![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Психология малой группы - 2 часа ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Цель: проанализировать социально-психологические механизмы образования, существования и распада малых групп (динамические процессы малых групп). Основные понятия: социальные группы, малые группы, условные – реальные группы, естественные – лабораторные группы, формальные – неформальные группы, слаборазвитые – высокоразвитые группы, диффузные группы, коллектив, группы членства, референтные - нереферентные группы; структура малой группы, подструктуры малой группы, композиционная подструтура, подструктура межличностных предпочтений, коммуникативная подструктура, подструктура функциональных отношений; психология малой группы, взаимоотношения, групповые устремления, групповые мнения, групповые настроения; традиции, взаимоотношения, общественно-политические взаимоотношения, служебные – внеслужебные взаимоотношения, уважение, субординация, сплоченность, гуманизм; групповые устремления, цели, задачи, потребности, мотивы, групповое мнение, функции группового мнения, информация, воздействие, оценка; групповые настроения, энтузиазм, увлеченность, уныние, скука, недовольство, традиции; образование и развитие малой группы, сплочение, принятие решений, групповое давление, конформизм, конфликт, руководство, стили руководства, лидер, лидерство, поощрение, принуждение, наказание.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие малой группы. Классификация малых групп. 2. Психологическая структура малой группы. 3. Содержание психологии малой группы. 4. Психологические процессы в малой группе. 1. Лидерство в малой группе. 2. Стили руководства педагогом учащимися.
Литература для изучения: 1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с. 3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – (Высшее образование). 4. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / 5. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / 6. Донцов, АИ. Психология коллектива. Методологические проблемы исследований / А.И. Донцов. – М.: изд-во МГУ, 1984. – 208 с. 7. Кенрик, Д. Социальная психология: Пойми других, чтобы понять себя: агрессия, лидерство, альтруизм, конфликт, группы (пер. с англ. Миронова Н., Ордановской Л., Царука Л. и др.) / Д. Кенрик, С. Нейберг, Р. Чалдини; научн. редактор проф. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 256 с. 8. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие / Я.Л. Коломинский – 2-е изд., доп. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 431 с. 9. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с. 10. Ядов, В.А. Стратегии социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега - Л, 2007. – 576 с.
Практические задания: 1.Составить батарею социально-психологических методик по исследованию психологии малой группы, особенностей межличностных отношений в малых группах. 2. В учебном пособии - Социальная психология: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с. письменно проанализировать статьи: 1. Донцов А.И. «О понятии «группа» в социальной психологии». 2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии». 3. Чудновский В.Э. «О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии». 4. Костинская А.Г. «Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском». 5. Алифанов С.А. «Основные направления анализа лидерства». 6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. «Стиль руководства и основные направления его исследования».
Тема 6. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП – 2 часа
Цель: углубление и систематизация знаний студентов о психологии больших социальных групп.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие больших социальных групп. Виды больших социальных групп, их основные особенности. 2. Психология социальных классов. 3. Психология стихийных групп. 4. Психология массовых движений. Литература для изучения: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с. 2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. – (Высшее образование). 3. Майерс, Д. Социальная психология: [пер. с англ.] / Д. Майерс [и др.]. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2005. – 794 с.: ил. – (Мастера психологии). 4. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учеб. для вузов / Н.И. Семечкин [и др.]. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с. – (Учебник нового века). 5. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / 6. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 376 с. 7. Московичи, С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Прогресс, 1998. – 480 с. 8. Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. – 1995. – Т. 1. – С. 3-18; Т. 2. – 9. Ядов, В.А. Стратегии социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 576 с.
Литература для письменного анализа: В учебном пособии - Социальная психология: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003.– 475 с. письменно проанализировать статьи: 1. Ярошевский М.Г. «Социальная и культурно-историческая психология». 2. Вундт В. «Задачи и методы психологии народов». 3. Лебон Г. «Душа толпы» - дать общую характеристику толпы; - охарактеризовать внутренние процессы толпы (чувства и свойства). 4. Дилигенский Г.Г. «Движения как субъект социально-политической психологии» - составить характеристику социально-психологических параметров массовых движений; - выделить специфику массовых движений в зависимости от социально-политической обстановки в стране.
|