Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая постановка проблемы распознавания
Проблема распознавания, прежде всего, состоит в том, чтобы определить словарь признаков и алфавит классов. Эффективность действий системы управления (надсистемы) определяется достоверностью решения задачи распознавания, которая зависит от количества апостериорной информации о распознаваемом объекте, т.е. размера словаря признаков (при условии, что объем априорной информации обеспечивает построение надежных описаний классов на языке признаков). Следствие 1: Расширение словаря признаков неизбежно сопряжено с увеличением затрат ресурсов материальных, габаритных, энергетических и т.п., т.е. на величину ресурсов налагаются определенные ограничения. При этом алфавит классов целесообразно расширять до m + 1, где m – число управляющих решений. Однако при заданном словаре признаков увеличение числа классов уменьшает вероятность правильного распознавания, т.е. необходим компромисс между размерами алфавита классов и объемом рабочего словаря. Какая же цена этого компромисса в плане оптимальности решения? Следствие 2: При сильно коррелированных признаках увеличение временных и аппаратных затрат не приводит к увеличению признакового пространства (расширению словаря). Такие параметры -малоинформативны. Рассмотрим формальную постановку задачи: 1. Пусть задано множество объектов Q = {Qi}, i=1, …, m и множество управлений (стратегий) L = {Lj}, j=1, …, k. 2. Введем в рассмотрение множество возможных вариантов разбиения объектов на классы А = {aa}, a = 1, …r. 3. Будем полагать, что если выбран вариант разбиения Аa, a = 1, …r, то Q подразделяется на m2 классов, т.е. Aa: QAaqÇ QAag=Æ q, g = 1, …, ma, q¹ g. 4. Пусть первоначальная информация позволяет построить априорное признаковое пространство (априорный словарь признаков), описываемое многомерным вектором: . 5. Информация относительно множества решений L = {l1, l2, …, lk} позволяет произвести разбиение множества объектов на классы – составить априорный алфавит классов. Пример 1: Вариант 1: a=1, т.е. Аa=А1, тогда число А1 равно ma=m1=k+1. 6. Исходное множество объектов Q = {Q1, …, Qm} расценим как обучающую выборку и подразделим на подмножества – классы: QA11; QA12, …, QA1m1=k+1. При том: если обучающая выборка достаточно представительная, то путем обработки исходной информации можно определить описание классов. Пример 2: В случае статистического подхода к задаче распознавания такими описаниями являются: ü априорные вероятности появления объектов соответствующих классов – P (QA1i); ü условные плотности распределения значений признаков по классам, т.е. функции f(X/Qm) или fQiA1(x1, …, xna), i=1,.., m, j=1,.., n. Если признаков всего один, то f(X/Qm) – одномерная функция. Если параметров много, то f(X/Qm) – многомерная. Пример для 2-х мерной функции: 7. Если объем исходной информации недостаточен для непосредственного описания классов, то они могут быть получены с помощью процедуры обучения. 8. Наличие описаний классов в принципе позволяет определить решающие правила (решающие границы или критерии), с помощью которых обеспечивается минимизация ошибок при распознавании неизвестных объектов. 9. Пусть - оценка апостериорной вероятности правильного решения задачи распознавания, осредненная по всем возможным значениям признаков априорного словаря, описываемого вектором Ха (можно применить метод статистических испытаний – Монте – Карла). При этом переход от априорного словаря к рабочему (число априорных признаков больше или равно числу рабочих) происходит в условиях и из-за наличия ограничений на средства измерения. В том случае введем в рассмотрение вектор , компоненты которого: lj = 1, если признак внесен в словарь; 0, если j-го признака в словаре нет.
10. Введем обозначение для рабочего словаря , где (f1, …, fn)Î 1, …, n, т.е. множество признаков рабочего словаря состоит из элементов множества признаков априорного словаря, т.е. , где - подмножество признаков априорного словаря. 11. Обозначим через Cj стоимость создания измерительного устройства, обеспечивающего определение Хj–го признака, j=1, …, n, а через С0 – общую величину ресурсов на создание всех измерителей. Если , то используется в качестве рабочего априорный словарь – и никаких проблем! Однако, для всех признаков в общем случае 12. Затраты на создание комплекса технических средств системы ТРО: Обозначим через - выигрыш от реализации возможных решений при распознавании объекта “w”, отнесенного к классу в варианте классификации А1. Тогда математическое ожидание выигрыша от выбора варианта при использовании априорного словаря признаков равно: Величину R уместно распознавать как критерий эффективности системы, и с его увеличением (максимизацией) следует связать эффективность ее функционирования. Правило: В условиях ограничений С0 надо найти такой вариант разбиения объектов на классы и такое пространство признаков, при котором максимизируется критерий R, т.е. необходимо: - определить из множества А={A1, …, Ar} и такой вектор , которые при наилучшем решающем правиле доставляют max R, C£ С0, т.е. i=1
при ограничении При том А0l определяет оптимальный алфавит классов, а - оптимальный рабочий словарь признаков, т.е. . Общая постановка проблемы распознавания:
В условиях априорного описания исходного множества объектов на языке априорного словаря признаков необходимо в пределах ресурсов определить оптимальный алфавит классов и оптимальный рабочий словарь признаков, который при наилучшем gj обеспечивает максимум R.
|