Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область применения примерной программы






ОП.03

«Элементарная теория музыки»

Для специальности 070109

Музыкальное искусство эстрады

Специализация 070109.02 Эстрадное пение

 

 

Утверждаю

Директор_____________Заппаров А.А.

«»________2011г.

 

2011г.

 

Примерная программа учебной дисциплины «Элементарная теория музыки» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 070109.02 «Музыкальное искусство эстрады».

 

Организация-разработчик: ГАОУ СПО РТ КМК «Казанский музыкальный колледж имени И.В.Аухадеева».

 

Разработчики:

Гилемзянова Э.Э., преподаватель Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева;

 

Рецензенты:

 

Рекомендована Предметной (цикловой) комиссией «Теория музыки» ГАОУ СПО РТ «Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева».


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 


Паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины «Элементарная теория музыки» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав специальности 073101 Исполнительское искусство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП. 03 «Элементарная теория музыки» входит в профессиональный цикл. Время изучения курса – I-II семестры.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 

- делать элементарный анализ нотного текста с точки зрения особенностей мелодии, гармонии, ритма;

- объяснить роль выразительных средств в контексте музыкального произведении;

- анализировать ладогармоническую сторону музыкальной ткани с выявлением диатонических или хроматических ступеней, отклонений и модуляций;

- определять фактурные особенности музыкального произведения(типов фактуры)

- использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде

- досочинить музыкальный период по начальному обороту, фразе, предложению

- играть по цифровке аккомпанемент в заданной фактуре

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 

- понятия лада и звукоряда, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции

- типы фактур

- некоторые приемы развития мелодии

- основные элементы структуры музыкального языка

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе:  
лекционные занятия 32
практические занятия 32
контрольные работы 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе:  
домашняя работа: выполнение письменных упражнений игра упражнений на фортепиано подбор музыкальных примеров составление таблиц, схем выучивание на фортепиано секвенций, гармонических последовательностей в виде оборотов и периодов .  
Итоговая аттестация в форме экзамена

 


Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
  I курс 1 семестр    
Тема 1. Содержание учебного материала 2  
Музыка как вид искусства. Задачи и содержание курса элементарной теории музыки 1
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка дополнительного материала по теме - поиск иллюстративного материала   1  
Тема 2. Содержание учебного материала 1
Музыкальный звук и его свойства. Обертоновый звукоряд 1
Практические занятия: - построение обертонового звукоряда   1  
Самостоятельная работа обучающихся: - поиск музыкальных примеров на иллюстрацию акустических свойств обертонового звукоряда - игра на фортепиано обертонового звукоряда от разных звуков - поиск дополнительного материала по теме   1
Тема 3. Содержание учебного материала  
Энгармонизм звуков. Диатонические и хроматические тоны и полутоны. Буквенное обозначение звуков. 1
Практические занятия: - построение диатонических и хроматических тонов и полутонов - энгармоническая замена звуков - чтение нот по буквенным обозначениям   3
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение письменных упражнений на построение диатонических и хроматических тонов и полутонов с энгармонической заменой звуков - игра на фортепиано различных звуков по буквенной нотации   2
Тема 4. Содержание учебного материала 1
Музыкальная система. Нотация. Ключи. Знаки сокращения нотного письма   **
Практические занятия: - письменные упражнения по записи длительностей нот, пауз, обозначению одной нотой сумм различных длительностей - запись музыкальных примеров в скрипичном, басовом, теноровом ключах - чтение нот в различных ключах - анализ нотного текста, расшифровка аббревиатур 1  
Самостоятельная работа обучающихся - игра на фортепиано музыкальных примеров в скрипичном, басовом ключах - выполнение письменных упражнений на запись нотных примеров в различных ключах - запись двухголосных примеров на одной нотной строчке - расшифровка аббревиатур в музыкальных произведениях   1
Контрольная работа   2
Тема 5. Содержание учебного материала  
Интервалы вне тональности (общие сведения) 1
Практические занятия: - построение простых и составных интервалов от звука вверх и вниз в письменных упражнениях и за фортепиано - построение увеличенных и уменьшенных интервалов от звука - определение интервалов и их обращений - анализ выразительных возможностей консонансов и диссонансов в музыкальных произведениях   3
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение письменных заданий по построению интервалов от звука - игра на фортепиано интервальных последовательностей - игра интервалов и их обращений - поиск музыкальных примеров, демонстрирующих выразительные возможности интервалов   2
Тема 6. Содержание учебного материала  
Созвучия и аккорды вне тональности (общие сведения) 2
Практические занятия: - анализ аккордов в музыкальных примерах - построение трезвучий, септаккордов от звука - определение вида заданного аккорда 4
Самостоятельная работа обучающихся: - определение аккордов в музыкальных произведениях - игра на фортепиано большого, малого, увеличенного, уменьшенного трезвучий от звука - игра на фортепиано 7 видов септаккордов от звука - выполнение письменных упражнений на построение аккордов - анализ нотного текста с точки зрения выразительности аккордов 3
Тема 7. Содержание учебного материала  
Метр. Ритм. Темп. Особенности джазовой ритмики 2
Практические занятия: - определение количества длительностей, составляющих целую, половинную, четвертную - называние нот в правильном ритме - определение темпа и характера музыкального произведения   2
Самостоятельная работа обучающихся: - поиск дополнительной литературы на тему - игра на фортепиано музыкальных примеров в правильном ритме и с тактированием - расшифровка темповых обозначений в произведениях по специальности   2
Тема 8. Содержание учебного материала  
Метроритмическая группировка в инструментальной и вокальной музыке 1
Практические занятия: - запись в инструментальной группировке заданной мелодии - определение размера по группировке длительностей   1
Самостоятельная работа обучающихся: - сочинение ритмического рисунка в разных размерах в правильной группировке - выполнение упражнений на группировку длительностей -запись ритмического рисунка, характерного для заданного жанра 1
Тема 9. Содержание учебного материала  
  Отличительные черты ритмической группировки в джазовой музыке 1
  Практические занятия: - сольмизация мелодии в джазовой группировке - воспроизведение ритмического и метрического рисунка - определение размера по группировке   1
  Самостоятельная работа обучающихся: - запись разных способов группировки такта в определенном размере 1
  Контрольная работа   2
Тема 10. Содержание учебного материала  
  Лад и тональность. Лад и его элементы 1
  Практические занятия: - определение устойчивого звука и звукоряда в заданной мелодии - определение типа лада в мелодии 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - определение и запись звукоряда заданной мелодии - поиск дополнительной литературы по теме 1
Тема 11. Содержание учебного материала  
  Мажор и минор. Квинтовый круг тональностей 1
