Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Солома и жизньСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМЫ Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы, после обмолота урожая, оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать. В результате народного мозгового штурма, для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетённой из соломы. Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе — это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках. Но, самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас «за кадром» повседневной жизни — это «соломенная» земледельческая магия. Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Контакт с землёй устанавливался на невербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие — а именно, богатый урожай — на символическом уровне, передав своё психическое состояние, как информацию. Особенно важным считался «эффект массы», поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек. Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остаётся дух убранного хлеба, который, в той или иной форме, нужно обязательно вернуть земле. Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учёными-этнографами в 19-20 веках. Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются учёные споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков. Венки и «божьи бороды» Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. Обычные круглые венки, со временем, превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Интересно, что приёмы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных. Часто такие «плетёнки» и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но, с приходом новой жатвы, считались устаревшими и выбрасывались.
|