![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Факультет русской филологииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Факультет русской филологии Кафедра методики преподавания русского языка и литературы И. Ю. Гац СПЕЦКУРС И СПЕЦСЕМИНАР ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ» Учебно-методический комплекс Направление подготовки 050300.62 «Филологическое образование»
Профиль подготовки Русский язык и литература Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Москва Автор-составитель – доктор педагогических наук, доцент, профессор Гац Ирэн Юрьевна
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка МГОУ Халикова Наталья Владимировна;
доктор филологических наук, профессор, декан факультета русской филологии Шаталова Ольга Викторовна.
Согласование с учебно-методической комиссией факультета русской филологии
СОДЕРЖАНИЕ
Выписка из государственного Образовательного стандарта ВПО
Учебная программа Пояснительная записка Актуальность изучения дисциплины. Языковая ситуация – социолингвистический феномен, который состоит из экстралингвистических (социокультурных и информационно-технологических) и собственно лингвистических компонентов. Современное языковое состояние охарактеризовано в литературе как динамическая синхрония, интенсивная динамизация. Поскольку внешние (глобальные и частные, позитивные и негативные) факторы формируют языковую ситуацию, постольку необходимо учитывать в преподавании русского родного языка не только внутрисистемные свойства и правила употребления, но и активные процессы, определяющие реальное употребление языка. Языковые изменения нового века свидетельствуют о смене устоявшихся вариантов и обновлении традиционных языковых средств. Настоящий период в развитии русского языка характеризуется: во-первых, новыми сферами и способами коммуникации, новыми материалами речи и лексического состава словаря русского языка; во-вторых, интенсификацией языковой рефлексии; в-третьих, новой медиальной культурой, технизацией общения. В связи с этим у носителя языка возникают новые социальные потребности. Возникают мотивы, связанные с развитием интеллекта, удовлетворением информационных потребностей, социализацией личности, с организацией коммуникации, адаптацией во внешней среде. Средством удовлетворения этих потребностей являются элементарные металингвистические умения, лингвокреативные и информационно-коммуникативные умения, формируемые в курсе русского языка, обеспечивающие воспитания и развития личности. Культурологическая роль дисциплины. Современные выпускники филологического факультета должны уметь работать по новым программам и технологиям, общаясь с поколением школьников, выросших в условиях нового коммуникативного пространства. На занятиях студенты учатся: – обобщать теоретические знания по теории и методике обучения языку и речи; – организовывать речевые ситуации на уроке, проводить работу над связной речью, интонацией, исправлением и совершенствованием речи школьников; – анализировать ранее приобретенный на педпрактике свой опыт и оценивать собственный уровень владения методическими знаниями и умениями. В ходе занятий студенты выбирают по своему желанию темы для самостоятельного исследования и готовят доклады, контрольные работы, опираясь на методы исследования методических проблем. Содержание программы предполагает также составление студентами учебных задач, написание страниц учебника, разработку отдельных фрагментов уроков и конспектов уроков разных типов. Место дисциплины в психолого-педагогическом цикле дисциплин. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональный цикл дисциплин, устанавливаемый вузом. Программа спецкурса и спецсеминара структурно и содержательно сопряжены друг с другом. Цель дисциплины – осознание личностной и социальной значимости своей профессии, профессиональных требований к преподаванию русского языка в современных условиях обучения, формирование умений самостоятельной поисковой деятельности студентов. Задачи дисциплины: • формировать у студентов систему научных знаний о теории и методике развития лингвистических и коммуникативных умений и навыков школьников, о направлениях, принципах, методах, приёмах и средствах обучения русскому языку в современной языковой ситуации; • формировать умения бакалавров применять лингвометодические знания в различных ситуациях. • включить студентов в исследовательскую деятельность. В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление: - о специфике и условиях современной языковой ситуации; - о требованиях к воспитанию языковой личности школьника; - о лингвометодических проблемах обучения; - о влиянии таких явлений, как интертекстуальность, медийность и технизация общения на методику преподавания русского родного языка; - о направлениях современных лингвистических и методических исследований; - о создании оптимальных методических условий, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении учебных задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные понятия и термины лингвометодической и педагогической наук; - принципы подбора программного обеспечения и заданий для индивидуальной работы учащихся; В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - анализировать методические ситуации и дидактический материал по русскому языку; - выбирать целесообразный способ представления речевого явления, демонстрировать его функционирование в устной или письменной речи; - оценить потенциал учебно-методических материалов, диапазон их использования при формировании лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций школьников разных классов; - распознавать и предупреждать речевые ошибки учащихся, создавать условия для речевой и коммуникативной практики школьников разного возраста; - давать самостоятельную оценку программно-педагогическим средствам, их возможностям применения в практике лингвистического образования современных школьников. В результате освоения дисциплины студент должен приобрести опыт: - анализа лингвометодических подходов, положений, связанных с проблемами обучения школьников в современной языковой ситуации; - анализа учебной информации, обобщения, развития понятий; - введения лингвистической учебной информации в процесс обучения. Содержание спецкурса и спецсеминара
Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Гац, И. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе [Текст]: справочник для бакалавров и магистрантов педагогического образования / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 80 с. 2. Гац, И. Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 200 с. 3. Гац, И. Ю. Лингвометодические средства обучения в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. - М.: МГОУ, 2009. – 182 с. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: документы Министерства образования и науки Российской Федерации [сайт]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы.
|