  Практические занятия: - определение тональности по ключевым знакам - определение знаков в заданной мажорной и минорной тональности - буквенное название мажорных и минорных тональностей по квинтовому кругу - определение видов мажора и минора - игра на фортепиано мажорных и минорных гамм 3-х видов 3
  Самостоятельная работа обучающихся: - запись в буквенном обозначении тональности произведения по специальности или по фортепиано - запись 3-х видов мажорной и минорной гаммы - игра на фортепиано видов мажорной и минорной гаммы - игра на фортепиано диатонических секвенций 2
  1 курс 2 семестр  
Тема 12. Содержание учебного материала  
  Лады и звукоряды народной и профессиональной музыки 1
  Практические занятия: - определение лада в заданной мелодии - построение звукорядов от различных звуков 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - поиск дополнительной литературы по заданной теме - подбор музыкальных примеров на использование различных ладов - игра на фортепиано различных ладов от звука 1
Тема 13. Содержание учебного материала  
  Блюзовый лад и его особенности 1
  Практическиезанятия: - построение блюзового лада в письменных упражнениях и за фортепиано - анализ музыкальных примеров   1
  Самостоятельная работа обучающихся: - поиск дополнительной литературы - подбор примеров из музыкальной литературы   1
Тема 14. Содержание учебного материала  
  Интервалы в ладу 1
  Практические занятия: - построение интервалов в тональности - определение тональности заданного интервала - анализ интервалов в нотном тексте 3
  Самостоятельная работа обучающихся: - построение характерных интервалов в гармоническом мажоре и миноре -построение увеличенных и уменьшенных интервалов от звука с определением и обозначением тональности - игра на фортепиано интервалов в заданной тональности, разрешая неустойчивые и диссонирующие интервалы   2
Тема 15. Содержание учебного материала  
  Аккорды в ладу 2
  Практические занятия: - построение интервалов в тональности - определение тональности заданного интервала - анализ интервалов в нотном тексте 4
  Самостоятельная работа обучающихся: - построение характерных интервалов в гармоническом мажоре и миноре -построение увеличенных и уменьшенных интервалов от звука с определением и обозначением тональности - игра на фортепиано интервалов в заданной тональности, разрешая неустойчивые и диссонирующие интервалы   3
  Контрольная работа   2
Тема 16. Содержание учебного материала  
  Хроматизм и альтерация. Хроматические интервалы 1
  Практические занятия: - анализ интервалов в музыкальном тексте - построение альтерированных интервалов в тональности - определение интервала и разрешение в возможных тональностях - запись хроматической гаммы 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - игра альтерированных интервалов 1
Тема 17. Содержание учебного материала  
  Альтерированные аккорды в ладу 1
  Практические занятия: - анализ аккордов в музыкальных примерах - построение заданных аккордов в тональности - определение аккорда в заданной тональности 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - игра на фортепиано аккордов с заданной альтерацией - поиск музыкальных примеров 1
Тема 18. Содержание учебного материала  
  Родство тональностей 2
  Практические занятия: - определение тональностей I степени родства к заданной тональности - анализ тонального плана в музыкальном тексте 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - построение трезвучий тональностей I степени родства к заданной - игра на фортепиано хроматических секвенций в мажоре и миноре 1
Тема 19. Содержание учебного материала  
  Модуляция и отклонение 1
  Практические занятия: - анализ тонального движения в музыкальном тексте - построение однотонального периода с отклонениями в тональности I степени родства - построение модуляционного периода 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - поиск дополнительной литературы по заданной теме - игра на фортепиано модулирующего периода по заданной схеме - сочинение схемы модуляции 1
  Контрольная работа   2
Тема 20. Содержание учебного материала  
  Мелодия и мелодический рисунок. Секвенция 1
  Практические занятия: - анализ мелодического рисунка заданной мелодии - определение характера заданной мелодии - анализ основных выразительных средств в заданной мелодии 1
  Самостоятельная работа обучающихся: - игра диатонических, транспонирующих, тональных секвенций - сочинение мелодии в жанре 1
Тема 21. Содержание учебного материала  
  Структура музыкальной речи. Фактура 1
  Практические занятия: - определение цезур и каденций в музыкальном периоде - анализ видов периода в музыкальных произведениях - определение в нотном тексте типов фактур 3
  Самостоятельная работа обучающихся: - досочинение мелодии до размера периода - поиск примеров на разные виды периода - сочинение периода в заданной фактуре - подбор примеров на разные типы фактуры 2
Тема 22. Содержание учебного материала  
  Обозначения аккордов, принятые в эстрадно-джазовой музыке 1
  Практические занятия: - анализ аккордов в музыкальном произведении - игра аккордов на фортепиано - игра аккомпанемента в заданной фактуре 3
  Самостоятельная работа обучающихся: - чтение цифровки в нотном тексте - запись аккордов по цифровке, указанной в тексте - подбор аккомпанемента в фактуре 2
  Экзамен  
Всего: 108
         


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал