Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем справочником 9 страница






 

М

 

магнитофон в обучении русскому языку – одно из самых употребительных технических средств обучения (ТСО), используется для прослушивания образцовых текстов, для записи речи учащихся – их рассказов, докладов – и последующего анализа речи, для отработки произношения и выразительного чтения, для исправления орфоэпических ошибок, а также для индивидуальной работы на уроке с помощью наушников (особенно – в малокомплектной школе, где учитель одновременно работает с учащимися нескольких классов); на основе М. работают также лингафонные кабинеты. В последнее время используются также

 

101 Межпредметные связи учебного предмета «русский язык»

видеомагнитофоны, позволяющие совмещать видеозапись с записью звуковой.

МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы) – организация, содействующая изучению русского языка и литературы в зарубежных странах, повышению квалификации преподавателей, разработке оптимальных методик преподавания. Создана в 1967 г., представляет интересы русистов в 102 странах (25 млн. изучающих русский язык). Координирует научные исследования по русскому языку и по методике его преподавания, организует обмен опытом, проводит международные встречи, конгрессы, международные олимпиады школьников по русскому языку, осуществляет издательскую деятельность, в частности издает журнал «Русский язык за рубежом»,

материал для сочинения. В подготовке сочинения выделяются задачи: а) сбор (собирание) материала к сочинению: на основе своего жизненного опыта и специально организованных наблюдений; по одной или нескольким картинам, по другим произведениям искусства; по одной или нескольким книгам; б) систематизация М. для с., выделение главного, отбрасывание второстепенного, а также того, что не относится к теме и не обязательно для раскрытия замысла; расположение М. для с. в нужном порядке (план, композиция); в) осознание и фиксация собственных мыслей, возникающих в процессе сбора М. для с. и его обработки, подготовки; г) использование М. для с. в процессе оформления текста – устно или письменно (нередко учащиеся «теряют» подготовленный материал, не используют его полностью). Сбор М. для с. нередко протекает длительное время – в течение недели, двух недель и более; для облегчения сбора М. для с. и его систематизации рекомендуется делать записи, зарисовки, вырезки из газет и пр., ведение дневника, выписывание цитат и фактов, цифровых данных. Собранный материал в виде записей и пр. можно использовать на уроке, где пишется сочинение. Практикуется обсуждение собранного материала с участием учителя, с выступлениями учащихся. При оценке устных и письменных сочинений учитывается качество собранного материала, полнота его использования, правильность. Необходимо достаточное количество М. для с., а лучше – его избыток!

Лит.: см. статью Сочинение школьное.

межпредметные связи учебного предмета «русский язык». Одна из важнейших задач обучения в средней школе – формирование у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений, на этой основе – формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Следовательно, под М. с. подразумевается не только согласованность программ, но и взаимопроникновение

 

Местоимение в курсе русского языка

наук. Предмет «русский язык» связывается с литературой – искусством слова, дающим образцы использования языка для выражения тончайших оттенков мысли, сложнейших явлений действительности, а литературоведческие сведения создают основу для обучения сочинению; с историей – возникновение и развитие языков, роль общения в общественном производстве, значение многих слов и пр.; с географией – многообразие языков мира; с математикой – идеи и практика машинных языков, и пр. Кроме того, каждый учебный предмет имеет свою систему терминов, опирающуюся на общие закономерности лексики Изучаются связи в школьном курсе музыки и слова, изобразительного искусства и речи учащихся. Однако система развития речи, охватывающая все предметы школьного курса, пока не разработана.

Лит.: Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1973; Межпредметные связи в преподавании русского языка. – М., 1977.

местоимение в курсе русского языка – одна из тем; изучается: в III (IV) классе – личные М.; в V(VI) классе – все разряды М., их склонение, правописание, употребление в речи. В VI (VII) классе – обобщающее повторение. Трудности усвоения темы: склонение М. личных (супплетивные формы), возвратного, неопределенных, отрицательных с предлогами, притяжательных; правописание не и ни с М., форм склонения М. чей, неопределенных М., ударение в некоторых М. – в формах косвенных падежей М. сколько, сам и др. Нередки ошибки в употреблении М.: какойкоторый; к нему, к ней, у нее и т. п.; местоименное удвоение подлежащего; неправильное соотнесение М. с тем словом, с которым оно соотносится. В речевом развитии ребенка М. появляются рано, в дошкольном возрасте (личные, указательные, некоторые отрицательные, относительные, определительные и др.) Процент М. по классам: в III классе – около 8%; в VI – 11%; в VIII – 15%, в дальнейшем – на том же уровне. Прирост за счет: относительно-вопросительных в связи с их употреблением в роли союзных слов в придаточных предложениях, указательных, определительных, неопределенных. Для всех М. характерно увеличение употребления форм косвенных падежей М..

Лит. Обучение русскому языку в 5 – 6 классах. – М., 1986.

метод целых слов – один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается не со звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы (анализом дети овладевают позже). Знание слова подкрепляется картинкой, В течение 2 – 3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается буквенный анализ, буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное коли-

 

103 Методика грамматики

чество слов, необходимых для воспитательно-образовательных целей. Однако метод подвергался критике, так как школьники не осознают звукового состава слов, не понимают роли буквы, при чтении искажают текст догадками, при письме пропускают буквы. М. ц. с. получил распространение в странах английского языка, в котором много односложных слов. В русской школе М. ц. с. был принят с 1922 по 1935 г., но был отменен как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в формировании навыков чтения и орфографии.

методика внеклассной работы по русскому языку – отрасль методики русского языка, изучающая возможности и эффективность занятий по языку вне урока и вне обязательных программ. Разрабатывает основы организации внеклассной работы в школе, ее содержание, методы, межпредметные связи с классными занятиями, с факультативами по русскому языку. М. в. р. решает вопросы развития лингвистических интересов школьников, развития их исследовательских умений; вопросы занимательности при углубленном изучении языка, вопросы лингвистического краеведения и пр. В М. в. р. рассматриваются также конкретные вопросы: методика кружковой работы, олимпиад, конференций, конкурсов, устных журналов, недель русского языка и пр.

Лит.: см. статью Внеклассная работа по русскому языку.

методика выразительного чтения – раздел методики литературы, тесно связанный с методикой русского языка. Изучает способы приобщения учащихся к звучащему художественному слову, вооружения их умением соблюдать основные требования логической и эмоциональной выразительности, соблюдать требования интонационной системы. Включает методику работы над дикцией, паузами, логическими ударениями, темпом н ритмом речи, модуляциями голоса, интонациями и пр.; разрабатывает методические приемы: показ образцового чтения и его анализ, приемы подготовки к выразительному чтению, приемы драматизации (вхождения в роль), перевоплощения, организацию конкурсов. Обычно М. в. ч. распространяется на собственную устную речь учащихся, смыкаясь с развитием их речи. Выразительность речи способствует усвоению пунктуации.

Лит.: см. статью Выразительное чтение.

методика грамматики – раздел методики русского языка. Изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся и усвоения ими грамматических закономерностей, выработки практических умений в области грамматического разбора и использования грамматических знаний для орфографических, речевых навыков и культуры речи, изучает пути формирования грамматического строя речи. Имеет разделы: методика изучения состава

 

Методика каллиграфии 104

слова (и элементов словообразования), М. изучения частей речи и каждой части речи отдельно: имени существительного, глагола и т. д.; М. изучения синтаксиса – и отдельно: синтаксиса простого предложения, синтаксиса сложного предложения, однородных членов предложения и пр. М. г. тесно связана с методикой орфографии, методикой развития речи учащихся. М. г. – наиболее изученная область методики русского языка (см. труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, А. М. Пешковского, А. В. Текучева, А. В. Дудникова, И. Р. Палея и др.).

Лит.: Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1964; Палей И. Р. Очерки по методике русского языка. – М., 1965; Дудников А. В. Методика грамматики в восьмилетней школе. – М., 1980; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

методика каллиграфии (см. Каллиграфия).

методика начального обучения русскому языку (родному) – отрасль методики русского языка. Изучает содержание, формы и эффективность обучения в I – III (до 1972 г. – в I – IV) классах. Выделилась как самостоятельное направление в методике с середины XIX в. в связи с развитием народной начальной школы, в отличие от методики русского языка в гимназиях; представлена именами И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, Д. И. Тихомирова и др., а в советскую эпоху – П. О. Афанасьева, С. П. Редозубова, Е. Е. Соловьевой, Н. С. Рождественского, А. И. Воскресенской и др. До 50-х годов XX в. развивалась как самостоятельная отрасль методики русского языка, но, после того как начальные классы стали рассматриваться не как самостоятельная школа, а как подготовительная ступень в рамках семилетнего, затем восьмилетнего и десятилетнего обязательного образования, существенно сблизилась с методикой IV – VIII классов. Специфика М. н. о. в ее разделах: М. обучения грамоте, М. каллиграфии (чистописания), М. обучения чтению (до 60-х годов XX в. – М. объяснительного чтения), методика грамматики, орфографии, развития речи учащихся.

Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

методика обучения грамоте – раздел методики начального обучения русскому языку; изучает методы формирования у учащихся I класса (а также в семье, в детском саду) элементарных умений в области чтения и письма. В процессе обучения грамоте развиваются также речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические

 

105 Методика обучения чтению

умения. Методы обучения грамоте могут быть: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов, в зависимости от того, какая единица из названных четырех берется за основу обучения чтению. По видам деятельности учащихся методы обучения грамоте подразделяются на синтетические, аналитические и аналитико-син-тетические; в современной школе принят аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте. М. о. г. тесно связана с другими разделами методики: М. грамматики, орфографии, чтения, орфоэпии и пр. (См. также Букваристика.)

Лит.: Горецкий В. Г. и др. Уроки обучения грамоте. – М., 1982; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

методика обучения письму – раздел методики начального обучения русскому языку; изучает пути формирования умений и навыков элементарного письма: правильно сидеть за столом, соблюдать правила гигиены письма, придерживаться строчки, соблюдать поля, правильно писать буквы – одинакового размера, с одинаковым наклоном и пр., соединять их, записывать слова, небольшие предложения. М. о. п. включает элементы каллиграфии и орфографии: правильное соотношение буквы и звука в сильных позициях, раздельное написание слов, простейшие случаи употребления заглавных букв, перенос слов со строки на строку. Элементарное обучение письму осуществляется по «Азбуке» в I классе, однако умение и навык продолжают формироваться и позже, вплоть до становления устойчивого навыка письма – почерка, а также навыка орфографически правильного письма. М. о. п. тесно связана с методикой орфографии и грамматики и включает в себя методику каллиграфии.

Лит.: Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950; Гурьянов Е. В., Щербак М. К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М., 1951; Гурьянов Е. В. Психология письма. – М., 1959; Боголюбов Н. Н. Методика чистописания. – Л., 1963; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте. – М., 1982.

методика обучения чтению – отрасль методики начального обучения русскому языку. Изучает методы формирования умений и навыков по чтению – сознательному, беглому (достаточно быстрому, правильному) и выразительному. Применяется в I – III классах, но должна была бы разрабатываться и для средних классов, поскольку формирование навыка чтения отнюдь не завершается в III классе. Тесно связана с методикой письма, орфографии, грамматики, с развитием речи учащихся. М. о. ч. смыкается также с методикой литературы, так как предусматривает эстетическое восприятие учащимися читаемых произведений, идейно-художественный анализ литературного произведения, обогащение речи учащихся на основе литературных образцов. На уроках

 

Методика орфографии 106

чтения проводится анализ идейного содержания произведений, сообщаются простейшие литературоведческие понятия, сведения о писателях и пр. В М. о. ч. разрабатывались такие методы, как метод объяснительного чтения, воспитательного чтения, творческого чтения. Лит.: см. статью Чтение.

