Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Попытки реформирования командно-административной системы (1953-64 гг.)
После смерти «отца народов» Сталина к власти приходит Никита Хрущев, при помощи партийной номенклатуры, все более набиравшей силу. Условная программа Хрущева: 1. Конец репрессий. 2. Экономические реформы, прежде всего — стимулирование «слабого звена», то есть аграрного сектора. 3. Социальные преобразования, улучшение жизни народа. 4. Переход от «сверхнапряженности», экстремальных мер управления к более стабильным. Результаты: 1) Уменьшение (но не прекращение) репрессий, упразднение ГУЛАГА, некоторые послабления обществу — «оттепель». 2) Новые приоритеты в экономической политике: производство товаров народного потребления, развитие легкой пр-ти, с/х-ва. В С/х-ве: 1. Большая эк. свобода домашним крестьянским хоз-вам, снижение налогов, увеличение разрешенного размера участка, увеличение гос. ассигнований. Результат — сельское хоз-во впервые стало рентабельным. 2. Освоение целинных и залежных земель (экстенсивный путь), при этом — невероятная бесхозяйственность (собранное зерно сгнило из-за отсутствия зернохранилищ). В целину вложили средства за счет старых с/х районов. В области промышленности: Провозглашение перехода к интенсивному пути — повышение тех. уровня предприятий. Лозунг «Наука должна стать непосредственной производительной силой социалистической экономики». Результат — научный прорыв: первый спутник, первый космонавт и т.д. НО: все смены курса по сути остались на словах. Продолжался, хоть и был несколько смягчен «сталинский курс» — рост в первую очередь ВПК и тяжелых отраслей промышленности в ущерб легким отраслям, пр-ву товаров народного потребления, с/х-ву. Авантюризм в центре и на местах. Дутые показатели, «рекорды». Затеи Хрущева в с/х-ве — одна умнее другой. «Кукурузная кампания» — кукурузу сажали вплоть до Сев. Полярного круга. Лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (Догнуть и перегнуть!; Догнить и перегнить!). Ликвидация МТС имела отриц. последствия: 1. НЕ стало грамотных механиков — разбрелись кто куда. 2. НЕ стало спроса на тракторы — у колхозов нет денег. С 1962 — реформы управления (см. басню Крылова «Квартет»). Планы не выполнялись, 6-ая пятилетка провалена. Что сделали, чтобы скрыть провал — к ней припаяли 2 лишних года, в итоге — «семилетний план развития народного хозяйства». Самое слабое звено — низовое планирование, на уровне предприятий. Учреждение совнархозов — управление не по отраслям, а по территории, относит. децентрализация. Результат — усиление местной бюрократии, формирование «теневой экономики». Вскоре от совнархозов вернулись к прежним методам управления. 1961 — денежная реформа. Обмен новых на старые по курсу 10: 1. Повышение цен, снижение зарплаты — Новочеркасск.
56. Экономические «эксперименты» и их последствия. Преобразования в социальной сфере (1953-64 гг.) После смерти «отца народов» Сталина к власти приходит Никита Хрущев, при помощи партийной номенклатуры, все более набиравшей силу. Условная программа Хрущева: 5. Конец репрессий. 6. Экономические реформы, прежде всего — стимулирование «слабого звена», то есть аграрного сектора. 7. Социальные преобразования, улучшение жизни народа. 8. Переход от «сверхнапряженности», экстремальных мер управления к более стабильным. Результаты: 3) Уменьшение (но не прекращение) репрессий, упразднение ГУЛАГА, некоторые послабления обществу — «оттепель». 4) Новые приоритеты в экономической политике: производство товаров народного потребления, развитие легкой пр-ти, с/х-ва. Улучшения в социальной сфере: Пенсии, сокращение рабочей недели, жилищное строительство, но новые дома очень низкого качества («хрущобы»). Отмена госзаймов. Образование — полностью бесплатное. Повышение мин. зарплаты. «Курс на построение коммунизма» — Хрущев обещал к 1980-му году (но, как острил потом народ, из-за Олимпиады коммунизм пришлось отменить). Объявили, что социализм победил в СССР «окончательно и бесповоротно». Анек: «Правда ли, что при коммунизме продукты можно будет заказывать по телефону? —Да, правда, но выдавать их будут по телевизору.» Продолжение «холодной войны» — гонка вооружений — титанические военные расходы. «Новый герб СССР — Амур: раздетый, разутый, но вооруженный до зубов». Итоги: все хрущевские реформы носили поверхностный, косметический характер, так как надо было менять систему в корне. Экономика не могла быть эффективной, так как: 1. НЕ было никаких рыночных механизмов — планы. 2. ВСЕ экономические решения диктовались политическими, то есть никакой экономической свободы.
57. Реформа 1965 года: сущность и последствия. Хозяйственный расчёт В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. · Решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности. · Признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Для этого сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху. Главным показателем становится рост объемов реализованной продукции предприятия. · Решено расширять экономические права предприятия, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности. · Попытка усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств. · Предполагалось улучшить систему оплаты труда (материальное стимулирование работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы). Разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства («План, прибыль, премия» - основы хозрасчета). Новые принципы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллективов заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, более полного использования факторов производства, достижений НТП, повышения качества продукции. · Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Разрешалось реализовывать излишнее оборудование другим предприятиям. · Оптовые цены стали более объективно отражать реальные производственные затраты и предприятия уже могли получать прибыль от реализации своей продукции. · Для предприятий, переведенных на новую систему хозяйствования, был установлен государственный Знак качества для важнейшей серийной и массовой продукции. Этот знак подтверждал стабильность качества данного изделия, высокую культуру производства и др. В рамках хозяйственной реформы были сделаны конкретные шаги по повышению производительности труда и материальной заинтересованности коллективов предприятий в результатах своей работы. · Менялась система закупок сельхозпродукции: вводились твердые и сравнительно низкие планы заготовок. Повышены закупочные цены на сельхозкультуры, предусматривалась дифференциация цен по различным зонам и районам страны. Резко усилилось финансирование аграрного сектора (комплексная механизация, электрификация сельского хозяйства, мелиорация и химизация почв). В первые годы были достигнуты неплохие результаты. Сблизились темпы роста производительности труда и средней зарплаты работников, занятых в промышленности. Заметно вырос удельный вес интенсивных факторов в общем приросте национального дохода страны (с 34% до 40%). Введены в строй Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, Красноярская ГЭС, началось создание Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, построен ВАЗ в г. Тольятти. В некоторой степени были решены проблемы с производством потребительских товаров: обуви, радиотоваров, мебели, холодильников, основных продуктов питания и др. 58. Причины отхода от принципов хозяйственного расчёта. Нефтедоллары. Теневая экономика в СССР В 1968 г. темпы роста заработной платы. В промышленности обогнали темпы роста производительности труда, а это означало, что, проводя лишь отдельные незначительные реформы, трудно обеспечить долговременный экономический рост. Эффект хозяйственной реформы проявился достаточно быстро, но он оказался кратковременным. · Командная система извратила сами принципы, которые были заложены в основу хозяйственной реформы (цены устанавливались не на основе рыночного соотношения спроса и предложения, а в высоких кабинетах волевым решением чиновников – рост оптовых цен; по инструкции Минфина СССР в госбюджет следовало платить не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые). · Народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет ТЭК и ВПК. · Попытки внедрить наукоемкие технологии (радиоэлектронику, биотехнологию и т.д.) не принесли ожидаемых результатов, т.к. требовалось время на их освоение, могло произойти временное сокращение выпуска продукции, при этом нельзя срывать плановые показатели. · Все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета (лимиты на создание фондов экономического стимулирования; дополнительную прибыль приходилось перечислять в госбюджет). · Жесткое ограничение полномочий предприятий самостоятельно распоряжаться собственными средствами. · Партийное руководство страны, сделав несколько шагов к рынку, не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, т.к. это неизбежно привело бы к необходимости политической либерализации. Теневая экономика достигла больших успехов. · Поскольку руководители предприятий не могли самостоятельно распоряжаться ненужными ресурсами (продавать их или обменивать), за них это делали подпольные дельцы. Теневой бизнес, сращиваясь с представителями партийно-государственного аппарата в центре и на местах, контролировал обороты миллиардных средств, не облагаемых налогами. · К теневой экономике можно отнести: строго запрещенную или ограниченную индивидуально-трудовую деятельность (медицинские услуги, частные такси); уголовную деятельность (крупные хищения товаров и сырья, махинации с отчетностью, валютные операции). К середине 80-х гг. в этой сфере было занято примерно 15 млн. человек. Структура экономики оставалась такой же, какой она была в 1930-1950-е гг., т.е. с преобладанием тяжелой, фондоемкой промышленности. · Огромные капиталовложения стали направляться в нефте- и газодобывающие районы Западной Сибири. Был провозглашен лозунг: «Нефть любой ценой». · В начале 70-х в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители резко возросли (в среднем почти в 20 раз). Принято решение форсировать поставки нефти и газа на Запад. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов составили 176 млрд. инвалютных рублей, в страну хлынул поток нефтедолларов (эти средства оказали очень скромное влияние на развитие экономики страны). · Нефтедоллары замораживались на десятилетия в незавершенном строительстве, тратились на закупку импортного оборудования, которое потом оседало на складах, а то и просто оказывалось под открытым небом.
59. Советская экономика в период «застоя» в 1970-80-е гг. · По-прежнему продолжался процесс перехода от домашинных методов труда к машинной технике во всех отраслях материального производства, в то время как промышленно развитые страны уже далеко ушли вперед по пути НТП. · Большое напряжение испытывала экономика с людскими ресурсами. Из-за постоянного снижения рождаемости заметно уменьшилась доля молодежи. · Стоимость незанятых рабочих мест на предприятиях страны достигла 12% общей стоимости основных производственных фондов. Одновременно проявлялась как острая нехватка рабочей силы в одних регионах страны, так и ее избыток в других. · Перемещение сельской молодежи в большие города. Для этих новых горожан не создавалась нормальная социальная инфраструктура. Жесткие условия полукрепостной зависимости от начальства из-за прописки, очереди на жилье и т.д. · Практика манипулирования информацией, подтасовка данных в расчетах, проектах, отчетах. · Структура экономики оставалась такой же, какой была в 1930-1950-е гг., т.е. с преобладанием тяжелой, фондоемкой промышленности. Постоянно увеличивались затраты на доставку сырья в места их переработки. «Нефть любой ценой». Снижение спроса и цен на нефть отрицательно сказалось на развитии советской экономики. · Сформировалось мнение от том, что следует ускорить строительство АЭС. Технология и квалификация работников многих предприятий по производству АЭС были далеки от требуемых стандартов. · Стали сокращаться инвестиции в ключевые отрасли машиностроения, что вело к снижению уровня научно-технического потенциала страны. Стали утрачиваться передовые позиции даже в тех исследованиях и разработках, которые традиционно были на уровне мировых. · В ноябре 1982 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. Для поднятия популярности нового руководителя страны была снижена цена на водку, прозванную тут же «андроповкой». · Железнодорожный транспорт лихорадило, поезда ходили с большим опозданием (до 17 часов). · Аграрный сектор СССР традиционно давал средства для обеспечения более или менее сносного функционирования других отраслей директивной экономики. Но в 70-х гг. этот источник стал иссякать, поскольку положение в сельском хозяйстве становилось все более сложным. · Стало всячески поощряться развитие личных подсобных хозяйств как в деревне, так и городе. Крупные предприятия, учреждения, воинские подразделения должны были создавать собственные подсобные хозяйства для обеспечения продовольствием всех своих рабочих и служащих. · «Продовольственная программа» М.С. Горбачева (секретарь ЦК КПСС по сельхозу). Увеличение среднегодового сбора зерна. Провал. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземами, превратилась в крупнейшего мирового импортера зерна. · СССР оказывал постоянно растущую помощь странам «третьего мира». За эти годы помощь развивающимся странам превысила 40 млрд. долларов. · Советская экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было просто невыгодно для предприятия, поскольку рост выработки повлек бы за собой повышение плановых заданий на будущий период и снижение фонда зарплаты. · Ни Ю.В. Андропов, ни К.У. Черненко не решились на радикальное реформирование экономики, опасаясь, что это приведет к ликвидации коммунистической системы. 60. «Перестройка» в СССР и её социально-экономические итоги В марте 1985 г., после смерти К.У. Черненко, генсеком ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». · Стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы. · К середине 80-х гг. ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. · Получила распространение иллюзия о том, что реформы можно проводить быстро и без особых трудностей · Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. · С целью повышения продукции была создана еще одна контролирующая инстанция – Госприемка, которая имела право отвергать некачественную продукцию, наказывать материально тех, кто был ответственен за брак. Но без передовой техники и соответствующей квалификации рабочих, это привело не к «ускорению», а к росту количества аварий на производстве (Чернобыльская АЭС – 1986г.). · Закон о государственном предприятии 1987 года. Руководителям и коллективам госпредприятий были предоставлены исключительно широкие полномочия. · В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики. · Развитие арендных отношений. · В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, развитие частного предпринимательства и т.д. но все это пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка в условиях сохранения Госплана), что само по себе являлось утопией. · «Программа 500 дней» (коллектив экономистов под руководством С. Шаталина – 1990 г.). Восстановление частной собственности на все факторы производства, в том числе и на землю, суверенитет союзных республик, антимонопольные меры и приватизация предприятий, резкое сокращение госрасходов, прекращение помощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. «Программа» была отклонена, т.к. партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономической власти. · Непомерные военные расходы СССР. Официальная статистика сообщала, что на прямые военные расходы СССР идет не более 7% госбюджета, но вместе с косвенными расходами они составляли до 50% госбюджета. · Изменение внешней политики. Было покончено с многолетним делением мира на капитализм и коммунизм – покончили с «холодной войной». Постепенно (с 1987) стали заключаться соглашения с США об уничтожении стратегических вооружений. · Советские руководители открыто признали бессмысленной и разорительной помощь, которая оказывалась странам «третьего мира», выступавшим под социалистическими лозунгами. · Реформирование политсистемы СССР. С середины 1987 началось контролируемое сверху смягчение цензуры в СМИ. В 1989-1990 гг. прошли выборы на всесоюзном и республиканском уровнях и сформировались новые органы власти: съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды (новые центры реальной власти).
|