![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Обучение студентов подготовке и проведению отдельных форм коррекционно-воспитательной работы.Стр 1 из 2Следующая ⇒
(4 часа) Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию. Утренняя гимнастикаспособствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Подвижные игрыпроводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех. Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений. Свободная деятельностьдетей в дневное и вечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр. Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра. В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи. Музыкальные занятия— также одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В содержание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи. Занятия по физической культурепроводятся в разных возрастных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги. Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно. Содержание и методы физического воспитания. Содержание физического воспитания дошкольников с нарушениями речи во всех возрастных группах определяется общими задачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении. Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигательной активности, формированию произвольного внимания, умения подражать действиям взрослого, формированию навыков поведения в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения трудности упражнений, увеличения темпа. На разных этапах обучения используются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается. Показкак метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми. В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Страховкаиспользуется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивании и др. По мере усвоения детьми движений, которые демонстрировались первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции.В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния речи воспитатель использует разные формы речи. Инструкции должны быть краткими, понятными детям, так как необходимость разъяснения значений слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непонимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию. Обучение игровой деятельности. Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с недоразвитием речи происходит в процессе целенаправленного воздействия на них. Задачи формирования игровой деятельности. Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с недоразвитием речи. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. Основная задачаобучения игровой деятельности дошкольников с недоразвитием речи — формирование самой деятельности; развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие важные для психического развития ребенка задачи. Задачи нравственного развитиясвязаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умственного воспитания.Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развитиядетей. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Педагогические условия развития игровой деятельности Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего важно осознание педагогами и воспитателями значения игры для психического развития детей. Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. Обучение изобразительной деятельности. Задачи обучения изобразительной деятельности. В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического и познавательного развития дошкольников с недоразвитием речи. Данные виды деятельности становятся одними из наиболее любимых детьми. Задачи изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха определяются с учетом закономерностей ее развития у дошкольников. Учитываются также специфические особенности детей с недоразвитием речи. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной и конструктивной деятельности разработаны А. А. Катаевой (1972). Основной задачей обучения детей изобразительной и конструктивной деятельности является формирование самой деятельности, в первую очередь ее моти-вационно-потребностного плана: формирование интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Другой важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей.Для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, необходимо полноценно его воспринять, т. е. вычленить свойства, учет которых важен при изображении. Своеобразие восприятия у детей с недоразвитием речи является одной из основных причин замедленного формирования рисования. С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной и конструктивной деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и явлениях, так как важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те, которые дети наблюдали раньше, актуализировать представления, возникшие в процессе чтения, рассказывания. Речевое развитиедетей в изобразительной и конструктивной деятельности также выступает в качестве одной из задач, так как дети овладевают словарем, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности (лепить, рисовать, строить, раскрашивать, штриховать, обводить, ощупывать). Изобразительная деятельность для детей с недоразвитием речи — одно не только из важнейших, но и наиболее доступных средств эстетического воспитания. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира. Формирование элементарной трудовой деятельности. Задачи формирования элементарной трудовой деятельности. В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности. Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях, В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей. Среди главных задач трудового воспитания детей с недоразвитием речи следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. Во-вторых, очень важны развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты. Труд в дошкольном возрасте имеет важное значение для умственного развитиядетей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик. Для детей с недоразвитием речи условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В старшем дошкольном возрасте ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по развитию речи. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Охарактеризуйте особенности и основное содержание занятий по физическому воспитанию детей с нарушениями речи. 2. Охарактеризуйте особенности и основное содержание занятий по музыкальному воспитанию детей с нарушениями речи. 3. Охарактеризуйте особенности и основное содержание занятий по изобразительной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения. 4. Охарактеризуйте особенности и основное содержание занятий по трудовому воспитанию детей с нарушением речи.
Рекомендуемая литература. КрыловаМ.Л.Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985. № 2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2005. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М., 1997. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. - М., 2003.
|