Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Античная литература

(Модуль «Зарубежная литература»)

 

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки: Филологическое образование

(вариативный модуль «Русский язык и литература»)

 

Омск, 2011

Составитель (и):

К. ф. н., доцент Вероника Анатольевна Москвина _ /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2009 года и рассмотрена на заседании кафедры литературы____________________________________________________________________

«30» августа 2011г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

Д. ф. н., проф. Миньона Савельевна Штерн /____________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии филологического факультета ____________________________________________________

«31» августа 2011 г. Протокол № 1

 

 

Председатель учебно-методической комиссии:

К.ф.н., доцент Елена Анатольевна Глотова /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)


Курс: I

Форма обучения: очная

Семестр: 1

Трудоемкость: 3 зачетные единицы

Количество аудиторных часов: 36

Из них: лекций – 18

практических занятий – 18

лабораторных занятий –

Количество внеаудиторных часов – 54

Форма промежуточной аттестации: экзамен

 

Дисциплина Античная литература (3.2.5.1) включена в вариативную часть (3.2) профессионального цикла (Б.3) дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование.

 

Цель дисциплины: раскрыть специфику генезиса художественного сознания, формирующегося в античной культуре на основе мифологических представлений.

Задачи курса:

1) сформировать у студентов представление о феномене античной культуры, раскрыть значение первой европейской литературы в мировом историко-литературном процессе;

2) развить способность сознательного выбора методологических принципов изучения античной литературы;

3) овладеть знаниями о содержании и основных этапах развития античной литературы;

4) актуализировать умение понимать выдающиеся художественные произведения древнегреческих и римских авторов и объяснять различия между мифологическим и художественным типами сознания;

5) уяснить основные принципы художественного мышления античной эпохи, содержательные и формальные аспекты художественного произведения, философско-эстетические основы античной литературы;

6) способствовать формированию понимания преемственности родов и жанров, впервые формирующихся в античной литературе и развивающихся в эпоху нового времени;

7) содействовать развитию навыков анализа античных текстов для решения задач в профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

· способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

· способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

· готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

· способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

· способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

· готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

· владение приемами текстологического анализа (СК-5);

· владение приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-12);

 

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

  • готовность к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

–основные закономерности эволюции мифологического сознания;

–главные этапы развития античной литературы в контексте важнейших историко-культурных периодов древнего мира;

уметь:

–анализировать тексты античных авторов с позиций основных методологических направлений;

–устанавливать влияние античности в европейской литературе нового времени;

владеть:

–навыками, приобретёнными на занятиях по античной литературе, в практической работе учителя-филолога;

–технологиями приобретения, использования и обновления знаний по античной литературе в будущей педагогической деятельности.

Бакалавры приобретут:

  • знания о процессах, происходивших в античной литературе, необходимых для понимания эволюции и преемственности родов и жанров;
  • умения давать развёрнутую и краткую характеристику основных жанрам античной литературы, анализировать произведения древних авторов в контексте культуры с различных методологических позиций, выявлять типологические черты в сходных явлениях античной и славянской мифологических систем, оценивать роль античности в развитии европейской литературы;
  • овладеют следующими компетенциями:

– обладания знаниями основных положений и методов изучения античной литературы, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способностью анализировать актуальные проблемы и вопросы;

– понимания особенностей развития античного художественного сознания, его мифологических истоков и значения в историко-литературном процессе;

– осознания и соблюдения базовых ценностей культуры, обладания гражданственностью и гуманизмом;

– умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс «Античная литература» представляет собою первую часть вузовского курса «История мировой литературы». Античная культура – колыбель европейской культуры, ее основа. Впервые при изучении данного курса студенты знакомятся с ключевыми литературоведческими понятиями, проясняют специфику генезиса художественного сознания и историко-литературного движения.

В процессе освоения материала студенты должны понять специфику предмета. Без изначального уяснения, что разуметь под терминами «миф», «мифология», «античная культура», «античная литература», нельзя обойтись сколько-нибудь серьезным рассуждением о них. В определении границ античной литературы, прежде всего, следует обратиться к современным исследованиям.

Изучение специфики отдельных родов и жанров, особенностей их поэтики и закономерностей их развития необходимо начинать с проблем их происхождения и классификации.

Лекции должны определить перед студентами цели изучения курса, раскрыть основное его содержание, проблемы, методологию и методику научного исследования предмета, вызвать интерес к научной литературе, привить умение пользоваться литературоведческой терминологией, дать примеры анализа произведений, показать на лучших образцах историко-познавательное значение античной литературы.

Практические занятия призваны содействовать выработке основных умений и компетенций бакалавра. Проблемы лекционного курса здесь будут решаться на анализе конкретных произведений. Одна из главных целей практических занятий – дать возможность студентам овладеть навыками анализа текстов разных родов и жанров греческой и римской литератур, отражающих их традиционность и преемственность в процессе развития в конкретных культурных, социально-исторических и этнических условиях.

 

Междисциплинарные связи

При изучении античной литературы должны быть использованы знания по другим дисциплинам, в частности, по устному народному творчеству, по древнерусской литературе, языкознанию, философии, истории. Это необходимо как при освещении общетеоретических или смежных историко-литературных вопросов, так и в практике овладения навыками анализа художественного произведения.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности (см. Технологическую карту).

Текущая аттестация проводится путём накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента. Комплекс заданий для практической работы по дисциплине включает освоение текстов для обязательного чтения, их анализ, реферирование научной литературы, выполнение письменных работ и тестовых заданий, подготовку ответов на вопросы для обсуждения.

 

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Дисциплина завершается экзаменом, в рамках которого проверяется усвоение теоретического материала и умение применить его на практике, овладение базовыми понятиями, проверяются следующие компетенции:

· готов понимать специфику и закономерности развития античной литературы в контексте истории и культуры, с учётом основных методологических направлений (СК-2);

· готов к филологической интерпретации и анализу античных произведений в контексте мировой и социально-исторического опыта, с учётом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3).

· способен интерпретировать произведения античных авторов как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1);

· владеет приёмами анализа текстов различных видов и жанров (СК-12).

Для допуска к промежуточной аттестации в форме зачёта необходимо:

1) 20 баллов – посещение лекционных и практических занятий;

2) 30 баллов – участие в дискуссиях на практических занятиях;

3) 25 баллов – выполнение комплекса заданий для самостоятельной работы;

4) 25 баллов – тестирование (текущая аттестация).

К промежуточной аттестации допускаются студенты, которые выполнили указанные выше требования (п. 1­4). Аттестация осуществляется в устной форме по экзаменационному билету, который состоит из двух вопросов: первый – по древнегреческой литературе, второй – по древнеримской.

Тематический план дисциплины на дневном отделении

Раздел (модуль) дисциплины Всего часов в трудоёмкости Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия
Раздел 1. Древнегреческая литература.          
Тема 1.1. Введение в курс «Античная литература». Античная мифология.          
Тема 1.2. Героический эпос.          
Тема 1.3. Древнегреческая лирика.          
Тема 1.4. Аттический период. Древнегреческая трагедия          
Тема 1.5. Древнеаттическая комедия.          
Тема 1.6. Литература эпохи эллинизма.          
Раздел 2. Древнеримская литература.          
Тема 2.1. Периодизация римской литературы. Римская комедия          
Тема 2.2. Литература кризиса Республики. Лукреций и Катулл..          
Тема 2.3. Век Августа. Творчество Вергилия и Горация..          
Тема 2.4. Творчество Овидия.          
Тема 2.5. Своеобразие трагедий Сенеки. Эпиграмма Марциала. Сатира Ювенала          
Тема 2.6. Римская проза эпохи Средиземноморской империи.          
Всего по дисциплине          

Тематический план дисциплины на заочном отделении

Раздел (модуль) дисциплины Всего часов в трудоёмкости Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия
Раздел 1. Древнегреческая литература.          
Тема 1.1. Введение в курс «Античная литература». Античная мифология.          
Тема 1.2. Героический эпос.         .8
Тема 1.3. Древнегреческая лирика.          
Тема 1.4. Аттический период. Древнегреческая трагедия          
Тема 1.5. Древнеаттическая комедия.          
Тема 1.6. Литература эпохи эллинизма.          
Раздел 2. Древнеримская литература.          
Тема 2.1. Периодизация римской литературы. Римская комедия          
Тема 2.2. Литература кризиса Республики. Лукреций и Катулл..          
Тема 2.3. Век Августа. Творчество Вергилия и Горация..          
Тема 2.4. Творчество Овидия.          
Тема 2.5. Своеобразие трагедий Сенеки. Эпиграмма Марциала. Сатира Ювенала          
Тема 2.6. Римская проза эпохи Средиземноморской империи.          
Всего по дисциплине          

Основное содержание

(по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

Раздел 1. Древнегреческая литература

Тема 1.1. Введение в курс «Античная литература». Античная мифология.

Понятие античной литературы. Основные периоды развития (древнегреческая литература: архаика, классика, эллинизм; древнеримская литература: архаика, классика, упадок древней культуры).

Мифологическая картина мира: основные периоды историко-культурного развития человечества (матриархат – патриархат, фетишизм – анимизм - героизм). Миф как особая форма сознания.

Принципы мифологического мышления (синкретизм, универсализм, пантеизм и др.). Диалектика мифологии (хтонизм, титаны, олимпийцы). Формирование основных категорий человеческого сознания. Особенности древнего социума и коллективное сознание.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.

2. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996.

3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М., 1994.

 

 

Тема 1.2. Героический эпос.

Героический эпос как отражение мировидения древнего человека. Категории объективного и субъективного, общезначимого и личного. Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”: особенности сюжетно-композиционной структуры, приемы ретардации и ретроспекции, параллелизм, закон хронологической несовместимости, закон симметрии, символика композиционного кольца.

Целостность мировосприятия эпического автора-наблюдателя. Монументальность героев эпоса, поэтические формулы. Взаимоотношение богов и людей, космические причины земных событий. Стихийные реалистические тенденции, наивный психологизм в эпосе. ”Открытый” финал.

Миф и художественное сознание: сходства – различия. Героический эпос – основа генезиса родо-жанровой системы европейской литературы.

Дидактический эпос Гесиода как попытка систематизации мифологии и знаний о природе, человеке, мире в поэмах “Теогония”, “Труды и дни”.

Распад эпического миросозерцания. “Батрахомиомахия” – пародия на гомеровский эпос.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.

2. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. – Тбилиси, 1978.

3. Шталь И.В. Гомеровский эпос. – М., 1975.

4. Лосев А.Ф. Гесиод и мифология // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 83. – М., 1954.

 

 

Тема 1.3. Древнегреческая лирика.

Основные типы классификаций древнегреческой лирики (территориальная, жанровая, тематическая). Распадение родо–племенной общности и строительство полисов – историческая основа появления лирического рода.

Слияние биографического и общественного планов в древнегреческой лирике. Феномен лирического автора и героя. Декламационная лирика (Архилох, Феогнид, Солон, Мимнерм и др.).

Жанры ямба и элегии. Мелика (Алкей, Сапфо, Ивик, Анакреон). Хоровая лирика (Алкман, Симонид, Пиндар, Вакхилид).

Основные художественные приемы, поэтика древнегреческой лирики (рождение метафорического языка, физиологизм описаний, изображение внутренних противоречий).

Литература:

1. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1967.

2. Толстой И.И. Сафо и тематика ее песен // Статьи о фольклоре. – М.-Л., 1977.

3. Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид. Оды. – М., 1980.

 

 

Тема 1.4. Аттический период. Древнегреческая трагедия. Аттическая проза.

Истоки аттической драмы. Религиозная основа древнегреческих мистерий. Элевсинские мистерии, культы Диониса и Аполлона, френос – основа формирования архаической структуры драмы. Символика “театра масок” и амфитеатра. Роль хора в древней трагедии. Театральные празднества, дидаскалии.

Эпоха греко-персидских войн – историческая предпосылка формирования первенства драмы.

Своеобразие трагедии Эсхила. Ораторная драма. Проблема самосознания греческой культуры в «Данаидах» и «Персах». Проблема нравственного искупления и оправдания в трилогии “Орестея”. Закон Судьбы и проблема власти в “Прометее прикованном”. Символика имен и образов. Миф и дидактика в древней драме.

Классическая трагедия Софокла: от «Антигоны» к «Царю Эдипу». Напряженность трагического конфликта и цельность героя. Понятие трагического пафоса. Трагическая ошибка и трагическая вина. Своеобразие драматического разворачивания сюжета (ретроспекция, типология развязки, переход “внешнего” конфликта во “внутренний”). Катарсис как психофизиологический феномен. Структурообразующие элементы трагедии (неведение, потеря, болезнь – безумие, смерть, судьба и т.д.). Понятие Трагедии Рока.

Пелопоннесская война и распадение целостности мировосприятия. Раздвоенный герой трагедий Еврипида. Конфликт разума – страсти в трагедиях «Медея», «Ипполит». Идеал человеческой личности и самопожертвования в трагедиях «Алкеста», «Ифигения в Авлиде».

Значение древнегреческой трагедии в европейской литературной традиции. Космос – хаос как ключевая оппозиция древней драмы.

Историческая, ораторская и философская проза.

Литература:

1. Аристотель. Поэтика

2. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М., 1978.

3. Ярхо В.Н. Античная драма: технологии мастерства. – М., 1996.

1. Ярхо В.Н Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1989.

 

Тема 1.5. Древнеаттическая комедия Аристофана.

Традиции сатировской драмы и хоровой комедии в пьесах Аристофана. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры комедий Аристофана. Герой-маска и принцип карикатурного изображения («Ахарняне»). Политико-агитационная идея в комедиях Аристофана «Всадники», «Мир». Прием овеществления абстрактного понятия. Проблема духовного кризиса нации в “Облаках”. Утопизм как форма авторского сознания в комедиях Аристофана («Птицы», «Осы», «Лисистрата» и др.). Литературно-эстетическая проблематика комедии «Лягушки». Своеобразие архаической драмы Аристофана (отсутствие интриги, “нанизывание” эпизодов, персонаж – “функция”, ”маска”, политико-агитационная проблематика, парабаса и др.).

Литература:

1. Ярхо В.Н. Аристофан. – М., 1954.

2. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 1957.

Тема 1.6. Литература эпохи эллинизма..

“Новая” комедия в творчестве Менандра. «Третейский суд» и «Брюзга» – прообразы современной комедии интриги и комедии нравов. Обращение к частной жизни и бытописательству. Структурообразующие элементы “новой” комедии (случай, находка, любовная интрига, свадьба, “удвоение” и др.). Попытка изображения бытовых типов человека. Герои – устроители своей судьбы. Амбивалентность судьбы – случая (Ананке – Тихе) в древнегреческом культурном сознании. Влияние Менандра на последующую европейскую традицию комедиографии.

Жанр идиллии в творчестве Феокрита. Эстетические приметы идиллии (конфликт города – деревни, устойчивый хронотоп, роль пейзажа, герои).

Литература:

1. Грабарь-Пассек М.Е. Буколическая поэзия эллинистической эпохи. Комментарий // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. – М., 1958. – С. 189-232, 243-323.

2. Толстой И.И. Миф в александрийской поэзии // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. – М.-Л., 1966.

3. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии (О творчестве Менандра). – М., 1979.

4. Тахо-Годи А.А. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии // Вопросы классической филологии. – 1971. - № 3-4.

 

Раздел 2. Древнеримская литература

Тема 2.1. Периодизация римской литературы. Римская комедия

“Эллинофильство” римской литературы. Ускоренное развитие. Контаминация и отсутствие понятия авторского права в ранней римской литературе. Фольклорный жанр сатуры и его влияние на формирование феномена римской культуры. Эпохи Ранней и Поздней Империи. Специфика мировосприятия римлянина (распад языческой культуры, понятия форума и досуга).

Римская комедия. Основные типы (комедия тоги и плаща). Комедия нравов: «Горшок» Плавта. Комедия интриги: «Девушка с Андроса» Теренция. Бытовая драма «Свекровь» Теренция. Сопоставительный анализ комедий «Братья» Теренция и «Два Менехма» Плавта: феномен “удвоения” как основа философского символизма.

Литература:

1. Вст. ст. С. Ошерова // Плавт Т.М. Избранные комедии. – М., 1967. – С. 5-37.

2. Вст. ст. В. Ярхо // Теренций П. Комедии. – М., 1985. – С. 5-24.

3. Красавина Н.К. Сохранение Плавтом сквозного действия при адаптации менандровской комедии // Вестник Ленинградского ун-та. – 1981. – № 14. История, языкознание, литературоведение. В. 3. – С. 63-66.

4. Кац А.Л. Социальная направленность творчества Плавта // Вестник древней истории. – 1980. – № 1. – С. 72-95.

Тема 2.2. Литература кризиса Республики. Лукреций и Катулл..

Эстетическая ориентация на героический эпос Гомера и дидактический эпос Гесиода в поэме Лукреция “О природе вещей”. Учения Демокрита и Эпикура в осмыслении Лукреция. Синтез философского и художественного начал в поэме. Образ Венеры-Природы. Структура поэмы (космос – хаос, мир – человек, плоть – душа). Символика финала.

Поэты-неотерики. Феномен стихотворного цикла в «Книге песен» Г.В.Катулла. Оппозиция форум – досуг в сборнике: любовная элегия – инвектива. Основные темы сборника: дружба, поэзия, общественная деятельность, любовь. Своеобразие лирического сюжета в любовных элегиях Катулла. Поэтика элегий (изображение противоречий переживания, конфликт любовь – дружба и любовь – страсть, поэтические формулы, биографизм, ирония). Разрушение идеального образа возлюбленной.

Эпиталамии Катулла: тоска по идеальному («Свадьба Пелея и Фетиды», «Локои Береники»).

Проблема духовного кризиса Рима. Роль поэзии Катулла в средневековой рыцарской поэзии и поэзии Возрождения.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1998.

2. Покровская А.З. Античный философский эпос. – М., 1979.

3. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. – М., 1977.

4. Корш Ф.Е. Римская элегия и романтизм. – М., 1899.

5. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. – М., 1997 (Статья: «Катулл, или изобретатель чувства»).

Тема 2.3 Век Августа. Творчество Вергилия и Горация..

Поэма «Энеида» – национальная эпопея римской классики. Эстетическая ориентация на поэмы Гомера. Идея общезначимого – пафос Энея. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры поэмы. Мифологическое и историческое в «Энеиде». Провиденция – план будущего – идея мировой миссии Рима. Канон эпического героя. Столкновение общезначимого – личного: типология героев (Эней – Дидона, Эней – Август). Создание классического литературного языка в произведениях Вергилия.

Значение творчества Вергилия в европейской культуре (предтеча христианства в Средние века, вдохновитель Данте в «Божественной комедии»).

Основные этапы творчества Квинта Горация Флакка. Жанр “сатиры на пороки”. Влияние риторики на сатиру (дидактика, влияние на читателя, роль примера – аргумента, феномен деятельного слова, риторическая структура сатиры).

Жанр оды в творчестве Горация. Темы и проблематика сборника од (философия “золотой середины”, темы поэзии, дружбы, любви, гражданская поэзия).

Роль Горация в формировании традиций жанров сатиры и оды в европейской литературе.

Литература:

1. Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. – М., 1972.

2. Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. – М., 1996. – С. 19-42.

3. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. – М., 1997 (Статья: «Вергилий, или поэт будущего»).

4. Дуров В.С. Гораций: поэт и человек: К вопросу о поэтической лексике // Вестник С.-Петербургского ун-та. Серия 2. История, языкозн., литературовед. - 1992. - Вып. 4. - С. 61-68.

5. Дуров В.С. Гораций о характере примеров в " Сатирах" и " Посланиях" // Вестник Ленингр. ун-та. История, языкозн., литературовед. Вып. 1. - 1979. - № 2. - С. 82-85.

6. Мокробородова Л.С. Стиль sermo в " Посланиях" Горация // Вестник Ленингр. ун-та. Серия 2. - 1987. - Вып. 3. - С. 54-61.

Тема 2.4. Творчество Овидия.

Общественно-политическое сознание римлянина эпохи Августа. Метафора любовь – война в римской поэзии: поэтический эквивалент игры понятиями досуг – форум.

Основные периоды творчества Публия Овидия Назона. “Любовные элегии”: оппозиция серьезного – смешного в сборнике, влияние риторических жанров на структуру стихотворений, основная проблематика, общественный пафос финала.

Дидактическая поэма «Метаморфозы» в творчестве Овидия (композиция, миф и история в поэме, метафора метаморфозы как душевного перерождения живого в неживое, нравственная позиция автора, своеобразие стихотворной формы поэмы).

“Скорбные элегии": проблема смысла творчества, взаимоотношения государства и частного человека, проблема свободы выбора.

Литература:

1. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х тт. Т.1. – М., 1997 (Статьи: «Овидий, или наука доброты», «Овидий в изгнании»).

2. Вулих Н.В. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы» // Классическая филология. – М., 1959.

3. Вулих Н.В. Овидий и августовский классицизм // Проблемы античной культуры. – Тбилиси, 1975.

Тема 2.5. Своеобразие трагедий Сенеки. Эпиграмма Марциала. Сатира Ювенала.

Фигура Нерона в истории Рима. Дворцовые перевороты. Эпоха упадка римской культуры. Разложение веры в богов. Основные философские течения и умонастроения: эпикуреизм, стоицизм, цинизм. Феномен “драмы для чтения” в творчестве Л.А. Сенеки. Риторический герой, дидактический пафос автора, проблема поступка, конфликт разума и страсти в трагедии «Медея». Религиозный кризис и его отражение в сюжетах трагедий Сенеки.

Жанр эпиграммы в творчестве Марциала.

“Сатира на лица” Ювенала: риторические задачи и приемы автора, структура сборника сатир, порочные персонажи и проблема добродетели, структурообразующие элементы жанра сатиры (образы еды, питья, испражнений; соотношение категорий быт и бытие, приемы овеществления и зооморфикации).

Литература:

1. Титаренко И.Н. Трагедии Сенеки // Известия вузов Сев.-Кавк. Региона. Обществ. науки. – 1995. – № 4. – С. 52-58.

Тема 2.6. Римская проза эпохи Средиземноморской империи.

Период “второй софистики”, проблема возвращения к прежним идеалам. Жанр биографии у Плутарха («Сравнительные жизнеописания»): феномен античной биографии, история и вымысел, синкресиса, этическая задача автора, идеал общезначимого.

Риторические жанры в творчестве Лукиана: сатирический диалог («Разговоры богов», «Прометей, или Кавказ»), пародия на панегирик («Похвала мухе»). Отражение религиозно-нравственного кризиса античной культуры в произведениях Лукиана («Токсарид, или Дружба», др.).

Жанр античной басни (Эзоп – Федр – Бабрий): синтез дидактического и художественного. Понятие о риторических жанрах параболы, притчи, диатрибы, апофегмы, хрии.

Античный роман. Становление жанра. Феномен романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя»: проблематика, конфликт, синтез жанровых традиций идиллии и “новой” комедии, символика образов, своеобразие хронотопа и сюжетно-композиционной организации текста, особенности финала. Понятие ритмической прозы.

Символический роман Л. Апулея «Метаморфозы» («Золотой Осел»). Жанр “милетских рассказов”. Особенности сюжетно-композиционной структуры, метафора путешествия-испытания, символика образов, бытовое и бытийственное в романе. «Сказка об Амуре и Психее» – ключевой композиционный элемент романа. Учение об идее Платона, учение о душе Аристотеля и символический идеализм Пифагора в структуре произведения Апулея.

Религиозный мистицизм финала, религиозно-нравственное причащение героя. Роль биографического момента в романе. Любовно-авантюрная и религиозная линии сюжета, раскрывающиеся в образах слепой и зрячей судьбы XI книги.

«Сатирикон» П. Петрония Арбитра. Жанр мениппеи. Проблема целостности текста.

Пародия на любовный роман (Энколпий – Аскилт – Гитон). Сатирическое снижение персонажей в «Пире Трималхиона». Сложная структура рассказывания, “чужое слово” в тексте.

Проблема повествования от 1 лица в романах Апулея и Петрония. Автор и герой. Проблема обезличенной души в романах Апулея и Петрония. Различие авторских позиций Апулея и Петрония: спасение Луция Исидой – гнев низового бога Приапа на Энколпия.

Некоторые причины упадка античной культуры. Период “безвременья”(III – V вв.).

Литература:

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. – М., 1973.

2. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. – М., 1971.

3. Тахо-Годи А.А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. – М., 1961.

4. Нахов И.М. Киническая литература. – М., 1981.

5. Античный роман: Сборник статей / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. – М., 1969.

6. Полякова С.В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. – М., 1988.

Основные понятия (тезаурус)

Миф, мифология, мифологическое мышление, фетишизм, тотемизм, анимизм, антропоморфизм, славянская мифология, реконструкция, святилище, капище, пантеон, основной миф славян, мировое древо, оппозиция, амбивалентность, хтонический, язычество, двоеверие.

Поэзия, Лирика, Элегия, Лирический герой, Трагедия, Комедия, Инвектива, Эпиграмма, Сатира. Древнегреческая поэзия, Александрийская поэзия.

Организация самостоятельной работы студентов.

Данный вид работы предполагает:

– подготовку к практическим занятиям;

– чтение художественных произведений;

– самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов, хорошо обеспеченных литературой;

– составление терминологического словаря;

– выполнение общих и индивидуальных письменных заданий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

I. Учебная литература.

1. Античная литература / Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. – М., 1986.

2. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1988.

3. Хрестоматия по античной литературе: В 2 тт. / Сост. Н.Ф. Дератани и Н.А. Тимофеева. Тексты по указанию читать в данной хрестоматии.

4. Кун. Н.А. Легенды и мифы древней Греции (любое издание).

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 тт. – М., 1980-1982.

6. Краткая литературная энциклопедия: В 8 тт. – М., 1962.

Доп. литература:

1. История греческой литературы: В 3 тт. / Под ред. С.И. Соболевского. – М., 1956-1960.

2. История римской литературы / Под ред. С.И. Соболевского. – М., 1959-1962.

3. Варнеке Б.В. История античного театра. – М.-Л., 1940.

4. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

5. Мифологический словарь / Под ред. Е. Мелетинского. – М., 1997.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1958-1962.

7. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., 1990.

 

II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комментарии автора рукописи | Виды одежы в русском народном костюме
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал