Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Официально-деловой стиль. Язык и стиль документов
ТЕМА 6
□ Стилеобразующие факторы официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля Таблица 1
□ Языковые средства официально-делового стиля Таблица 2
©В Федеральном законе от 27 ноября 1994 г. даётся следующее определение термина «документ». Документ -это материальный объект, имеющий юридическую (правовую) значимость с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях его хранения и использования. Документ в лингвистике – это письменный текст, имеющий юридическую (правовую) значимость. Документы обладают следующими обязательными качествами: - достоверность и объективность, - точность, исключающая двоякое понимание текста, - максимальная краткость, лаконизм формулировок, - безупречность в юридическом отношении, - стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения, - нейтральный тон изложения, - соответствие нормам официального этикета. Документы должны составляться и оформляться на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Документы разных видов унифицируются, то есть приводятся в единообразие по составу и форме. Многие документы состоят из отдельных элементов – реквизитов, набор которых определяется видом и назначением документа. Реквизиты содержат сведения: – об адресате (кому адресован документ); – об адресанте (кем является автор документа – заявителем, просителем и т.д.); – название типа документа (в некоторых документах обязательно, например: Заявление, Докладная записка, Доверенность; в некоторых опускается, например, в деловых письмах); – опись приложений к документу (если они имеются); – дата; – подпись автора документа. GРеквизит «дата» оформляется так: а) цифрами: 22.08.2007; б) словами и цифрами: 22 августа 2007 года; 22 августа 2007 г.; в) только словами: двадцать второе августа две тысячи седьмого года. Реквизит «адресат» обычно выравнивается по левому краю, но всегда находится в правой части листа. Например, так:
© В тексте документа обычно выделяются две смысловые части: в одной излагаются причины, основания и цели составления документа, в другой – выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Некоторые документы могут состоять из одной части: заявление, приказ, письмо. Выделяют следующие виды документов по функциональному значению: 1) организационно-распорядительные, 2) информационно-справочные, 3) инструктивно методические, 4) частные деловые бумаги. Организационно-распорядительные и инструктивно-методические документы – это постановление, распоряжение, приказ, указание, инструкция, поручение, решение и др. Приказ является самым распространенным жанром распорядительных документов. Он издается по основным вопросам, а именно по вопросам внутренней жизни учреждения, организации, предприятия, по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений и т. д. Текст распорядительного документа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога о (об) и формулируется при помощи существительных, называющих основную тему документа (О назначении…, О мерах…). Текст состоит из двух взаимозависимых частей – констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть – это введение в существо рассматриваемого вопроса. В ней могут быть перечислены факты, события, дана оценка, пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный распорядительный документ. Распорядительная часть излагается в повелительной форме. В зависимости от вида документа она начинается словами: постановляет, решает, предлагаю, приказываю, которые печатаются прописными буквами, то есть зрительно выделяются. Предписываемые действия выражаются глаголами в неопределенной форме (подготовить, зачислить, обеспечить, организовать). Инструкция – это инструктивно-методический документ, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научные, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц и граждан. Заголовок инструкции содержит вопросы, которые подлежат рассмотрению в ней. Текст инструкции обычно делится на разделы, пункты и подпункты. Первым разделом инструкции обычно бывает раздел «Общие положения», посвященный раскрытию ее целей, областей действия (распространения) и порядку принятия. Пункты инструкции должны содержать четкие формулировки со словами, имеющими распорядительное значение: должен, следует, необходимо, имеет право, не допускается, рекомендуется, запрещается. Глаголы используются в форме 3-го лица или же в безличной форме. Титульный лист инструкции оформляется на общем бланке. Инструкция утверждается руководителем организации или предприятия в специальном акте. Действие инструкции начинается со дня ее подписания, если в самой инструкции или специальном распорядительном руководстве не указаны другие даты начала ее действия. Информационно-справочные документы – это план, акт, отчет, справка, протокол, докладная записка, деловое письмо и т.д. Письма – одна из важнейших частей деловой документации. Письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Деловые письма решают организационные вопросы, правовые проблемы, а также вопросы экономических отношений корреспондентов. Информация в деловом письме носит протокольный характер. Поэтому письма регистрируются и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. По тематическому признаку деловые письма делятся на коммерческие письма (составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридических лиц и часто имеют правовую силу), письма-запросы, предложения (оферта), письма-рекламации и ответы на эти виды писем. По функциональному признаку деловые письма делятся на инициативные письма и письма-ответы. Письма, требующие ответа: коммерческие инициативные письма, письмо-запрос, письмо-предложение, письмо рекламация, письма-просьбы, письма-обращения. Письма, не требующие ответа: подтверждения, напоминания, предупреждения, извещения, заявления – эти письма констатируют факт и не требуют ответа – у них функция квитанции, ярлыка). По признаку адресата письма делятся на обычные и циркулярные (направляются от одного источника в несколько адресов, как правило подчиненных инстанций). По форме: обычные и электронные. По структурным стандартам: регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные). · Сопроводительное письмо составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов, материальных ценностей (например, о посылке контрактов, спецификаций, каталогов, протоколов, образцов товара, грузов). · Письма-подтверждения направляются для подтверждения получения документов и материалов-писем, телексов, спецификаций, прейскурантов, каталогов, образцов изделий, а также телеграммы или состоявшегося телефонного разговора. · Письмо-напоминание следует направлять тогда, когда не удается с помощью переговоров или личного контакта получить необходимый ответ или добиться принятия нужного решения. · Письмо-сообщение. Такие письма отправляются при необходимости сообщения (извещения, уведомления, информирования) о каких-либо событиях или фактах, представляющих взаимный интерес (например, сообщение о прибытии делегации, назначении деловой встречи, посещении завода-поставщика, проведении переговоров, об отгрузке товаров и т.п.). · Письмо-приглашение может быть адресовано конкретному лицу, или нескольким лицам, или массовому адресату. При официальном приглашении большого количества людей используются как полностью готовые, напечатанные типографским способом тексты, так и тексты-трафареты. · Письмо-благодарность направляется для выражения благодарности за что-либо (например, за полученное письмо, каталог, приглашение, участие в каком-либо мероприятии, спонсорскую помощь, гостеприимство и т.п.). Чаше всего подобные письма имеют персональную адресацию. Написание их обусловлено требованиями этикета. · Гарантийные письма составляются с целью подтверждения определенных обещаний или условий и адресуются организации или отдельному лицу. · Письмо-запрос направляется в тех случаях, когда невозможно решить вопрос лично или по телефону. Оно обычно используется в деловых взаимоотношениях между различными юридическими лицами, имеющими свой расчетный счет в банке. · Коммерческий запрос – это коммерческий документ, представляющий собой обращение лица, желающего заключить сделку (покупателя к продавцу, импортера к экспортеру), с просьбой дать подробную информацию о товаре (услуге и т.п.) и (или) направить предложение на поставку товара (просьба продавца к покупателю). · Письмо-предложение (оферта) – это заявление продавца или экспортера о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий. В предложении обычно указываются наименование предлагаемого товара, количество и качество товара, цена, срок поставки, условия платежа, род упаковки и другие условия поставки в зависимости от характера товара. Частные деловые бумаги – это автобиография, заявление, доверенность, расписка, счет, характеристика и др. Как правило, самым востребованным жанром частных деловых бумаг является заявление. Заявление – письменная просьба о чем-либо, адресованная организации или должностному лицу. Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: наименование адресата; наименование адресанта (заявителя); наименование документа; формулировка просьбы (жалобы, предложения) с краткой, но исчерпывающей аргументацией (если нужно); дата; подпись.
Схема расположения реквизитов заявления:
GОбратите внимание, как пишется слово заявление, с прописной или со строчной буквы. По общим правилам: · Весь заголовок может быть написан прописными буквами (обыкновенно, если текст заявления набран на компьютере или написан на заготовленном бланке: ПРИКАЗ; ЗАЯВЛЕНИЕ) – после заголовка в этом случае точка не ставится. · Только первая буква заголовка прописная (обыкновенно в рукописных заявлениях: Приказ; Заявление) – точка в этом случае также не нужна. · Допускается, но считается устаревающим такой способ оформления (с точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы). При таком оформлении «шапка» заявления представляет собой синтаксическое единство – предложение: такому-то (от) такого-то заявление (и точка в конце предложения, соответственно, нужна). Предлог «от» в шапке заявления можно пропустить.
|