Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучающие системы распознавания
В теории и практике построения систем распознавания значительная роль принадлежит задаче обучения, состоящей а наилучшем описании классов объектов на языке признаков в условиях дефицита исходной информации. При этом под “наилучшим” понимается такое описание классов, при котором обеспечивается наибольшая точность (достоверность) распознавания неизвестных объектов. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме создания обучающих систем, т.е. таких систем, которые способны с течением времени улучшать свое функционирование. Таким образом, необходимость в применении обучающихся систем возникает в тех случаях, когда система должна работать а условиях неопределенности и имеющаяся априорная информация настолько мала, что отсутствует какая-либо возможность заранее спроектировать систему с фиксированными свойствами, которая работала бы достаточно хорошо. Принцип построения обучающихся систем основан на использовании процессов обучения, осуществляемых вероятностными итеративными алгоритмами, именуемыми алгоритмами обучения, позволяющими в результате обработки текущей информации восполнить недостаток априорной информации и, в конечном итоге, достигнуть наилучших, с определенной точки зрения, показателей качества работы.
Цель обучения. В общей форме цель представляет собой то состояние, к которому должна прийти система в результате обучения. Выделение этого состояния, по существу, сводится к выбору некоторого функционала, экстремум которого отвечал бы тому состоянию. Изменение состояния системы достигается изменением внешнего управляющего воздействия либо изменением параметров системы. Введем вектор: С = (С1, …, СN), компоненты которого представляют собой значения характеристик управляющего воздействия либо значения параметров. Тогда в качестве функционала можно выбрать функционал вектора С вида: , где х = (х1, …, хМ) – вектор случайного стационарного дискретного или непрерывного процесса, плотность распределения которого равна Р(Х), а Q(X, C) – для каждой реализации Х случайный функционал, математическое ожидание которого равно I(C). То есть, иначе: I(C) = M{Q(X, C)}. Условие экстремума в этом случае: Ñ I(C) = MX{Ñ C× Q(X, C)} = 0. Неполнота априорной информации, состоящая в том, что заранее неизвестно ни отношения правдоподобия, ни априорные вероятности, является серьезным препятствием для применения классических подходов, например, Байесова. Именно в этих случаях обучающиеся системы способны после некоторого периода обучения выработать решающее правило и произвести распознавание или классификацию. Незнание здесь преодолевается обучением. Чем меньше априорная информация, тем больше времени необходимо для обучения. Это – плата за незнание. Различают два вида обучения: - с поощрением; - без поощрения (самообучение).
Обучение с поощрением (с учителем)
Для построения решающего правила необходимо прежде всего сформулировать критерий качества распознавания. Решающее правило должно быть выбрано таким образом, чтобы сформулированный критерий достигал экстремума. Предположим, что ситуация Х появляется случайно и каждая из возникающих ситуаций принадлежит к одному из m неизвестных ранее классов Qi(i=1, …, m). Обозначим через Х пространство ситуаций и разобьем его на m областей. Задача распознавания состоит в наилучшем разбиении пространства Х на области Qi. Чтобы конкретизировать это понятие, введем функцию потерь: Fi(X, ), i=1,.., m, где = (C1, …, Cm) – составной вектор параметров. Функции потерь характеризуют потери, возникающие при отнесении ситуации класса Q0i к классу Q0k или, иначе, при попадании ситуации класса Q0i в область Q0k. Функции потерь образуют платежную матрицу:
F11(x, ) F12(x, ) … F1m(x, ) F21(x, ) F22(x, ) … F2m(x, ) Fm1(x, ) Fm2(x, ) … Fmm(x, )
По главной диагонали матрицы расположены потери при правильных решениях, а по обеим сторонам от главной диагонали – потери при ошибочных решениях. Если Fmm(x, )< 0, то такие отрицательные потери можно рассматривать как выигрыши при правильном решении. Ситуация Х каждого класса Qi характеризуется условной плотностью распределения P(x/Qi) = Pi(X) и априорной вероятностью P(Qi). Потому качество распознавания можно оценивать средним риском: Средний риск в нашем случае представляет собой функционал границ Lik между областями Xi и Xk и составного вектора . P(X/Qi) P(Qi)
X
X
Рис. Формирование решающего правила Особенность R: здесь функции потерь не постоянны, а зависят от ситуаций х и составного вектора параметров . С этих позиций цель обучения: - P(Qi) – неизвестно; P(X/Qi) – неизвестно; - единственно, чем располагаем – то платежной матрицей, элементы которой заданы с точностью до некоторых неизвестных векторных параметров . Тогда цель: минимум неявно заданного среднего риска: Начальный этап обучения характеризуется поиском алгоритмов оценки параметров {а}. Определение: Задача оценки параметров, относящаяся к классическим задачам математической статистики, может быть решена различными способами. Рассмотрим два из них: а) оценку по максимуму правдоподобия, при этом: значения параметров предполагаются фиксированными, но неизвестными. При обучении с учителем известен индекс класса для каждого P(Qi)
|