Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение. Отрывок из книги И.Н. Кузнецова «Информация: сбор, защита, анализ
Дидактус Отрывок из книги И.Н. Кузнецова «Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе». Глава I. МЕТОДИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЛОГИКА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет: · объект и предмет исследования; · последовательность их решения; · применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования: a) эмпирический; b) теоретический.
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы: Ø первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов; Ø вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: · осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; · классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет: · критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; · описание каждого факта научным языком; · отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; · классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему; · вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования: «Изучать» – значит: · не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; · измерять все, что подлежит измерению; · определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; · находить закон; · составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; · проверять гипотезы опытом; · составлять теорию изучаемого».
Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит: · определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; · сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки; · наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике. Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание: Ø получение и описание фактов – постановка научных проблем; Ø выдвижение гипотез новых идей и положений; Ø формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
|