методика орфографии – раздел методики русского языка. Изучает методы формирования у учащихся умений в решении орфографических задач (выполнении орфографических действий), развития орфографической зоркости, речевого слуха, навыка письма, а в итоге – формирования у учащихся прочного навыка грамотного письма. Изучает также типичные ошибки, их причины, частоту и пути исправления. В М. о., в разные моменты ее развития, преобладали методы, опирающиеся на грамматику, на общее языковое развитие, на зрительную память (списывание) и пр. В настоящее время принята и совершенствуется дифференцированная методика, учитывающая особенности самих орфографических явлений, опирающаяся на принципы орфографии, на тонкое понимание значений слов и их сочетаний, на языковое чувство.

Лит.: Ушаков М. В. Методика правописания. – М., 1959; Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1961; Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1965; Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966; Обучение орфографии в восьмилетней школе / Под ред. М. М. Разумовской. – М., 1974; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

методика орфоэпии – раздел методики русского языка. Изучает методы совершенствования произносительной культуры учащихся, исправления типичных недочетов произношения звуков речи, соблюдения орфоэпических норм. М. о. разработана сравнительно мало, главным образом в связи с диалектами, между тем число орфоэпических ошибок в речи учащихся очень велико: в отдельных случаях достигает в IV классе 30%: из 100 прочитанных слов – 30 слов с ошибками. М. о. связана с методикой выразительного чтения и методикой фонетики.

методика пунктуации – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций. Изучает также типичные трудности и ошибки, их причины, частоту, пути преодоления. В основе М. п. лежат принципы – синтаксический (понимание внутренних связей в предложении), смысловой и интонационный, т. е. М. п. опирается на синтаксический разбор предложения, на точное и тонкое понимание его значения, на выразительность речи и на чувство интонации.

 

 

107 Методика русского языка

Лит.: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963; Ломизов А. Ф. Обучение пунктуации в средней школе. – М., 1975; Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978; Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

методика развития речи детей дошкольного возраста – отрасль методики русского языка (и дошкольной педагогики). Изучает методы и приемы обогащения словаря, грамматического строя речи детей-дошкольников, овладения ими средствами речи и языка: произносительными умениями, интонациями, простейшими монологами, восприятием и пониманием речи. М. р. р. д. предполагает развитие речевой активности детей, логопедическую работу, обучение отвечать на заданные вопросы, слушать читаемый текст; она создает для детей правильную речевую среду, ситуации, побуждающие их к речевым высказываниям. В арсенале ее средств – знакомство с детской художественной литературой и фольклором, драматизация и декламация, использование радио и телевидения, игр-загадок, потешек и пр. Речевое развитие детей дошкольного возраста изучали А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, М, М. Кольцова и др.

Лит.: Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977.

методика развития речи учащихся – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обогащения и активизации словаря учащихся, формирования грамматического строя речи учащихся (морфологических средств, словосочетания, предложения), связной речи – монолога и диалога, повествования, описания и рассуждения, стилей речи. М. р. р. изучает уровни владения речью на разных ступенях обучения и типичные речевые ошибки, их частоту, причины и пути устранения. Развитие речи признается главной задачей обучения родному языку в младших классах и одной из главных задач в средних классах. В М. р. р. выделяются отделы: методика словарной работы, методика работы над словосочетанием и предложением, методика сочинения, методика совершенствования культуры речи учащихся и др. М. р. р. опирается на теорию речевой деятельности, психологию речи, на теорию текста, на литературоведение, стилистику, логику; тесно связана с методикой литературы (чтения), грамматики.

Лит.: см. статью Развитие речи учащихся.

методика русского языка – педагогическая наука (шифр 13.00.02), изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т. е. содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, трудности, определяющая эффективность рекомендуемых методов и приемов. М. р. я., определяя

 

Методика синтаксиса

содержание обучения русскому языку, обеспечивает школу учебными программами, учебниками и другими пособиями; разрабатывает методические пособия для учителей и методические указания для учащихся, исследует процессы усвоения материала учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам. Отрасли и разделы М. р. я.: М. р. я. как родного, как второго языка в национальной школе СССР и М. р. я. для иностранцев; М. р. я. в начальной школе, в средней школе, в вузе; методика развития речи детей в детском саду; хотя между названными отраслями методики существуют различия, все эти ветви методики опираются на единые закономерности речи, языка, дидактики и психологии. В М. р. я. как родного выделяются следующие разделы: общие вопросы методики; методика обучения грамоте, или букваристика – составная часть методики начального обучения; методика обучения чтению – там же; методика фонетики; методика орфоэпии; методика грамматики; методика орфографии и пунктуации; методика развития устной и письменной речи учащихся; методика внеклассной работы по русскому языку; методика факультативов. Выделяются также подразделы: методика сочинения, методика словарной работы, методика правописания безударных гласных и т. п. Связи М. р. я. с другими науками: с лингвистикой – в определении содержания предмета, в учете закономерностей функционирования языка; с педагогикой – в разработке основных воспитательно-образовательных задач, в опоре на принципы и закономерности обучения; с психологией -в опоре на закономерности мышления и речи, а также усвоения знаний, умений и навыков, на закономерности умственного развития детей, восприятия, памяти и других психических процессов. М. р. я. использует методы исследования, применяемые в языкознании, в педагогике и в психологии: наблюдение, различные виды эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный), беседы и анкетирование, анализ документации, обобщение передового опыта школ и учителей.

Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1978; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980; Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. Пособие для студентов. – М., 1986; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. – М., 1988.

методика синтаксиса – раздел методики русского языка; нередко «М. с. и пунктуации». Изучает процессы усвоения учащимися разных возрастов и в разных условиях синтаксических понятий и закономерностей, различных типов словосочетаний и предложений, их внутренних связей и значений. Предметом М. с. является также система обучения синтаксическому разбору, изу-

 

109 Методика сочинения

чение его роли в понимании смысла предложений и текста, а также роли синтаксического анализа в пунктуации. М. с. занимается также изучением процессов овладения синтаксисом в речевой деятельности учащихся: умением строить и уместно, в соответствии с коммуникативной целесообразностью и нормой, литературного языка, использовать разнообразные синтаксические конструкции в устной речи и в сочинении, обнаруживать, и устранять синтаксические ошибки и недочеты, совершенствовать текст. Изученные закономерности усвоения материала, типичных трудностей и ошибок, а также сама лингвистическая теория синтаксиса служат научной основой для разработки методов и приемов обучения, т. е. деятельности учителя и учащихся, а также наглядных пособий, схем, моделей, алгоритмов учебных действий и пр. В круг функций М. с. входит также определение-содержания программ, разработка учебников и различных учебных пособий для учащихся, методических пособий для учителя.

Лит.: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963; Купалова А. Ю. Методика синтаксиса // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1983.

методика словарной работы – раздел методики русского языка.. Различают М. словарно-орфографической работы и М. с. р. в системе развития речи. Последняя изучает источники обогащения словаря учащихся, методы и приемы обогащения, «уточнения» значений, активизации словаря и его очищения от нелитературной лексики. М. с. р. опирается на литературные тексты как важнейшую составную часть речевой среды, на изучаемый курс русского языка – его грамматику, лексикологию, словообразование, на учебные словари. Тесно связана с методикой литературы, грамматики. Лит.: см. статью Словарная работа в школе.

методика сочинения – раздел методики русского языка, развития речи. Изучает методы и приемы обучения устным и письменным рассказам и сочинениям разных жанров, стилей, разной тематики, на материале различных источников и пр. Современная М. с. разрабатывает группы конкретных умений учащихся: в области работы над темой, накопления материала, его систематизации и отбора, составления плана и работы над композицией, определения идейного замысла и его воплощения, отбора языковых средств и их подготовки, составления самого текста и его совершенствования. Разрабатываются системы обучения сочинениям с I по X класс.

Лит.: Никольский В. А. Сочинения в средней школе. – М., 1954, Львов М. Р. Работа над сочинением в начальных классах. – М., 1970; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т А. Ладыженской. – М., 1978; Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7 – 8 классах. – М., 1986.

 

Методика факультативов по русскому языку 110

методика факультативов по русскому языку – отрасль методики русского языка. Разрабатывает тематику, программы и учебные материалы, методы и приемы преподавания факультативов по лексике, грамматике, стилистике, теории и практике сочинений разных жанров, по журналистике, культуре речи и пр. Имеет профориентационную направленность. Предусматривает тесную связь с основным курсом русского языка и в то же время определяет специфику подготовки к выбору профессии учителя русского языка или начальных классов, воспитателя, полиграфиста, журналиста, литературного работника и пр. Однако М. ф. имеет и общеразвивающие задачи, так как охват факультативами по языку значительно шире потребностей в языковых специальностях.

Лит.: Факультативные занятия в средней школе. – М., 1973, – Вып. 1; М., 1976. – Вып. 2; Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М., 1986; Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М., 1986; Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка» (VII – VIII классы). – М., 1987; Они же. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» (VII – VIII классы). – М., 1987.

методика фонетики – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обучения детей фонетической (и фонологической) системе русского языка, ее соотношению с графикой и орфографией, слогоделением и ударением, пути формирования умений в области фонетического разбора и характеристики звуков речи. М. ф. тесно связана с методикой грамматики, орфографии, орфоэпии, развития речи учащихся.

Лит.: Фирсов Г. П. Изучение фонетики в V классе. – М., 1957; Сергеев Ф. П. Работа над ударением в школе. – М., 1961; Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970.

методист – специалист в области методики обучения, в данном случае – обучения русскому языку, а также работник методического учреждения. М. русского языка изучает состояние его преподавания, выявляет, обобщает и распространяет опыт лучших учителей и школ, оказывает методическую помощь учителям в проведении учебно-воспитательной работы, организует повышение квалификации учителей и всю методическую работу в школе (районе, городе). М. организует внедрение новых методических рекомендаций, новых программ, учебников, учебного оборудования и пр. М.-исследователь, сотрудник научно-исследовательского института или кафедры педвуза, университета проводит исследовательскую работу по методике обучения русскому языку: выявляет закономерности обучения русскому языку, закономерности речевого развития учащихся, овладения умения-

 

111Методические рекомендации

ми и навыками в области письма и чтения, в усвоении языковых понятий и пр.

методическая библиотека учителя – необходимое условие педагогического творчества и формирования мастерства учителя. Содержит лингвистическую литературу (как специальные издания для учителя, так и научные труды), собственно методическую и педагогическую литературу, книги по психологии, по общественным наукам, труды классиков марксизма-ленинизма, а также периодику – журналы по русскому языку и литературе, по преподаванию языка и пр. Издательство «Просвещение» выпустило несколько серий методических книг для учителя.

методическая работа с учителями – оказание им помощи, повышение их квалификации: организация методических объединений, секций, семинаров-практикумов, распространение передового опыта работы учителей, организация курсовых мероприятий, лекций и консультаций, издание методических материалов. В школе М. р. проводят завучи, руководители методических секций; в районе, городе – городские и районные мет од кабинеты, в области – институты усовершенствования учителей, в республиках – программно-методические управления министерств просвещения, учебно-методические советы министерств. Значительна роль педагогических институтов в М. р.

Лит.: Зевина А. Н. Система повышения квалификации педагогических кадров. – М., 1975.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал