Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действительность
Действительность – это то, что действует. Чтобы быть действительной, вещь должна иметь возможность для своего действия. При этом возможность проявляет себя с двух сторон: а) как возможность самой вещи к действию. б) как наличие внешней возможности для действия вещи. Незрелое, неразвитое состояние вещи не позволяет ей быть действительной, т.е. действовать сообразно своей сущности. Реализуется возможность в форме случайности. Например, диплом культуролога дает выпускнику возможность работать на многих должностях. Он выбирает одну должность, что является случайностью по отношению к имеющимся возможностям. В свою очередь, случайность становится условием для вхождения в действительность других вещей. Например, то, что один выпускник занял какую-то одну должность, становится условием того, что другой выпускник занимает другую оставшуюся свободной вакансию. При отсутствии условий вещь существует только в возможности, но не в действительности. Когда же все условия имеются налицо, тогда предмет становится действительным. Тем самым от условия мы переходим к определению предмета. Именно условия предопределяют необходимое содержание предмета. Например. Всем знакомы объявления типа: " Требуются молодые мужчины, до 40 лет, с таким-то образованием, со знанием языков, опытом работы..." и т.д. В других ситуациях говорят, что " работать в таких условиях другой человек не смог бы". Единство предмета и условий даёт определение действия. Действуя, предмет переносит условия на себя, чем придает им действительность, а себя – на условия, чем придает себе действительность. Например: наличие помещения, музыкальных инструментов и учеников позволяет учителю музыки действительно осуществлять свою деятельность. И без его деятельности не может быть ни действительных учеников, ни действительной музыкальной школы, ни действительных инструментов. Действительность, раскрывающаяся через единство определений условия, предмета и действий, даёт нам переход к определению необходимости. Действие каждого предмета предопределено тем кругом условий, которому он принадлежит. Действие самих условий как предметов в свою очередь определена другими условиями и их действием, и так далее, вплоть до пределов той системы, которую все эти предметы, условия и действия образуют. Такая целокупность соответствующих друг другу условий, предметов и действий даёт нам определение круга необходимости. Только находясь в пределах такого круга, предметы обретают свою свободу. Например. Человек, чтобы жить, должен иметь: дом, газеты, завтраки и обеды, родственников, друзей, коллег, работу, отдых, спорт и прочее. Как ни удачно складывалась жизнь Робинзона Крузо на его острове, он всё равно стремился вернуться назад к людям, в свой круг необходимости. Северному оленю нужна тундра. И сколько, говорят, волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Каждая качественная ступень нашего мира – Вселенная, биосфера, человечества – представляют собой такой круг необходимости для всех образующих их предметов. В каждом таком круге существует три вида отношений действительности: а) субстанциальное отношение, б) причинное отношение, в) отношение взаимодействия.
а) Субстанциальное отношение
В рамках своего круга необходимости каждый отдельный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia — случайность, несущественность). Вселенная, например, состоит из бесконечного числа единичных небесных тел. Биосфера – это мириады единичных живых организмов (акциденций). Человечество – это более 7 млрд. человек (акциденций) и бесконечное число созданных им предметов. В своей совокупности акциденции образуют субстанцию данного круга необходимости. Иначе говоря, субстанция – это тотальность акциденций. Например, тотальность небесных тел (акциденций) даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов планеты (акциденций), даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций (6, 5 млрд. чел.) даёт нам субстанцию человечества. Substantia в переводе с латыни означает основу, подстилку. Под этим словом принято понимать то, что лежит в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, предшествующую всему и вся, то при всей своей фантазии мы её в таком виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, не хватало противоположного ей принципа акцидентальности. Этот недостаток был восстановлен Лейбницем в его учении о монадах (от греч. monas – единица).
б) Причинное отношение
Для того чтобы действие субстанции состоялось, необходимо наличие причины. Поскольку субстанция представляет собой тотальность акциденций, постольку причина её действия находится не вне её, а в ней самой, в её акциденциях. У причины нет другого назначения, кроме как переходить в действие. В действии также нет никакого иного содержания, чем в его причине. Поэтому причина переходит в действие и только в него. Проявляет себя причина действия субстанции с двух сторон: а) как собственно причина действия, б) как причина в действии. Разберём это положение на следующем примере. Субстанцию человеческого общества образуют люди, её акциденции. Каждый человек представляет собой индивидуальный генератор деятельности. Совокупная деятельность людей образует мощь действия субстанции человечества. Чтобы осуществлять деятельность человеку необходимо: а) приобретать энергию и за счёт этого восстанавливать себя как причину действия, б) реализовывать приобретенную энергию и тем самым проявлять себя как причину в действии. В реальной жизни эти стороны обнаруживают себя как: а) принцип материальной заинтересованности человека в результатах своего труда, б) потребность человека в самом труде. Обе стороны причины едины в своей противоположности. Творческая деятельность содержит в себе материальный интерес, а материальный интерес несёт в себе творческий потенциал деятельности.
В этом отношении весьма поучительна наша недавняя российская история. Начавшийся в 1917 году в нашей стране процесс революционного преобразования общества основывался на коммунистических идеалах. Эти идеалы отвергают принцип материальной заинтересованности и оставляют в качестве действующего лишь принцип морального поощрения за труд. В силу этого господствовал лозунг " Владыкой мира станет труд", а не личная корысть, не нажива. На деле же мы получили то, что позднее было названо репрессиями. Нагнетание атмосферы строгости, аресты, лагеря и даже расстрелы. Почему это произошло? Потому, что репрессивный аппарат – это тот же принцип материальной заинтересованности, только в его негативном проявлении. В условиях, когда принцип материальной заинтересованности был повсеместно отменён – " Не для того революцию делали и не для того НЭП прикончили! " – репрессивный аппарат стал его правопреемником. Плюс поменялся на минус. Плата за труд осуществлялась не в форме увеличения материальных благ за хорошую работу, а в форме их лишения за плохую. Причем этот принцип утверждался не в центре, а на местах. Запорол заготовку – вредитель, сломал инструмент – враг. Благодаря репрессиям обеспечивались высокие темпы развития экономики и политическая стабильность. Когда же, начиная со второй половины 50-х годов, Н.С. Хрущёв в значительной степени сократил репрессивный аппарат, то это не преминуло тут же сказаться на динамике развития страны. Производительность труда поползла вниз. В этих условиях руководству страны пришлось решать беспрецедентную задачу: активизация принципа материальной заинтересованности, не говоря уже о его полном восстановлении, ещё запрещалась теорией, а функционирование репрессивного аппарата уже запрещалось практикой. Но решение было найдено. Ставку вновь сделали на революционный энтузиазм масс, который, однако, требовалось каким-то образом возбудить. Надо полагать, что именно по этой причине в 1961 году на XXII съезде КПСС была объявлена программа развёрнутого строительства коммунистического общества, реальные очертания которого – что было очень важным на тот момент! – должны были воплотиться уже к началу 80-х годов, т.е. ещё при жизни самих строителей коммунизма. Это дало некоторый всплеск энтузиазма, но он оказался кратковременным. В середине 60-х годов власть поменялась, а курс всё по тем же причинам фактически остался прежним. В годы правления Л.И.Брежнева репрессивный аппарат был сведён к минимуму, революционная энергия масс выдохлась, и в развитии страны появились застойные явления. Нельзя сказать, что принцип материальной заинтересованности не действовал в те годы вообще, он проявлял себя, но в превращённых формах. Спросом пользовалась та работа, где давали жильё, где можно было что-то уносить домой, где была ведомственная кормушка и разные льготы, и т.п. Но в целом трудовую отдачу граждан по-прежнему пытались повышать многочисленными призывами, лозунгами, обещаниями. Начатая во второй половине 80-х годов М.С. Горбачёвым перестройка, не ради пафоса претендовала на звание революционной. В ходе неё требовалось восстановить то положительное и необходимое, что было отменено в ходе Октябрьской революции. В годы перестройки и последующего реформирования страны принцип материальной заинтересованности получил своё право на существование. С необходимости его реанимации начиналась перестройка, и именно его полное восстановление потребовало всех тех реформ, которые проводились в эти годы и которые были направлены на создание рыночной экономики. (О положительном значении Советского периода нашей истории, мы будем говорить в разделе " Самосознание".)
в) Отношение взаимодействия
Действие одной субстанции направлено на другую субстанцию. Другая субстанция реагирует на действие первой субстанции. Эта реакция сама становится действием, на которое реагирует уже первая субстанция. В результате действия одной субстанции на другую переходит в процесс их взаимодействия. Например. Человек действует на окружающую его природу, считаясь с тем, как она устроена. Природа заставляет его это делать, тем образом, что реагирует на вкладываемое в неё действие. Человеку приходится учитывать эту реакцию и, следовательно, подчинять свои действия природе.
Чтобы обычная лодка могла держаться на поверхности водоёма, вес её конструкции не должен превышать веса вытесняемой ею воды. В этом законе уже учитывается реакция природы, выступающей в образе воды, на вкладываемое в неё действие со стороны человека. И именно учёт этой реакции позволяет человеку достигать своих целей. Благодаря отношению взаимодействия осуществляется материальное единство мира. Человечество взаимодействует с живой и неживой природой. Биосфера, в свою очередь, взаимодействует с веществом нашей планеты и энергией Солнца. А наша планета, сообразно узловой линии мер, реализует свою акцидентальную природу в безграничном храме Вселенной. Через отношение взаимодействия лежит путь к понятию. Чтобы постичь понятие какой-либо вещи, её надо сначала увидеть, услышать, ощупать, обнюхать, вкусить. Только за счёт этого в нашем представлении появляется её образ, дальнейшая мыслительная работа с которым, даст нам её понятие. ТЕМА 4. Категории понятия
Понятие – это то, что нужно понять. Не мы вовсе создаём понятия вещей. Они живут в самих вещах. И познать вещь, значит постичь её понятие.
В учении о понятии рассматриваются: 1) определения понятия: единичное, особенное, всеобщее; 2) суждения; 3) умозаключения. 1. Определения понятия Понятие любого предмета включает в себя три взаимосвязанных определения: всеобщее, особенное и единичное. То, что в реальном мире предстаёт как целостность, в субъективном понятии определяется как всеобщее, то, что в реальности предстаёт в качестве частей, в понятии соответствует моменту особенности, а то, что там является единичными элементами, в понятии определяется как единичное. Другими словами, то, что на ступени действительности мы называли акциденцией, здесь, на ступени понятия, называется единичным. То, что там определялось как субстанция, здесь, в субъективном понятии, определяется как всеобщее. А то, в чём обнаруживается их единство (тождество), даёт нам определение особенности. Например. Я как единичный гражданин работаю врачом. Сфера здравоохранения, как одна из особенных сфер жизнедеятельности общества, соединяет меня с той всеобщностью (обществом), которой я принадлежу. Сфера здравоохранения обнаруживает себя, следовательно, как то особенное подразделение, в котором соединяются единичное (человек) и всеобщее (общество). В своём восприятии окружающего нас мира мы всегда имеем дело с единичными предметами. Поэтому наше мышление проникаети внедряется в понятие какой-либо либо части мира через составляющие её единичные элементы. И далее, отталкиваясь от этих элементов, оно выходит к определениям её особенности и всеобщности. Например, для того чтобы получить понимание биосферы как целостной системы, мы имеем только один исходный материал – бесчисленное множество составляющих её плоть единичных организмов. Изучая их, мы в итоге приходим к постижению понятия биосферы в целом. Ясность понятия есть положенное мыслью различие его определений: единичного (Е), особенного (О) и всеобщего (В). Связывая их между собой (Е – О – В), мы собираем понятие воедино.
|