Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение системы причин в проблемном пространстве⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Другой путь применения данного метода для исследования потенциальных причин и проблемного пространства состоит в систематической проверке всех соединительных слов с целью выявить все подходящие ассоциации, предположения или убеждения. Например, исследование проблемного пространства такого симптома, как беспокойство, связанное с выступлением перед аудиторией, можно начать с изложения проблемы или признака примерно в такой форме: " Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией". Не внося изменений в данную формулировку проблемы, следует применить к ней все соединительные слова, чтобы целиком исследовать " пространство" причин, относящихся к данному симптому. Например: Я начинаю испытьвать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку ___________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией до того, как ____________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией после того, как ___________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией в то время, как __________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, как только ___________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией таким образом, что ________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, если _______________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, хотя _______________________ Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией таким же образом, как ______________ Для более тщательного исследования проблемного пространства можно добавить различные перспективы, репрезентативные системы и временные границы. То есть, воспользовавшись ранее приведенной таблицей, можно поочередно применять различные подсказки, например: " Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией после того, как услышу, что...", или: " Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку они все выглядят, как будто..." или " Я начинаю испытывать беспокойство, когда выступаю перед большой аудиторией точно так же, как..." и т.д. Можно повторить данный процесс, начиная с изложения результата для обозначения потенциальных желаемых эффектов и конечных причин. Таким образом, если результат излагается в такой формулировке: " Я хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией", — то нам следует, сохраняя утверждение неизменным, применить к нему всю совокупность соединительных слов: Я хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку __________________ до того, как ________________________________ после того, как ______________________________ в то время, как _____________________________ как только _______________________________ таким образом, что __________________________ если ___________________________________ хотя ___________________________________ таким же образом, как _________________________ Можно выявить ресурсы, слегка изменив формулировку результата и повторив процесс. В этом случае следует сказать: Я могу/буду чувствовать себя спокойно и уверенно, когда выступаю перед большой аудиторией, поскольку ______________ до того, как ________________________________ после того, как ______________________________ в то время, как ______________________________ как только _______________________________ таким образом, что ___________________________ если _____________________________________ хотя ____________________________________ таким же образом, как ________________________ Таким же образом приведенная таблица может использоваться для исследования различных перспектив, репрезентативных систем и временных границ в целях еще более тщательного изучения желаемого состояния и потенциального " пространства решений". С помощью такого рода вербальных " подсказок" можно обуздать и поставить на службу повседневным нуждам и проблемам стратегию Аристотеля во всей ее силе и утонченности. Этот метод на столько прост, что под силу даже ребенку. У меня есть опыт использования данной стратегии при решении проблем, связанных с литературным творчеством детей и взрослых. В этой разработке слова-подсказки находились на разных гранях специального вращающегося многогранника и открывались в строго определенном порядке. Метод с успехом применялся как для обучения детей и взрослых, едва владеющих пером, так и для повышения мастерства профессиональных писателей. Заключение В данной главе мы применили процессы микро-, макро- и метамоделирования НЛП для изучения и практического применения Аристотелевых стратегий достижения " первоначал". Мы исследовали, каким образом Аристотель применял такие метастратегии, как постановка фундаментальных вопросов и " индуктивное умозаключение", для изучения фундаментальной структуры различных " проблемных пространств" и, в конечном итоге, для выражения этой структуры в форме вербальных " силлогизмов". На уровне макростратегий мы исследовали, каким образом Аристотель выяснял влияние формальных, предшествующих, сдерживающих и конечных причин на механизмы явлений как живой, так и неживой природы. Мы также изучили его взгляды на роль различных типов восприятия времени, а наряду с этим — и некоторые методы оценки глубины и " всеохватности" его собственных заключений, предположений и посылок. На микроуровне мы рассмотрели Аристотелевскую модель разума (или " души") и роль пяти чувств в мыслительном процессе, а также его видение механизма памяти, воображения и основополагающего процесса ассоциации. Мы исследовали идеи Аристотеля о влиянии особых характеристик и качеств сенсорного восприятия и " общих свойств" на процесс мышления. Используя определенные языковые формы как средство моделирования лежащих в их основе форм мышления, мы выяснили общую схему микроструктуры стратегии мышления Аристотеля. Сведя информацию, полученную в результате всех исследований, в единую " рабочую карту", мы проанализировали некоторые техники и методы практического применения стратегий Аристотеля путем сочетания их с некоторыми принципами и процессами НЛП. Я предложил один метод для определения проблемного пространства (и сейчас занят поиском новых пространств решений, используя модель SCORE), и другой — с использованием ключевых слов и специальных вербальных " подсказок" для выявления, организации и определения новых областей проблемного пространства и потенциальных ресурсов и решений. Кроме того, что мы узнали об Аристотеле, мы также ввели большинство наиболее общих категорий и моделей НЛП, включая модели SOAR, TOTE, ROLE и SCORE. Модель SOAR предоставляет нам основные " метакатегории" " проблемного пространства", " состояний" и " операторов". Модель TOTE — основные категории, относящиеся к классическим цепям обратной связи, образующим наши " макростратегии" в терминах наших " целей", " свидетельств" и выбора " действий". Модель ROLE— основные категории для моделирования познавательной микроструктуры индивидуальных стратегий, включая репрезентативные системы и их ориентационные связи с другими мыслительными процессами и эффектами в рамках данной стратегии. Модель SCORE — основополагающие элементы, участвующие в определении проблемного пространства и поиске приемлемых ресурсов и доступа к адекватному пространству решений. В последующих главах мы вновь будем обращаться к методам Аристотеля и использовать их в наших исследованиях стратегий других гениальных личностей. С помощью методов Аристотеля мы, возможно, сумеем приблизиться к некоторым универсальным посылкам и " первоначалам", которые помогут нам еще больше осознать практическую природу стратегий гениев.
|