Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура пед. процессаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Целенаправленность. Двусторонность. Многофакторность. Длительность и непрерывность. Комплексность, интегративность, целостность. Отдаленность результатов. 7. Неодинаковость результатов [Т.А.Ильина]. Функции пед. процесса: Обучающая. Воспитательная. Развивающая. Функция социализации личности. Структура пед. процесса В структуре педагогического процесса большинство исследователей (Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, В.В.Воронов, И.П. Подласый и др.) выделяют несколько взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный (аналитико-результативный). Однако в работах современных педагогов эта совокупность дополняется другими составляющими. Так. В.С.Безрукова кроме названных компонентов выделяет отдельно принципы педагогического процесса [Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.-пед.спец. – Екатеринбург: Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования, 1994. – 338с.; с. 30]. И.П.Подласый, рассматривая педагогический процесс как систему, выделяет в ее структуре такие компоненты, как педагоги, воспитуемые и условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность. При этом автор считает, что сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты [Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.; с. 182]. В.И.Смирнов включает в структуру педагогического процесса целевой, содержательный, деятельностный, результативный и ресурсный компоненты [Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефиницях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416с., с.333-334]. Педагогический процесс реализуется через взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями), которое включает взаимосвязанную деятельность педагогов и воспитанников (преподавание и учение). Это взаимодействие своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Целевой компонент педагогического процесса включает цели (стратегические и тактические) и задачи (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях. Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогический процесс организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогические цели профессионального образования могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень – уровень социального заказа отражает государственные цели и реализуется в государственных образовательных стандартах. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень – уровень образовательной программы, образовательного учреждения - характеризует цели отдельных образовательных систем и этапов образования (начального, среднего, высшего образования). Образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов и учитывают особенности типа образовательного учреждения и ступени образования. Более низкий уровень - уровень конкретного учебного курса и каждого учебного занятия. Данные цели определяются с учетом особенностей конкретного учебного предмета, контингента обучаемых, места конкретного учебного занятия в общей системе обучения и пр. В зависимости от области деятельности учащихся педагогические цели могут быть: гностическими (познавательными) - для теоретического обучения, психомоторными (для практического обучения) и аффективными (для воспитательной деятельности). Цели в когнитивной области соотносятся с уровнем усвоения учебного материала (знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой); в психомоторной области – с такими уровнями усвоения учебного материала, как восприятие, диспозиция (мысленный и эмоциональный настрой), управляемая деятельность (под руководством педагога), автоматизация деятельности. В аффективной области цели соотносятся с уровнями эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира: восприятием, реагированием, освоением ценностных ориентаций (отношением к различным объектам, явлениям и видам деятельности), формированием ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность (когда ценностные ориентации определяют поведение индивида) [Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие /Под общ. ред. Г.П.Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382с., с.165 - таксономию целей обучения разработал американский психолог Б. Блум]. В соответствии со структурой общественного опыта, который должен быть усвоен обучаемыми, т.е. выделяют три группы целей: - цели обучения – формирование знаний, умений и навыков, т.е. формирование сознания и поведения; - цели воспитательные – формирование эмоционально-личностных отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, учебному заведению, предмету; родителям, к самому себе, природе, искусству, а также формирование личностных качеств, имеющих общественную направленность (патриотизм, гуманизм, коллективизм и пр.); - цели развивающие – формирование познавательных процессов через ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, направленных на развитие творческих способностей, задатков обучаемых, а также умений их реализации. По степени приближения к реальной педагогической практике выделяют идеальные и реальные педагогические цели. Идеальные цели отражают идеал, который не может быть представлен в виде реального результата педагогического процесса, но к которому должен стремиться и педагог, и воспитанник (всестороннее гармоничное развитие личности). Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Реальная цель всегда персонифицирована и относится к конкретному воспитаннику. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности, воспитанности, которые педагог хочет получить в конкретном воспитаннике за определенное время [Гребенюк О.С., Рожков М.И.Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – И.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с., с.69-70]. По временному признаку выделяют стратегические, тактические и оперативные цели. Стратегические цели – цели перспективного планирования на длительный «обозримый» срок. Они могут быть связаны с коллективной, групповой, индивидуальной деятельностью обучаемых, рассчитанной на более или менее продолжительное время. Тактические цели определяются избранной педагогом стратегией. Они связаны с планированием деятельности педагога по управлению педагогическим процессом на конкретном этапе его осуществления. Оперативные цели связаны с выбором методов, приемов, средств осуществления педагогической деятельности, соответствующих конкретной педагогической ситуации. Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.
|