Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Факультет русской филологии






Факультет русской филологии

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы

И. Ю. Гац

СПЕЦКУРС И СПЕЦСЕМИНАР

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ»

Учебно-методический комплекс

Направление подготовки

050300.62 «Филологическое образование»

 

 

Профиль подготовки

Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ Протокол «»__________2013 г. №___   Председатель __________________   Рекомендовано кафедрой Протокол от «3» сентября 2012 года № 1 Зав. кафедрой_______________________ Е. Н. Колокольцев

Москва

Автор-составитель –

доктор педагогических наук, доцент, профессор Гац Ирэн Юрьевна

 

Рецензенты:

 

доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка МГОУ Халикова Наталья Владимировна;

 

доктор филологических наук, профессор, декан факультета русской филологии Шаталова Ольга Викторовна.

 

Согласование с учебно-методической комиссией

факультета русской филологии

 

Председатель УМК факультета русской филологии доктор педагогических наук, доцент     И. Гац

 

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
1. Выписка из государственного образовательного стандарта.................  
2. Учебная программа...................................................................................  
3. Организация самостоятельной работы студентов................................  
4. Темы докладов и рефератов.....................................................................  
5. Список вопросов и требования к зачёту.................................................  
6. Методическое обеспечение дисциплины...............................................  
7. Дополнительные материалы (Пример выполнения практических заданий).........................................................................................................  
8. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины..................................................................................  

 

 

Выписка из государственного

Образовательного стандарта ВПО

ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом  

 

Учебная программа

Пояснительная записка

Актуальность изучения дисциплины. Языковая ситуация – социолингвистический феномен, который состоит из экстралингвистических (социокультурных и информационно-технологических) и собственно лингвистических компонентов. Современное языковое состояние охарактеризовано в литературе как динамическая синхрония, интенсивная динамизация. Поскольку внешние (глобальные и частные, позитивные и негативные) факторы формируют языковую ситуацию, постольку необходимо учитывать в преподавании русского родного языка не только внутрисистемные свойства и правила употребления, но и активные процессы, определяющие реальное употребление языка. Языковые изменения нового века свидетельствуют о смене устоявшихся вариантов и обновлении традиционных языковых средств. Настоящий период в развитии русского языка характеризуется: во-первых, новыми сферами и способами коммуникации, новыми материалами речи и лексического состава словаря русского языка; во-вторых, интенсификацией языковой рефлексии; в-третьих, новой медиальной культурой, технизацией общения. В связи с этим у носителя языка возникают новые социальные потребности. Возникают мотивы, связанные с развитием интеллекта, удовлетворением информационных потребностей, социализацией личности, с организацией коммуникации, адаптацией во внешней среде. Средством удовлетворения этих потребностей являются элементарные металингвистические умения, лингвокреативные и информационно-коммуникативные умения, формируемые в курсе русского языка, обеспечивающие воспитания и развития личности.

Культурологическая роль дисциплины. Современные выпускники филологического факультета должны уметь работать по новым программам и технологиям, общаясь с поколением школьников, выросших в условиях нового коммуникативного пространства. На занятиях студенты учатся:

– обобщать теоретические знания по теории и методике обучения языку и речи;

– организовывать речевые ситуации на уроке, проводить работу над связной речью, интонацией, исправлением и совершенствованием речи школьников;

– анализировать ранее приобретенный на педпрактике свой опыт и оценивать собственный уровень владения методическими знаниями и умениями.

В ходе занятий студенты выбирают по своему желанию темы для самостоятельного исследования и готовят доклады, контрольные работы, опираясь на методы исследования методических проблем. Содержание программы предполагает также составление студентами учебных задач, написание страниц учебника, разработку отдельных фрагментов уроков и конспектов уроков разных типов.

Место дисциплины в психолого-педагогическом цикле дисциплин. Дисциплина входит в цикл общепрофессиональный цикл дисциплин, устанавливаемый вузом. Программа спецкурса и спецсеминара структурно и содержательно сопряжены друг с другом.

Цель дисциплины – осознание личностной и социальной значимости своей профессии, профессиональных требований к преподаванию русского языка в современных условиях обучения, формирование умений самостоятельной поисковой деятельности студентов.

Задачи дисциплины:

• формировать у студентов систему научных знаний о теории и методике развития лингвистических и коммуникативных умений и навыков школьников, о направлениях, принципах, методах, приёмах и средствах обучения русскому языку в современной языковой ситуации;

• формировать умения бакалавров применять лингвометодические знания в различных ситуациях.

• включить студентов в исследовательскую деятельность.

В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление:

- о специфике и условиях современной языковой ситуации;

- о требованиях к воспитанию языковой личности школьника;

- о лингвометодических проблемах обучения;

- о влиянии таких явлений, как интертекстуальность, медийность и технизация общения на методику преподавания русского родного языка;

- о направлениях современных лингвистических и методических исследований;

- о создании оптимальных методических условий, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении учебных задач.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия и термины лингвометодической и педагогической наук;

- принципы подбора программного обеспечения и заданий для индивидуальной работы учащихся;

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- анализировать методические ситуации и дидактический материал по русскому языку;

- выбирать целесообразный способ представления речевого явления, демонстрировать его функционирование в устной или письменной речи;

- оценить потенциал учебно-методических материалов, диапазон их использования при формировании лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций школьников разных классов;

- распознавать и предупреждать речевые ошибки учащихся, создавать условия для речевой и коммуникативной практики школьников разного возраста;

- давать самостоятельную оценку программно-педагогическим средствам, их возможностям применения в практике лингвистического образования современных школьников.

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести опыт:

- анализа лингвометодических подходов, положений, связанных с проблемами обучения школьников в современной языковой ситуации;

- анализа учебной информации, обобщения, развития понятий;

- введения лингвистической учебной информации в процесс обучения.

Содержание спецкурса и спецсеминара

  Наименование темы Количество часов по видам занятий
Л ПР СР
1. Введение в спецкурс. Основные задачи спецкурса. Современные психолого-педагогические стратегии и теория обучения русскому языку в школе      
2. Русский язык в системе филологического образования      
3. Квалификация понятия «современная языковая ситуация» в контексте методики русского языка      
4. О соотношении теории и практики при обучении русскому языку в современных условиях      
5. Лингвометодические проблемы обучения в современной языковой ситуации      
6. Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания      
7. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания      
8. Формирование металингвистических умений при обучении русскому языку      
9. Формирование информационно-коммуникативных умений школьников в современных условиях обучения      
Всего:      

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Гац, И. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе [Текст]: справочник для бакалавров и магистрантов педагогического образования / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 80 с.

2. Гац, И. Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 200 с.

3. Гац, И. Ю. Лингвометодические средства обучения в современной языковой ситуации [Текст]: монография / И. Ю. Гац. - М.: МГОУ, 2009. – 182 с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: документы Министерства образования и науки Российской Федерации [сайт]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал