![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. общие понятия.
Тема: Основные термины и определения. 1. Общие понятия. 2. Схема гладкого цилиндрического соединения. Вопрос 1. общие понятия. Литература: 1. Допуски и посадки. Справочник под редакцией Мягкова В. Д. (2 части). 2. Серый И. С. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». Велико значение измерений в современном обществе. Измерения - как основа научно-технических знаний имеют первостепенное значение для учета материальных ресурсов и планирования, для обеспечения качества продукции, взаимозаменяемости узлов и деталей. Точность размеров, формы и расположения поверхностей, а также шероховатость поверхностей в настоящее время оцениваются долями микрометров. Поэтому способы определения действительных значений этих параметров или методы технических измерений весьма трудоемки и требуют соответствующих измерительных средств. Вопросами теории и практики обеспечения единства измерений занимается метрология. Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Конструкторы стремятся создать детали машин, приборов и механизмов взаимозаменяемыми, т. е. такими, которые могут быть легко заменены при сборке или ремонте другими, того же номера и наименования.
Взаимозаменяемость в машиностроении относится к одному из качественных показателей технологичности конструкций изделий и её определение: Взаимозаменяемость – свойство конструкции составной части изделия, обеспечивающее возможность её применения вместо другой без дополнительной обработки, с сохранением заданного качества изделия, в состав которого оно входит. В машиностроении широко используют стандартные технические документы, стандартные детали, а также комплектующие изделия, изготовленные на специализированных предприятиях, поэтому взаимозаменяемость базируется на стандартизации и способствует ее развитию. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Поверхности деталей бывают цилиндрические, плоские, конические, эвольвентные, сложные (шлицевые, винтовые) и др. Поверхности делятся на сопрягаемые и несопрягаемые. Внутренние цилиндрические поверхности, а также внутренние поверхности с параллельными плоскостями (отверстия в ступицах, шпоночные пазы и пр.) являются охватывающими и условно называются отверстиями. Диаметры отверстий обозначают D. Наружные поверхности (боковые грани шпонок) являются охватываемыми и условно называются валами. Диаметры валов обозначают d.
Детали, из которых состоят соединения, характеризуются размерами. Размеры выражают числовые значения линейных величин (диаметров, длин и т. д.) и делятся на номинальные, действительные и предельные. В машино- и приборостроении все размеры в технической документации задают и указывают в миллиметрах. · Условные обозначения размеров, относящихся к отверстиям обозначают прописной, а к валам строчной буквами латинского алфавита. Размер отверстия – D; размер вала – d. Поверхности соединяемых элементов называют сопрягаемыми поверхностями. Соединения подразделяются по геометрической форме сопрягаемых поверхностей. Соединение деталей, имеющих сопрягаемые цилиндрические поверхности с круглым поперечным сечением, называется гладким цилиндрическим. · Сопряжение – это такое соединение двух деталей, при котором они имеют общий номинальный размер. Такие детали называются сопрягаемыми деталями. · Номинальный размер (Dn, dn) – размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений. Номинальный размер посадки – номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение. Под размером элементов в цилиндрических соединениях - диаметрÆ. Действительный размер – называется размер, установленный измерением с допустимой погрешностью. Деталь считается годной в том случае, если действительный размер равен предельному размеру. Предельные размеры – два допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Наибольший предельный размер – больший из двух предельных размеров (Dmax, dmax).
Разброс действительных размеров неизбежен, но при этом не должна нарушаться работоспособность деталей и их соединений, т. е. действительные размеры годных деталей должны находиться в допустимых пределах, которые в каждом конкретном случае определяются значениями предельных размеров. Отсюда и происходит такое понятие допуск размера. Допуск - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонением. · Для отверстия TD=Dmax – Dmin · Для вала Td=dmax – dmin Для нормальной работы механизма совсем не обязательно, чтобы действительный размер совпадал с номинальным. На чертежах удобнее положение допуска относительно номинального размера указывать не предельными размерами, а предельными отклонениями: · Отклонением размера – называется алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т. д.) и соответствующим номинальным размером. · Верхним (ES – для отверстия, es – для вала) · Нижним (EI – для отверстия, ei – для вала) Отклонения, в отличие от размеров, которые всегда выражаются положительными числами, могут быть и положительными (со знаком «+»), если размер больше номинального, и отрицательными (со знаком «-»), если размер меньше номинального. Если размер равен номинальному размеру, то его отклонение равно нулю. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. · Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельными номинальным размерами. · Для отверстия ES=Dmax- Dn · Для вала es=dmax-dn · Нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. · Для отверстия EI=Dmin- Dn · Для вала ei=dmin-dn Допуск равен абсолютному значению алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. TD=ES-EI; Td=es-ei. При необходимости по номинальному размеру и отклонению можно подсчитать соответствующий предельный размер. Dmax=Dn+ES Dmin=Dn+EI dmax=dn+es dmin=dn+ei В эти формулы отклонения должны подставляться со своими знаками. · Основное отклонение – одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), используемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии. Обычно таким отклонением является отклонение, ближайшее к нулевой линии. · Нулевая линия – линия соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от неё, а отрицательные – вниз.
|