза.

Главным международным приоритетом таможенных органов являются усиление контроля за сбором импортных платежей, которые составляют треть доходной части бюджета. В решении этой задачи приоритетным является повышение уровня администрирования таможенных платежей.

Одним из главных направлений деятельности таможенных органов – это обустройство таможенных границ. Решение этого вопроса может быть осуществлено на основе создания в стране нового ведомства по управлению обустройством границ. Важное место отводится таможенным органам в создании благоприятного инвестиционного климата в России. В феврале 2007 г. завершилось заседание Госсовета по вопросам промышленной политики в Волгограде, который провел Президент России В.В. Путин и экономический форум в Красноярске. Прошел ряд консультативных советов, рассмотревший вопрос о координации действий местных администраций, участников ВЭД и таможни при осуществлении инвестиционной деятельности. Предполагается осуществлять координальные изменения на таможнях. Планируется понизить статус всех акцизных таможен и реформировать их в «обыкновенные» таможенные пункты, подчинив Центральной акцизной таможне. Реорганизация позволит увеличить таможенные сборы по таким ходовым акцизным товарам, как алкоголь, табак и драгоценности, снизив количество фактов недостоверного декларирования. Среди важных стратегических направлений деятельности таможенной службы предстоит разработать стратегии кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации. Особое внимание будет уделено профессиональной подготовке кадров, совершенствованию их знаний и навыков практики управления, повышению эффективности системы оплаты труда и престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах.

В решении указанных задач важную роль отводится разработанной и утвержденной Ученым Советом РТА Концепции развития Российской таможенной академии. В решении указанных задач важную роль отводится разработанной и утвержденной Ученым Советом РТА Концепции развития Российской таможенной академии. В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию ФТС России предстоит решать задачи по гармонизации таможенного законодательства и таможенных процедур с международными стандартами. ФТС РФ считает, что подготовка проекта учебной программы с целью переподготовки таможенников для работы в условиях дальнейшего интегрирования России в глобальную экономику мог бы стать Региональный учебный центр WCO, уже несколько лет функционирующий на базе Российской таможенной академии. В перспективе ФТС предстоит решить проблему предварительного информирования при поступлении грузов в Россию. Ситуация усложняется тем, что Евросоюз намерен также решить эту задачу.

В связи с предстоящим вступлением в ВТО на первый план выходят вопросы защиты внутреннего Российского рынка, от возросшего демпингового или «субсидированного» импорта товаров. В этом случае действия российских производителей в случае установления ограничения на внешних рынках в отношении российского экспорта оказались бы особо актуальными. Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции. В данном случае антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам (т.е. по ценам ниже нормальной стоимости). Актуальное применение мер защиты внутреннего рынка в России повышается с ходом интеграции российской экономики в мировую торговую систему, а в современных условиях в ходе внешней торговли со странами СНГ. В связи с тем, что Всемирная таможенная организация (WCO) объявила 2007 г. годом борьбы с контрабандной продукцией и пиратством, а также противодействия терроризму и пресечение распространения наркотиков, идущих из Афганистана. Перед ФТС встала задача строго следовать рамочным стандартам безопасности, работать по единым международным правилам. С этой целью потребуется пересмотреть некоторые положения существующего законодательства, применить новые информационные технологии. В этой связи важное значение имеет обмен предварительной информацией для ускорения и упрощения всех таможенных процедур при перемещении транзитных товаров через территории сопредельных государств. Актуализация контактов ФТС России с другими таможенными организациями на межрегиональном и глобальном уровнях способствует функционированию узела связи (РУС) «RILO-Москва» - обеспечение непрерывного поступления информации, ее учет и распределение в правоохранительной сети WCO «CEN». Региональный узел связи по правоохранительной работе WCO по странам СНГ «RILO-Москва» функционирует в рамках Главного управление по борьбе с контрабандой ФТС России. Актуальным направлением деятельности ФТС РФ является создание надежных систем информационной безопасности, с использованием специальных средств повышения надежности и эффективности функционирования межсетевых экранов на основе системного принципа «повышение сетевой безопасности через защищенность средств защиты».

Говоря о повышении эффективности деятельности таможенных органов в свете реализации «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» развитие среды околотаможенных услуг, а также большое значение имеют институты таможенных брокеров. В интересах совершенствования таможенного регулирования, в том числе, развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области и информационных технологий.

В XXI веке в условиях глобализации и под влиянием перемен во внешнеэкономической деятельности возрастает уровень ответственности таможенных органов перед государством, обществом и отдельными социальными группами. В этом смысле заслуживают внимания рекомендации WTO о присоединении к Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (в редакции 1999г.), так как являются универсальным инструментом, в котором заложен потенциал содействия развития международной экономической деятельности. Киотской конвенции содержатся фундаментальные положения, на основе которых могут быть внесены изменения и приняты новые законодательные документы. Применение Киотской конвенции будет способствовать смене приоритетов. Таможня перестанет быть преимущественно фискальным органом с атрибутами административного принуждения. Основные нагрузки переносятся в область регулирования внешней торговли в интересах создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Это не означает, что снизится эффективность таможенного контроля, основанного на принципах анализа и управления рисками. Главные цели преобразований - ускорение таможенного оформления, максимальное использование информационных технологий, «прозрачность» и предусмотрительность действий таможен. В свете программных требований в таможенных органах активно внедряются значительные результаты по накоплению новой информации, необходимой для совершенствования программного обеспечения.

Внедрение электронного декларирования открывает широкие возможности для повышения товарооборота, сокращения расходов, способствует радикальному изменению таможенного оформления, создает удобства для участников ВЭД. Электронное декларирование осуществляется в рамках единой информационной системы таможенной службы, в которую входит Главный научно-информационный вычислительный центр в г.Москве, 7 центров, расположенных в федеральных округах информационные системы всех таможен и локальные сети. Система состоит из 28 тыс. компьютеров, более 4200 единиц телекоммуникационного оборудования, 468 автоматических телефонных станций.

Основные функции таможенного оформления и контроля реализуют 127 комплексных программ. Из них модернизировано свыше 100 комплексов программных средств, разработаны и внедрены в открытую эксплуатацию 15 автоматизированных подсистем единой автоматизированной информационной системы. Коэффициент охвата таможенных органов ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью ФТС России составил 54%, что на 9% больше чем в 2003 году. В 2004 году особое внимание уделялось повышению эффективности таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, в первую очередь путем проведения таможенных ревизий. Успешно внедряется единый совместный проект таможенных и налоговых органов в рамках программы «Электронная Россия», которая позволяет осуществлять контроль за вывозом товаров с таможенной территории страны и решить не только свои задачи, но и участвовать в межведомственных проектах. Введена в действие новая компьютерная система (NCTS) для работы в условиях «Калининградского транзита». Эта система успешно работает с 1 мая 2004 г. и зарекомендовала себя в странах Евросоюза. Активное внедрение новейших информационных технологий способствует предотвращению множества правонарушений. Так, только в 2003 году с использованием технических средств таможенного контроля было выявлено 14 тыс. правонарушений, что составило 17, 6 процента от общего количества всех выявленных правонарушений. При этом экономический эффект составил более 400 млн. рублей. В ходе реализации положения Таможенного кодекса по внедрению современной технологии важное значение придается применению автоматизированной информационной системы управления рисками. Разработки СУР, как показывает опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран, - это комплексные задачи, объединяющие в себе методологические, технические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты. Суть СУР обеспечение выборочных форм таможенного контроля всех процессов таможенного оформления, включающих прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации; внутренний и международный таможенный транзит; временное хранение товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом; таможенный контроль товаров и транспортных средств после их выпуска.

Современные технологии способствуют упрощению и ускорению таможенных процедур в пунктах пропуска на границе, коренным образом изменяют систему организации таможенного контроля. С их внедрением появляются возможности предварительного декларирования и условного выпуска товаров в тех случаях, когда предоставлены еще не все документы. В ходе административной реформы предполагается введение новых стандартов государственного «обслуживания». Одной из проблем, в связи с введением в действие нового таможенного кодекса, который серьезно изменил правила игры в околотаможенной сфере. Намечено на автомобильных пунктах пропуска вместо семи контролирующих органов оставить всего два - Пограничную службу и Федеральную таможенную службу. Ветеринарные, фитосанитарные и прочие службы выведут за пределы пропускных пунктов. Их будут привлекать в ходе таможенных формальностей лишь в случае необходимости.

Особое внимание будет уделено совершенствованию определения таможенной стоимости товаров. В целом Минэкономразвитие намерено сократить очереди, коррупцию и нелегальный провоз товаров, обеспечить защищенность внешнеэкономических интересов. Важным фактором в решении этих задач является: объемы и характер внешнеэкономического оборота; объемы экспорта и импорта, а также сальдо внешнеэкономических операций; конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; доля объема работ в экспорте; внешнеэкономическая) задолженность; ввоз иностранного капитала в страну и вывоз частного капитала. Особое внимание обращается на обеспечение конкурентоспособности объемы и структура импорта, защита таможенными методами собственных производителей продукции. Важнейшим фактором внешнеэкономической безопасности национальной экономики является привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Инвестиции позволяют привлечь новые технологии в производство продукции, обеспечить ее конкурентоспособность. Согласно прогнозу в российском импорте ведущее положение сохранят закупки машино-технических изделий. В то же время на импорт продовольствия сдерживающее влияние будет оказывать изменяемые правительством меры по защите отечественных производителей. Прогнозируется увеличение импорта зерновых культур. Важными статьями импорта останутся медикаменты и некоторые виды химической продукции. Возрастет импорт тканей не производимых в России или производимых в недостаточном количестве. Предполагается увеличение импорта обуви за счет снижения ставок ввозных таможенных пошлин, так и за счет уменьшения доли теневой продукции вследствие ужесточения таможенного администрирования.

Прогнозируя торгово-экономические связи с дальним зарубежьем следует отметить, что России не принадлежит приоритетное место в Европе, так как более 50 процентов внешнеторгового оборота принадлежит Европейскому союзу. Важнейшим торговым партнером для России на американском континенте остается США. Американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Возможно при благоприятных условиях стратегическое сотрудничество в энергетической сфере. Российский экспорт связан с возможностями продукции высоких технологий и продукции высшего назначения Азиатский рынок для России будет возрастать и прежде всего в сфере поставок отечественной высокотехнологичной продукции, увеличение экспорта. Крупнейшим торгово-экономическим партнером остается Китай, важнейшими партнерами останутся - Япония, Индия, Республика Корея, ряд стран АСЕАН. Будут развиваться на наш взгляд торгово-экономические связи России со странами Ближнего и Среднего Востока. Привлекательным остается рынок стран Африки, где растет спрос на российскую продукцию промышленного и оборонного комплекса. Основным направлением внешней торговли является сотрудничество России со странами СНГ оказывающих существенное влияние на развитие российской экономики. Прогнозируется к 2007 году опережающий рост торговли со странами СНГ по сравнению со странами дальнего зарубежья. Рост экспорта России в страны СНГ может при благоприятных условиях возрасти в 2004-2007 гг. на 42, 3-54 %.

Особое влияние будет удалятся в топливно-энергетической сфере и транспортным коммуникациям, проходившим по территории Росси в третьи страны. В связи с ростом торгово-экономических связей и внешнеторговых объемов в сфере экспорта и импорта увеличится в несколько раз нагрузка на таможенные органы ФТС. В первую очередь организационно-практических мер по выявлению каналов недополучения таможенных платежей в Госбюджет. В свете решения этих задач основными направлениями деятельности таможенной службы являются: - активное движение к новому уровню информационного обеспечения деятельности таможенных органов; - совершенствование, с учетом новых взглядов, изложенных Положениях Минэкономразвитии и Федеральной таможенной службы, вопросов нормотворчества в интересах действующих правовых актов; - более тесное взаимодействие с участниками ВЭД, управление рисками дальнейшее развитие инфраструктуры. - внедрение новых технологии таможенного досмотра, сокращение времени таможенного контроля при перемещении товаров; - сосредоточение усилий на поиск и внедрение современных форм и методов определения таможенной стоимости товаров; - правоохранительная деятельность, борьба с коррупцией и повышение эффективности контроля после выпуска товаров; - решение проблемы подготовки кадров, специальной защиты и формирование деятельности таможенных органов. Вся совокупность социально-экономических преобразований в стране неразрывно связано с участием таможенных органов в обеспечение экономической безопасности, под которой следует понимать устойчивое состояние национальной экономики при котором она способна обеспечить надежную защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз и влияний экономических и прямым материальных ущербов. Как известно проблема экономической безопасности не существует сама по себе. Она является производной от задач экономического роста. Самым непосредственным образом с проблемой обеспечения экономической безопасности страны связаны и защита прав и свобод граждан. Это еще одна сторона процесса укрепления законности в обществе, закрепленного в Конституции. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий. Особое влияние уделяется борьбе с наиболее опасными видами контрабанды: оружием, боеприпасами, взрывными веществами, наркотиками, культурными и историческими ценностями. Особое внимание уделяется выявлению и пресечению наиболее опасного вида контрабанды.

Правоохранительные структуры таможенных органов действуют на опережение. Они пресекают контрабанду оружия, боеприпасов. Наркотиков, товаров военного и довоенного подчинения, культурных и исторических ценностей, валюты, золота. Положительно зарекомендовал себя таможенный контроль с этапа основного таможенного оформления, на контроль путем проведения таможенных ревизий. Защищая экономические интересы Отечества весомый вклад вносят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, тем самым содействуют развитию внешней торговли. О чем свидетельствуют многочисленные примеры..

В первом полугодии 2007 года Академия перешла на новую структуру. В рамках этой работы созданы учебно-методический центр, центр воспитательной работы, учебно-научный центр информационных технологий, представительства Академии, институт повышения квалификации реорганизован в институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации. В ноябре 2007 года на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в Академии была принята новая редакция Устава Академии, нормативно закрепившего проводимые в Академии преобразования. На новый уровень поднялась деятельность Фонда С.В.Т.С. Систе­ма социальной защиты сотрудников и ветеранов таможенных органов, как социальный институт находится на подъеме, успешно осуществляется взаимодействие с руководством ФТС России, с другими органами социальной защиты. Проект памятника таможенникам всех поколений – дань благодарной памяти

Становление, развитие, правовое регулирование системы социальной защиты таможенников стали предметом постоянного обсуждения на ведомственном уровне научных конференциях, семинарах. Благодаря этому обсуждаются программы, механизмы социальной защиты. В целом сегодня социальная защита в таможенных органах пред­ставляет собой своеобразный комплекс взаимосвязанных, взаимообуслов­ленных элементов, в функции которых входят стандартизованные соци­альные действия, регулируемые определенными нормами и контролируе­мые другими социальными институтами. Основой является государственная политика в области социальной защиты таможенников, направленная на повышение материального стату­са сотрудников и ветеранов ФТС России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал