Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования и их обсуждение. Т.к. степень идентификации с тем или иным поколением зависит от возраста и культурно-исторических условий воспитания
Т.к. степень идентификации с тем или иным поколением зависит от возраста и культурно-исторических условий воспитания, в ходе исследования вся выборка в зависимости от года рождения была поделена на три группы: представители постсоветского поколения 1990—1995 гг. рождения (178 человека); представители переходного поколения 1980—1985 гг. рождения (142 человека) и представители советского поколения 1970-1975 гг. рождения (81 человек). В таблице 1 представлены средние тенденции, отражающие особенности идентификации с тем или иным поколением в исследуемых группах.
Оказалось, что участники исследования склонны отождествлять себя с представителями советского поколения (рожденные в 70-е годы); или советского и постсоветского поколения (рожденные в 90-е годы); или с представителями советского и переходного поколения (рожденные в 80-е годы). При этом корреляционный анализ данных, показал, что год рождения взаимосвязан с уровнем идентификации человека с определенным поколением. Прямая взаимосвязь была обнаружена между годом рождения и степенью идентификации с постсоветским поколением (rs=0, 4; р≤ 0, 001). Обратные взаимосвязи были обнаружены между годом рождения и идентификацией себя с советским (rs=-0, 127; р≤ 0, 05) или переходным поколением (rs=0, 603; р≤ 0, 001). Поскольку средние тенденции не позволяют оценить особенности распределения людей с разным типом социальной идентификации нами был проведен иерархический кластерный анализ данных методом Варда. В качестве показателя, характеризующего степень схожести участников исследования, выступал квадрат евклидова расстояния. Кластерный анализ проводился отдельно для разных исследуемых групп. В таблице 2 представлены данные, отражающие особенности распределения участников исследования с разным типом идентификации с поколением. На наш взгляд участников исследования можно разделить на три разные группы: 1) те, кто идентифицирует себя со своим поколением; 2) те, кто идентифицирует себя с другим поколением и 3) те, кто в одинаковой степени отождествляет себя со всеми тремя исследуемыми поколениями. Подобные особенности позволяют говорить о разных статусах социальной идентификации: первый случай был назван нами «адекватная социальная идентификация», второй тип – «неадекватная социальная идентификация», а третий – «диффузная социальная идентификация».
Согласно результатам исследования, в каждой возрастной группе есть люди, которые отождествляют себя с советским поколением и считают, что их ценности формировались в советскую эпоху. Однако, чем младше группа, тем меньше в ней доля таких людей. В целом обнаруживается тенденция к адекватной социальной идентификации: около половины респондентов, рожденных в 90-е годы, считают себя представителями постсоветского поколения; среди респондентов, рожденных в 80-е годы, 45% идентифицируют себя с переходным поколением; в группе людей, родившихся в 70-е годы, 67% идентифицируют себя с представителями советского поколения. А вот неадекватная социальная идентификация чаще наблюдаются у людей, рожденных в 80-е годы (37%), что подтверждает идею В.И. Пищик о сложности и неоднозначности процессов самоидентификации у людей, рожденных в эпоху перемен [6]. Заслуживает внимания и тот факт, что среди рожденных в 90-е годы не обнаружилось группы, идентифицирующей себя с представителями переходного поколения. Это может говорить о том, что новое поколение стремится дистанцироваться от предшествующего ему поколения. В результате у них появляется склонность игнорировать ту роль, которую сыграли в их жизни события, связанные с распадом СССР. Интересно, что тенденция к десантированию от предшествующего поколения не обнаруживается у людей, рожденных в 80-е годы. На наш взгляд обнаруженные тенденции можно объяснить эффектом снижения возраста поколений, отмеченного М.И. Постниковой [3], а также негативной оценкой периода перестройки и распада СССР, наблюдаемой в настоящее время. При анализе данных о типах ментальности участников исследования для удобства их интерпретации, результаты диагностики были переведены в нормализованный балл. На рисунке 3 представлены средние тенденции, отражающие выраженность отдельных типов ментальности у представителей резных поколений. Согласно полученным данным, у представителей советского поколения доминирует традиционный тип ментальности, в основе которого лежат ценности горизонтального коллективизма и который предполагает следование традициям, ориентацию на построение честных и дружественных отношений между людьми. У представителей переходного поколения отмечена тенденция к преобладанию переходного типа ментальности, для которого характерны ценности вертикального коллективизма. Для представителей постсоветского поколения характерны тенденции к доминированию инновационного и преобладанию постинновационного типов ментальности. Это указывает на то, что их ментальность сочетает в себе ценности вертикального индивидуализма и ценности стабильности и горизонтального индивидуализма. Для них характерны: открытость в отношениях, активная позиция в жизни, рациональность, ориентация на личные достижения.
В данном случае можно отметить, что распределение доминирующих типов ментальности в исследуемых группах оказалось предсказуемым и соответствует результатам исследований, представленным В.И. Пищик [6]. На наш взгляд особое внимание важно уделить взаимосвязи между социальной идентификацией и особенностями ментальности поколений (таблица 3).
Полученные результаты указывают, что традиционный, инновационный и переходный типы ментальности связаны с идентификацией личности с переходным и постсоветским поколением. При этом отмечаются следующие закономерности: у людей, отождествляющих себя с переходным поколением, доминируют черты традиционной (rs=0, 387; р≤ 0, 001) и переходной (rs=0, 451; р≤ 0, 001) ментальности, и минимально представлены черты инновационной ментальности (rs=-0, 535; р≤ 0, 001); у людей, которые отождествляют себя с постсоветским поколением доминируют черты инновационной ментальности (rs=0, 366; р≤ 0, 001) и минимально представлены черты традиционной (rs=-0, 33; р≤ 0, 001) и переходной (rs=-0, 232; р≤ 0, 001) ментальности. Обнаруженные закономерности позволяют заключить, что в рамках эмпирических исследований поколений выделение эмпирических групп необходимо проводить с учетом особенностей типа социальной идентификации, а именно, того с каким поколением человек себя отождествляет. Выводы Таким образом, проведенное исследование показало, что только у 45-67% участников исследования совпадает значения объективного (дата рождения) и субъективного (идентификация с поколением) критериев принадлежности к поколению. Тип социальной идентификации совпадает с типом ментальности поколения. Следовательно, при организации исследований социально-психологических особенностей поколений необходимо учитывать данный факт. В частности при формировании экспериментальных групп важно учитывать не только год рождения участников исследования, но также тип и статус их социальной идентификации.
|