Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебно-психологическая экспертиза






 

Цели и задачи СПЭ

Компетенция СПЭ

Принципы проведения СПЭ

Требования к проведению СПЭ

Права и обязанности психолога, проводящего СПЭ

Этапы проведения и оформление результатов СПЭ

Виды СПЭ

Методы СПЭ

 

Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998

Основная задача СПЭ состоит в оказании помощи органам правосудия при решении вопросов психологического содержания. Деятельность СПЭ осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства. [М.М.Коченов]

Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний в судопроизводстве является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Кроме того, возможно привлечение следователем лица, обладающего специальными психологическими познаниями, не в качестве эксперта, а в качестве специалиста. Специалист может быть вызван и для участия в судебном разбирательстве. Основные уголовно-процессуальные обязанности специалиста – это участие в производстве следственных действий с использованием своих специальных профессиональных знаний и навыков для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращение внимания следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; дача пояснения по поводу выполняемых им действий.

В судебно-следственной практике возможны и другие формы использования специальных психологических познаний – в первую очередь справочно-консультационная деятельность сведущего лица. Это непроцессуальная, не регулируемая уголовно-процессуальным законодательством деятельность психолога, действующего в качестве сведущего лица. Она заключается в информировании следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений, с точки зрения современного уровня развития теории психологии и накопленных в психологии эмпирических фактов. Консультативная справка психолога по запросу следователя или суда оформляется в письменной форме и приобщается к уголовному делу. Консультация сведущего в психологии лица, составленные им справочные данные могут учитываться при вынесении различных процессуальных решений. [Ф.С.Сафуанов]

Главная функция СПЭ заключается в получении на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценивать индивидуальные особенности психической деятельности обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Такими данными могут быть сведения: 1) о познавательной деятельности (от простейших ощущений до высших форм мышления), 2) ситуативно обусловленных эмоциональных реакциях, 3) стойких психических состояниях и 4) качествах личности. Необходимо особо подчеркнуть, что СПЭ исследует главным образом проявления психики человека, не выходящие за пределы нормы. Иными словами, СПЭ проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

Общим принципом СПЭ является направленность исследования на анализ содержания и структуры индивидуального сознания людей в момент совершения конкретных поступков или отражения явлений действительности.

В начале прошлого столетия к созданию основ СПЭ обратились такие известные психологи, как 3. Клапаред, К. Марбе, В. Штерн и некоторые другие. Ученые смело вторгались в область юридической практики и оставили интересные, хотя и спорные, образцы экспертных психологических исследований. Они отражают настойчивые попытки приблизиться к научному анализу сложных проявлений психики свидетелей, потерпевших, обвиняемых, основанному на объективных экспериментальных данных. На этом пути поборникам развития СПЭ не удалось избежать некоторых серьезных ошибок. Едва ли не самой глубокой и опасной среди них было преувеличение реальных возможностей нового вида экспертного исследования, попытки поставить его в совершенно исключительное положение, вывести за рамки общеправовых и процессуальных принципов использования специальных знаний в уголовном процессе.

При первых шагах СПЭ некоторые юристы и психологи видели ее будущее главным образом в исследовании свидетельских показаний. Увлеченные этой идеей, они полагали, что эксперт-психолог не должен ограничиваться установлением только принципиальной возможности конкретного человека испытывать определенные ощущения или выяснением вопроса о допустимости формирования у него зрительных, слуховых и прочих чувственных образов, представлений памяти, составляющих психологическую основу свидетельских показаний. Самые горячие энтузиасты СПЭ желали слышать от психолога окончательное суждение о достоверности свидетельских показаний, забывая, что это составляет неотъемлемую функцию органов правосудия. Не имея четкого представления о границах компетенции СПЭ, юристы иногда выносили на ее разрешение вопросы правового содержания, такие, например, как вопрос о мотивах преступления, характере вины и др.

В 20-х – начале 30-х годов особенно интенсивно разрабатывались теоретические вопросы СПЭ; в этот период экспертное психологическое исследование стало постепенно внедряться в практику судопроизводства, так как «в кабинетах научно-судебной экспертизы до 1931 г (потом – осуждение СПЭ как метода, вплоть до середины 60-х гг.). В России существовали секции криминалистической психологии и психопатологии»4. Разумеется, как и всякое новое дело, СПЭ испытывала трудности в своем развитии, объяснявшиеся в первую очередь ошибками в определении ее предмета и в отграничении от других видов судебных экспертиз, а также по-прежнему дававшим себя чувствовать стремлением экспертов-психологов выходить за пределы своей научной компетенции.

Одно из главных возражений против СПЭ основано, например, на произвольном ее отождествлении с проверкой психологическими методами достоверности и надежности свидетельских показаний. На самом же деле экспертное психологическое исследование может и должно преследовать иные цели.

Еще один довод против СПЭ основывался на утверждении о слабости психологии как науки. Из этого следовал вывод о бесплодности психологического исследования, ничего не прибавляющего к представлению о сущности психических явлений по сравнению с тем, что дает элементарное наблюдение с позиций так называемого «здравого смысла». Иными словами, любое заключение СПЭ заранее объявлялось антинаучным.

 

Когда в середине 60-х годов были сделаны первые попытки возрождения СПЭ, обнаружилось, что серьезным препятствием на этом пути служит полная неясность вопроса о том, в каких случаях она должна проводиться, что составляет ее компетенцию.

Более плодотворным М.М.Коченов считает определение компетенции СПЭ через указание основных проблем, возникающих в практике уголовного процесса, при решении которых судебно-психологическая экспертиза в состоянии оказать действенную помощь. Вопросы же, обращенные непосредственно к экспертам, могут варьироваться в зависимости от специфики фабулы и обстоятельств конкретного уголовного дела.[М.М.Коченов]

 

" Главным объектом судебно-психологической экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственному чувственному познанию". [М.М.Коченов]

По мнению Ф.С.Сафуанова, можно определить объект исследования эксперта-психолога как психическую деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. [Ф.С.Сафуанов]

Соответственно, предметом исследования судебного психолога-эксперта выступают закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В этом определении подчеркнуто, что предметом экспертного исследования психолога являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях, независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными, и четко указана конечная цель, ради достижения которой они исследуются. Суд интересует не собственно диагностика особенностей психики человека, а наличие или отсутствие таких ее свойств, которые определяют их юридическую значимость, что отражено в праве в качестве юридических критериев той или иной способности подэкспертного лица – например, способности свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, способности потерпевших по сексуальным правонарушениям понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление и т.п. [Ф.С.Сафуанов]

 

Специальные познания (знания) эксперта-психолога – это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и в порядке, определенном уголовно-процессуальным кодексом.

Указание на обязательное использование специальных научных познаний, уже внедренных в экспертную практику, выносит за границы профессиональной компетенции судебного эксперта-психолога следующие моменты:

  • явления, которые недоступны познанию с точки зрения уровня развития современной психологической науки – например, разного рода парапсихологические феномены, широко обсуждаемые в последнее время явления " зомбирования", " колдовства" и пр. В литературе могут существовать различные теоретические концепции, объясняющие такого рода явления, однако они не разделяются большинством специалистов, а считаются гипотезами, нуждающимися в последующей проверке;
  • спекулятивные, малоизвестные, неапробированные в научной психологии и в экспертной практике теоретические положения и методы исследования – предпочтение должно отдаваться испытанным, признаваемым научным сообществом теориям (к тому же совместимым с имплицитным представлением о человеке в действующем законодательстве), валидным и надежным методам, отработанным и получившим широкое распространение в судебной экспертизе;
  • явления, которые невозможно исследовать из-за методической специфики проведения СПЭ, которая часто должна реконструировать сущность психических процессов в юридически значимых ситуациях, относящихся к прошлому в момент исследования. Так, недоступно ретроспективное изучение, к примеру, содержания сознания свидетеля в момент совершения преступления, очевидцем которого он был, т.е. невозможно ответить на вопрос, воспринял ли он те или иные события на самом деле. Невозможно реконструировать, понимал ли обвиняемый в изнасиловании, что потерпевшая находилась в беспомощном состоянии вследствие психологических причин;
  • явления, имеющие значение для суда и следствия, но не являющиеся предметом исследования эксперта-психолога, и относящиеся к компетенции органа, ведущего производство по делу. Так, оценка достоверности показаний и все вопросы, связанные с этим (" Чем можно объяснить изменение показаний обвиняемого в ходе следствия? ", " Не склонен ли обвиняемый ко лжи? " и т.п.) относятся исключительно к компетенции юридических органов, которые определяют достоверность показаний на основании оценки всех доказательств, собранных по делу;
  • явления, относящиеся к изучению психических процессов, но составляющие предмет исследования экспертов-психиатров и находящихся в их компетенции. Например, недопустимо в рамках судебно-психологической экспертизы исследовать способность обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;
  • психические процессы и состояния, в целом входящие в компетенцию эксперта-психолога, но не имеющие юридического значения при тех или иных предметных видах экспертизы. Так, ошибочно при экспертизе свидетелей выносить в постановление (определение) вопрос о способности подэкспертного правильно понимать характер и значение действий обвиняемого, так как этот вопрос имеет значение только при экспертизе потерпевших по делам об изнасилованиях. [Ф.С.Сафуанов]

 

Исходя из оценки реальных возможностей экспертного психологического исследования и представления о наиболее острых потребностях следственной и судебной практики, к компетенции СПЭ в первую очередь можно отнести установление:

  • способности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • способности потерпевших по половым преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
  • способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;
  • наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения);
  • возможности возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т. п.);
  • наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. [М.М.Коченов]

 

Важно помнить о том, что одним из принципиальных положений психологической науки является констатация отсутствия однозначного соответствия особенностей личности субъекта его поступкам и высказываниям. Данная связь может носить только вероятностный характер. Между мотивами, потребностями, желаниями, с одной стороны, и конкретными поступками – с другой, лежит целый ряд опосредующих и промежуточных звеньев, поддающихся сознательному контролю. [Ф.С.Сафуанов]

В соответствии с законом следует считать обязательным проведение СПЭ, если в отношении психически здоровых свидетелей или потерпевших возникает сомнение в их способности в силу индивидуально-психологических или возрастных особенностей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних основанием для назначения судебно-психологической экспертизы может служить сомнение в способности психически здорового обвиняемого полностью осознавать значение своих действий и руководить ими, если факты указывают на возможное отставание в психическом развитии подростка.

Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних и малолетних потерпевших по делам об изнасиловании являются данные об их пассивном поведении в интересующей следственные или судебные органы ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся, подозрения в том, что у потерпевших имеются признаки не связанного с душевными заболеваниями отставания в психическом развитии.

СПЭ проводится преимущественно как амбулаторная, что не исключает принципиальной возможности проведения ее и как стационарной. Проведение СПЭ может быть поручено комиссии экспертов или одному специалисту.

 

В распоряжение экспертов должны быть предоставлены материалы уголовного дела. В процессе подготовки материалов к судебно-психологической экспертизе необходимо обращать особое внимание на выяснение особенностей личности направляемого на экспертизу человека. В первую очередь, важно иметь сведения об условиях его развития и воспитания, характере, привычках, устойчивых навыках поведения, типичных формах эмоциональных реакций, интересах, жизненных планах, отношениях с другими людьми.

 

СПЭ не следует назначать параллельно с судебно-психиатрической, так как у следователя или судьи должна быть уверенность в том, что на судебно-психологическую экспертизу направляется человек, не страдающий психическими заболеваниями. Таким образом, проведение судебно-психологической экспертизы правомерно, если имеется заключение о психическом здоровье подэкспертного или в случаях, когда его психическое здоровье не вызывает сомнений.[М.М.Коченов]

 

В настоящее время число проводимых комплексных экспертиз превышает число однородных судебно-психологических экспертиз. [Ф.С.Сафуанов]. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в большинстве случаев наряду с решением вопросов, связанных с применением специальных психологических познаний, у судебно-следственных органов одновременно возникают сомнения и в психической полноценности подэкспертного лица, что является основанием для проведения исследований с использованием и специальных психиатрических познаний.

Кроме того, назначение и проведение психолого-психиатрической экспертизы имеет некоторые практические преимущества для судебно-следственных органов, так как вместо последовательного проведения двух экспертиз (судебно-психиатрической и судебно-психологической) однократное проведение комплексной экспертизы существенно повышает рентабельность производства экспертизы и сокращает сроки следствия. Для экспертов-психологов участие в комплексной экспертизе иногда дает преимущество в том плане, что они могут осуществлять экспертное исследование и в стационарных условиях, тогда как судебно-психологическая экспертиза проводится только амбулаторно или в зале судебного заседания. [Ф.С.Сафуанов]

Взаимодействие психолога с экспертом-психиатром при производстве судебно-психиатрической экспертизы

 

Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы

 

Прежде всего разграничим компетенции СПЭ и судебно-психиатрической экспертизы. [М.М.Коченов]

Психиатрия — одна из отраслей медицины, она «изучает нарушения в нервно-психической сфере и разрабатывает методы их лечения и предупреждения»18. Психиатрия изучает патологические состояния, «возникновение и развитие которых связано с врожденными или приобретенными нарушениями психики (психозы, неврозы и невротические состояния, олигофрении и психопатии, наркомании)»19.

Исследование закономерностей психической деятельности в норме не относится к предмету психиатрии, эти проблемы разрабатывает психология — «наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики»20. Поэтому психолог не является специалистом в психиатрии, но и психиатр не специалист в психологии.[М.М.Коченов]

 

Заметим, что при проведении судебно-психиатрической экспертизы психолог не выступает в роли эксперта – экспертом, решающим вопросы судебно-следственных органов здесь является только психиатр. В судебно-психиатрической экспертизе для обоснования клинического диагноза обычно применяют широкий спектр дополнительных параклинических исследований, привлекая при необходимости к обследованию подэкспертных специалистов - невропатологов, электрофизиологов, биохимиков, рентгенологов и др., в том числе и медицинских психологов. Психолог оказывает эксперту-психиатру консультативную помощь для правильного решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии. Для этого проводится экспериментально-психологическое исследование познавательных процессов и личностных особенностей подэкспертного, по данным которого составляется письменное заключение. Оно может помочь врачу более точно установить медицинский диагноз и ответить на вопросы судебно-следственных органов

Очевидно, что в проведении судебно-психиатрической экспертизы может принимать участие психолог, не обладающий специальными познаниями в судебной психологии, но владеющий знаниями, навыками и умениями в медицинской психологии.

При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации. Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе как экспериментальных данных, так и результатов психологического анализа документов. [Ф.С.Сафуанов]

 

Нецелесообразно назначение СПЭ на ранних этапах предварительного следствия, когда материалы уголовного дела относительно бедны. Пробелы в информации повышают вероятность ошибочных выводов в заключении экспертов.

Следователь или судья обязаны ознакомить лицо, направляемое на экспертизу, с определением или постановлением о ее проведении и с заключением экспертов.

Поводами для назначения СПЭ способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания могут служить:

  • данные о личности свидетеля или потерпевшего: его возраст, профессия, уровень интеллектуального развития, степень овладения речью, характерологические особенности и др.;
  • основанные на анализе условий восприятия (быстротечность событий, психическое и физическое состояние субъекта в момент восприятия) сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства;
  • данные о характере воспринимавшегося раздражителя (сила—слабость);
  • принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела.

 

В качестве типовых вопросов можно рекомендовать следующие:

1. Учитывая индивидуальные особенности зрения (или других органов чувств) подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать, какое), мог ли подэкспертный правильно воспринимать важные для дела обстоятельства?

2. Обладает ли подэкспертный абсолютной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указать, какого) в имевших место условиях?

3. Обладает ли подэкспертный разностной чувствительностью зрительного (или другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменения в силе раздражителей?

4. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склонности к фантазированию?

5. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?

6. Имеются ли у подэкспертного признаки эйдетической памяти?

7. Может ли подэкспертный, учитывая уровень развития у него речи, давать правильные показания?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал