![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция на тему: Критерии эффективности логистической системы
Предмет логистики очень сложен и неоднороден, чем он и отличается от наук, изучающих смежные виды функционального менеджмента. Определение логистики следует трактовать как теорию и практику управления процессами движения совокупности материальных. Финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыночной экономики. Основная концептуальная идея логистики состоит в необходимости приспособления фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расходуя при этом как можно меньше в данных условиях средств.
Критерии эффективности логистической системы Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это, прежде всего, относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, к развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям Логистическую систему, прежде всего, стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность. Под ключевыми показателями результативности логистической деятельности, понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях. За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся: · общие логистические издержки; · качество логистического сервиса; · продолжительность логистических циклов; · производительность; · возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру. Эти показатели являются ключевыми или комплексными показателями эффективности Логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют также общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенч-маркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели. Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля. Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе. В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
· затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки); · ущербы от логистических рисков; · затраты на логистическое администрирование. Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п. Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п. Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15—35 %), расходы на административно-управленческие функции (9—14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование. Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами: · неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек; · наличием в отечественном бизнесе " двойной" бухгалтерии, " черного нала", закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.; · отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах " услуга" и " сервис". Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются: 1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить. 2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг. 3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются. 4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги. 5. Сервис деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит. Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения " параметров измерения" качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным. Комплексный показатель производительность (результативность) ЛС — определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в ЛС. В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/ продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например: · число обработанных заказов в единицу времени; · грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств; · отношение типа " вход-выход" для отражения динамики выпуска продукции и документооборота; · отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала; · отношение логистических издержек на единицу производимой продукции; · логистические издержки в дистрибьюции на единицу объема продаж и т.п. В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени. Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п. В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель " логистическая результативность" по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю " ресурсоотдача", характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям. Комплексный показатель возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру — характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят: · складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы); · транспортные подразделения различных видов транспорта; · транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.); · ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство; · телекоммуникационная система; · информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника). Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений. Логистика, как наука, разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе: · доведения сырья и материалов до производственного предприятия; · внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; · доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями; · передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией. Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них: · прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ); · определение необходимой мощности производства и транспорта; · организация распределения ГП; · управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; · моделирование функционирования логистических систем (ЛС); · проектирование ЛС; · планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования; · согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др. Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки (МП) и соответствующие им финансовые потоки (ФП) и информационные потоки (ИП). При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие МП является ключевым в логистике. Материальный поток – незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. МП, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ). Параметрами МП могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними. Благодаря революции в информационных технологиях и изменениям в экономике на данном этапе произошел феномен логистического " взлета", который характеризовался:
· ростом квалификации менеджеров в области логистики; · созданием на предприятиях консультативных отделов по проблемам логистики; · долгосрочным планированием в области логистики; · централизацией физического распределения; · резким сокращением запасов в ЛЦ; · четким определением действительных издержек распределения; · определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения МП до конечного потребителя; · развитием логистического подхода в индустрии сервисных услуг; · передачей части или всех логистических функций конкретного предприятия специализированным внешним логистическим организациям; · созданием международных ЛС. Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования. Произошла революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж ГП. К 1990-м годам появилась технология электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI), первыми пользователями которой были супермаркеты, связавшие свои системы контроля состояния запасов непосредственно с системами поставщиков. Определяющее значение в становлении интегральной концепции логистики имела возможность постоянного контроля всеми фазами движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя в режиме реального времени и удаленного доступа благодаря современным коммуникационным технологиям (электронный обмен данными, спутниковые коммуникационные технологии, компьютерные сети и др.). В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики. В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении " третьих участников" таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к менеджерам логистики: · знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран; · выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий; · умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию; · умение устранять таможенные барьеры. В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики, которые имеют свои исследовательские центры, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и т.д. Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (B2B– business-to-business), например, поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными потребителями (B2С– business-to-сustomer). Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств. Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения. Глобализация бизнеса выражается в следующем: · более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке; · происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции; · размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские– в Мексике, японские– в Китае). В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.
|