Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные аспекты этнонациональных конфликтов.
1. Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации. К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как «народ» и «этнос», поскольку с ними коррелируются все этнические единицы. Весьма многозначен термин «народ». В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ — это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский народ» или «узбекский народ», «польский народ», «венгерский народ» и т. д. В этом случае термин «народ» равнозначен термину «нация». Иногда термин «народ» употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям. В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие «этнос». Правда, в западной социологической литературе оно употребляется издавна. Понятие «этнос» (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая группа» и др. Это общее — наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей — «этносами». Понятие «этнос» охватывает все социально-этнические общности. Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, — язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру. Этнос представляет собой определенное целостное образование, в котором на передний план могут выступать различные его объективные компоненты. В одних случаях это язык, в других — хозяйственно-бытовые особенности, в третьих — характерные черты поведения и т. п. При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия «происхождение этноса», т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином «этногенез» объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование. По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание. Этнос — это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.). Племя — этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт. Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность — этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации. Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения составляют нации. В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан государства, а следовательно — это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация — это согражданство, т. е. территориально-политическая общность. В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия «национальное государство», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная армия», «национальная наука» и т. д. Однако для исследования многонациональных государств термин «национальный» может быть применен весьма условно. Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации. Становление нации — процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности. Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7, 7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5, 1 млн. — немецкий, 4, 1 млн. — итальянский, 2, 5 млн. — польский, 2, 4 млн. — французский и 1, 2 млн. — идиш[15]. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества. Производным от «нации» является термин «национальность», который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах — главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение «этническая национальность». Во-вторых, термин «национальность» используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей. Производными от понятия «этнос» являются «этническая группа» и «этнографическая группа». Этническая группа — это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они — составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются. Территориально-культурные общности обычно называют «этнографическими группами», или «субэтносами»; их образование может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как наличие отдельных специфических элементов быта, культуры, языка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, «верхние» и «нижние» немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать «верхних» и «нижних» саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др. В социальных науках употребляется понятие «национальные (этнические) меньшинства». Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности. В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие «национальные меньшинства» в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям. Применительно к российской ситуации термин «национальные меньшинства» возник в противовес термину «инородцы». Альтернативой термину «национальные меньшинства» часто служит термин «граждане некоренных национальностей», хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей. В последние годы применительно к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин «русскоязычное население». Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле — это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин «русскоязычное население» используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину «национальные меньшинства». После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина «национальные меньшинства» следует отличать весьма близкий к нему термин «разделенный народ» — общность людей, расчлененная политическими, государственными границами. Какова социально-этническая структура населения Российской Федерации? В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России. По данным переписи 1989 г., численность народов РФ такова. Русская нация, являясь самой многочисленной нацией, насчитывает 120 млн. человек (82% населения страны). Свыше миллиона человек насчитывает каждая из четырех наций: татары, чуваши, башкиры, мордва. Все пять названных наций составляют 90% населения России. Из остальных этносов 26 превышают 100 тыс. человек каждый. К самым малочисленным относятся 26 народностей Севера Сибири и Дальнего Востока, составляющие вместе 181 тыс. человек. 16 этнических групп (всего 7, 8 млн. человек) представляют народы стран СНГ и Балтии; 30 этнических групп (1, 3 млн. человек) представляют народы, имеющие свою государственность за пределами стран СНГ (венгры, болгары, финны, поляки и др.); еще 8 этнических групп (173 тыс. человек) представляют народы, в основном проживающие за пределами бывшего СССР (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т. д.). Эти данные показывают, что Россия — многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой населения. 2. Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из конкретных форм существования этноса представляет собой определенную социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических, межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее престижные должности и т. п. В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села различается даже в пределах республики, края, области. В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в сельской местности — преимущественно представители титульной (т. е. давшей название данному национально-государственному образованию) нации (национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население. Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального продвижения граждан независимо от их национальности. В последние годы в России значительно усложнились межнациональные отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия, разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра, значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану, Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального согласия. Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматических целях. Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к использованию экономических преобразований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже наблюдается «узурпация» экономических ресурсов и средств хозяйственной деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные экологические, демографические и социально-культурные характеристики. Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется для достижения социальных и политических преимуществ. История возникновения наций связана с образованием национальных государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос нацией, нередко особое значение придается наличию у него «своего» государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственности, как, например, Польша в период разделов. Россия — многонациональное государство. По форме государственного устройства она является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов. В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей. «Коренные» чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями. Между тем в 15 из 21 республиках «коренное» население составляет менее половины жителей. В республиках РФ, вместе взятых, «коренное население» составляет 32%, а автономных округах и того меньше — 10, 5%. Все же «коренное» население российских республик, автономной области и автономных округов в совокупности составляет 7, 6% от населения страны. Термины «коренное» и «некоренное» население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарстане и Якутии, к примеру, татары и якуты являются «коренными», а русские «некоренными», хотя живут там уже четыреста лет. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этническую группу (например, Башкортостан, Бурятия, Карелия). Конечно, такая терминологическая путаница не способствует объективному пониманию этнополитической ситуации в республиках. Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач экономического развития создаваемых республик. В современных условиях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией РФ равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Источником и носителем власти в республике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами. Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического представительства в органах власти и управления республик (национальных образований) Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факторов этнических конфликтов. Так, за последние годы недовольство своим политическим представительством в республиканских органах власти имело место со стороны балкар в Кабардино-Балкарии, кумыков в Дагестане, казачьих атаманов в Карачаево-Черкессии и Адыгее. В Татарстане произошло радикальное перераспределение власти и престижных должностей в пользу татар. Хотя татары в республике составляют менее половины населения, в то же время они занимают 80% должностей глав администраций городов и районов, руководящих работников МВД, прокуратуры, других административных органов. Примерно такая же доля татар в республиканских органах власти и управления. Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение «коренного» и «некоренного» населения изменилось за десятилетия в пользу последнего. По этим же причинам снижается прирост «коренных» народов Севера. Так, по сравнению с 1989 г. доля «коренного» населения снизилась: в Эвенкийском автономном округе с 21, 6% до 14%; в Таймырском — с 17, 3% до 13%; в Ненецком — с 12, 8% до 11, 9%; в Ямало-Ненецком — с 16, 2% до 4, 2%; в Чукотском - с 10, 0% до 7, 3%; в Ханты-Мансийском с 3, 8% до 1, 3%. Если эта тенденция сохранится, то в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других этносов. Следует, однако, заметить, что с начала 90-х годов резко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился. Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах. Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских. Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонациональная обстановка. Русские, составляя 82% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойственными большим по численности народам. В России демографическая ситуация для русских складывается явно неблагоприятная. В последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье, Европейский север) стали зоной депопуляции, деградации природной и социальной среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга России и региона Сибири. Но и этот прирост по своим темпам заметно отставал от темпов роста нерусского населения России. Снижение абсолютной численности (превышение смертности над рождаемостью) русского населения имело место в 1979—1989 гг. на 19 территориях России. В 1991 г. оно наблюдалось на 27 территориях, а в 1992 г. — уже на 46 территориях Российской Федерации. Русское население РФ в 1989 г. насчитывало 120 млн. человек, его прирост в 1979—1989 гг. равнялся 5, 6%. Относительная доля русских в населении России в 1989 г. была равна 81, 5%, за период 1979—1989 гг. этот показатель понизился на 1, 1% и в 1990—1993 гг. имел тенденцию к дальнейшему снижению. Однако в 1992—1993 гг. удельный вес русских стал возрастать и достиг в 1994 г. 83% за счет миграции в Россию русских беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья. В результате распада СССР и возникновения 15 суверенных государств за рубежами РФ образовалась значительная российская диаспора. Она складывается из этнических русских, татар, башкир, чувашей, мордвы и других, насчитывая примерно 37—38 млн. человек. Особенно неблагополучно чувствуют себя русские в республиках РФ и в регионах, граничащих с зонами межнациональных конфликтов. В республиках русские, оказавшись в положении «некоренного» населения, «национальных меньшинств», подвергаются дискриминации, унижениям и оскорблениям, считаются людьми «второго сорта». Из-за этого тысячи русских вынуждены уезжать из республик, в частности, Северного Кавказа. Так, только из Чечни выехало более 150 тыс. русских и представителей русскоязычного населения. Для стабилизации этнополитической ситуации необходимо соблюдение принципов демократической национальной политики. По отношению к русским это означает: а) национальный паритет с другими народами на территории всех субъектов Федерации, в частности равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни; б) право на этнокультурную самоорганизацию, например путем создания регионально-культурных ассоциаций на территории, где русские находятся в меньшинстве; в) государственную поддержку программы возрождения регионального многообразия национальной культуры и русских переселенцев. В последние годы ряд общественных движений и политических партий активно ратует за создание Русской республики. Мотивируют это тем, что русские не имеют государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется как Федерация без русских, которые оказались расчлененными по субъектам Федерации настолько, что нет смысла говорить об их собственной государственности. Русские как этническая общность, их статус и культура не стали субъектом национальной политики в РФ. Однако учет всех обстоятельств и последствий реализации этой идеи однозначно подводит к выводу, что создание Русской республики нецелесообразно и даже опасно. Оно привело бы к фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России. Этнополитическая ситуация в России характеризуется как сложная, противоречивая, и надеяться на скорое улучшение ее рано. Прежде всего это связано с ухудшающимся социально-экономическим положением в стране. Усиливается неравномерность развития регионов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это неминуемо будет обострять противоречия между ними, стимулировать центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития. Поскольку потоки миграции в Россию не уменьшатся, а скорее увеличатся, то это будет еще одним источником межнациональной напряженности. Сохраняется возможность разыгрывания «национальной карты» в политических целях этноэлитой. Неадекватность представительства в органах власти и управления Федерации и республик этнического состава населения — еще один фактор, провоцирующий межнациональную напряженность. 3. Среди многообразных конфликтов в особую группу выделяются конфликты этнонациональные (межэтнические, межнациональные). Они относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудно разрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные формы социальных конфликтов. Этнонациональный конфликт — форма конфликта, а котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Для такого конфликта характерны определенный уровень организованного политического действия со стороны этнонациональных сил и общественных движений, наличие массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны. Противостояние в такого рода конфликтах проходит по линии этнической общности. Определение этнонациональных конфликтов затрудняется тем, что они в чистом виде бывают редко. Возникнув на экономической, социально-политической и иной внеэтничес-кой основе, конфликт может приобрести на последующих фазах этнический (национальный) характер, если в обществе созрели достаточные основания для противостояния различных национальных, в том числе и государственных, образований или столкновения внутри государства различных этнических групп. Поскольку территория бывшего СССР являлась полиэтнической по составу населения (это характерно и для государств, возникших на этой территории), то внутренний социально-экономический или политический конфликт по своему содержанию нередко обретает этнический оттенок. Вместе с тем здесь имеется достаточно оснований для межэтнических противоречий на личностном и на групповом уровнях. Поэтому этнический фактор генерирует многие из тех кризисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, межобщинных отношений, отношений между государствами и внутригосударственными образованиями. Существует несколько теорий, объясняющих причины этнонациональных конфликтов. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности этнонациональные конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни — нарушение прав человека той или иной нации или этнической группы, справедливости и равноправия в межнациональных отношениях. Концепция неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном государстве исходит из того, что этнонациональный конфликт детерминирован социально-экономическими факторами, а социально-экономические кризисы провоцируют межэтническую напряженность. События, происходящие на территории бывшего СССР, показывают, что ухудшение социально-экономической ситуации действительно может способствовать развитию межэтнических конфликтов. Этнонациональный конфликт сам может быть результатом объективной обделенности этнических периферийных групп или навязывания менее развитым районам страны образцов более развитого центра. Таким образом, значительное экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное угнетение, становится причиной формирования этнонациональной солидарности, базой этнонационального конфликта. Однако связи между социально-экономическим положением и этнонациональным конфликтом носят более сложный характер, нежели представляется на первый взгляд. Они могут быть прямыми и случайными, однонаправленными и взаимопереплетающимися. Бывает и так, что этнонациональный конфликт возникает там, где нет выраженных различий в экономическом развитии между доминирующим центром и его национальными окраинами, и отсутствует там, где такие различия имеют место. В многонациональном государстве неравномерное развитие становится межэтнической проблемой тогда, когда люди отказываются мириться со своим неблагополучием. Их протест часто приобретает форму этнонационализма. Социологический подход к объяснению причин конфликтов основывается на анализе этнических параметров основных социальных группировок (классов, социально-профессиональных групп и др.). Здесь речь идет о такой этносоциальной стратификации, когда представители одной этнической группы занимают верхние ярусы социально-классовой пирамиды, создав себе привилегированное положение в ущерб интересам других групп, подвергающихся дискриминации по этническому или расовому признаку. Этот феномен вполне правомерно рассматривается как источник и побудительный мотив для межэтнической напряженности и открытых конфликтов. В бывших союзных республиках СССР принцип распределения социальных статусов в общей иерархической структуре имел весьма своеобразную картину. За годы советской власти в них (в том числе и в российских автономиях) сложились многочисленные этнические элиты титульных наций (национальностей). Обладание вузовским дипломом, ученой степенью обрело престижный характер. (Доля кандидатов и докторов наук среди специалистов Закавказья и Центральной Азии была выше, чем в целом среди специалистов в СССР). Для поддержания символов национальной государственности огромные ресурсы вкладывались в структуры местных академий наук, в профессиональные творческие союзы, кинематограф, театр, элитный спорт и т. д. Одновременно в республиках и автономиях сложился достаточно сильный слой местной бюрократии, сотрудников партийного аппарата, силовых структур власти. Однако с ростом численности кадров национальной интеллигенции и усилением конкуренции в сфере умственного (преимущественно управленческого) труда стала нарастать напряженность между лицами «коренной» и «некоренной» национальности. Политика «коренизации» органов власти и управления (и вообще престижных профессий) сохранялась во всех республиках и пришла в противоречие с принципом социальной справедливости. Вместо открытого соревновательного выбора в условиях равноправия всех граждан республики перед законом вне зависимости от национальности кадры подбирались по этническому признаку. В результате к началу 90-х годов в союзных республиках доля лиц «коренных» национальностей, занявших привилегированные социальные ниши, значительно превосходила их долю в составе населения. Такое положение создавало потенциальную почву для национальной кичливости и чванства у титульных национальностей и порождало чувство обделенности и обиды у нетитульных. После распада СССР процесс вытеснения иноязычных граждан из властных структур в странах СНГ и Балтии заметно усилился. Именно это является одной из доминирующих причин межнациональной напряженности и оттока русскоязычного населения из этих регионов. Значительное место в объяснении причин этнонациональных конфликтов занимают этнополитические мотивы, которые явно преобладают в конфликтах, происходящих на территории бывшего СССР (карабахском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, в Молдове, странах Балтии и т. п.). Велика роль и социально-психологических причин. События последних лет в СССР и СНГ показывают, что фактор поведенческой психологии, социально-психологические механизмы этнических конфликтов играют гораздо более важную роль, чем это представлялось в рамках традиционных интерпретаций. Этнополитические конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, можно свести к таким типам: — территориальные конфликты. Они часто связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Это, например, конфликты в Нагорном Карабахе, в Южной Осетии, национальное движение лезгинов в Азербайджане и др. Сюда же относятся конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района, движение немцев в России и СНГ за восстановление государственности в Поволжье и т. д.); — конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (конфликты в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье); — конфликты, в основе которых лежат притязания государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе некоторые территории Псковской области; — конфликты, вызванные дискриминацией русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии; — конфликты, возникающие в связи с массовым притоком в тот или иной регион беженцев и вынужденных переселенцев; — конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера (последствия войны, произвольно установленные границы между национально-территориальными образованиями, ошибки в национальной политике, дискриминация, обиды, унижения, нанесенные народам, и др.). Можно различать конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (например, конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Черноморском флоте) и конфликты, имеющие место в пределах государственных границ. Последние можно представить в таких формах: конфликты с вовлечением в них «коренных» народов (например, азербайджанцев и армян в Азербайджане), конфликты между титульной нацией (национальностью) и нетитульными, «коренными» и «русскоязычными» (например, в Латвии, Эстонии), конфликты с вовлечением насильственно перемещенных народов (например, крымских татар), конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра статуса национально- государственных образований (например, Абхазия и Грузия, Чечня и Россия). Многоаспектный характер этнонациональных конфликтов предполагает и многообразие мер для их урегулирования — от правовых до социально-психологических. Во-первых, необходимо признать, что межнациональные проблемы имеют собственное содержание и должны решаться методами национальной политики. Поэтому сегодня особенно актуальна разработка общей концепции национальной политики в Российской Федерации, учитывающей новые реалии постсоветского периода, современные тенденции федеративных и национальных отношений. Во-вторых, необходимо четко определить и активно использовать экономические рычаги для нормализации этнополитической ситуации. Принципиально важно не упускать из виду стратегическую цель — преодоление резких различий между регионами и республиками по уровню жизни, по условиям развития, обеспечение территориальной справедливости. В-третьих, учитывая, что этническая картина России существенно расходится с ее национально-государственным и административно-территориальным устройством, а все субъекты Федерации (республики, края, области, округа) являются смешанными по этническому составу населения, в национальной политике необходимо предусмотреть создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, двуязычие, национально-культурная автономия и т. п.), соблюдать принцип паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей в органы власти и управления, не допускать дискриминации национальных языков. Заметное место в разработке средств и способов преодоления этнонациональных конфликтов принадлежит прогнозированию. Научно обоснованная концепция этнонациональных процессов, разработка на ее основе национальной политики и эффективных механизмов ее реализации являются реальной основой гармонизации отношений между социально-этническими общностями многонациональной России.
|