Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы осуществления правосудия. Формы участия населения в осуществлении правосудия. Шеффенский суд и суд присяжных, их отличительные черты.






 

Правосудие - самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел.

Статья 124. Конституции Украины Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины [1] и судами общей юрисдикции.

Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

 

В соответствии со ст. 124 Конституции Украины народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. В ст. 57 Закона Украины от 07.07.2010 г. " О судоустройстве и статусе судей" определено, что народным заседателем является гражданин Украины, который в случаях, определенных процессуальным законом, разрешает дела в составе суда вместе с судьей, обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия.

Народные заседатели при рассмотрении и разрешении дел пользуются полномочиями судьи. Они обязаны своевременно, справедливо и беспристрастно рассматривать и решать судебные дела в соответствии с законом и с соблюдением правил судопроизводства; соблюдать правила судейской этики и проявлять уважение к участникам процесса, не разглашать сведения, составляющие тайну, охраняемую законом, в том числе и тайну совещательной комнаты и закрытого судебного заседания.

Народным заседателем может быть гражданин Украины, достигший тридцатилетнего возраста и постоянно проживающий на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Председатель суда формирует список народных заседателей, которые отвечают указанным требованиям и дали согласие быть народными заседателями. Список утверждается решением соответствующего местного совета на четыре года и пересматривается в случае необходимости, но не реже чем раз в два года.

Список народных заседателей публикуется в печатных средствах массовой информации соответствующего местного совета.

В список народных заседателей не подлежат включению граждане:

o признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными;

o имеющие хронические психические или другие заболевания, препятствующие исполнению обязанностей судьи;

o имеющие неснятую или непогашенную судимость;

o народные депутаты Украины, члены Кабинета Министров Украины, судьи, прокуроры, работники органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военнослужащие, работники аппаратов судов, другие государственные служащие, адвокаты, нотариусы;

o граждане, достигшие шестидесяти пяти лет;

o лица, не владеющие государственным языком.

Лицо, включенное в список народных заседателей, обязано сообщить суд об обстоятельствах, которые делают невозможным ее участие в осуществлении правосудия в случае наличия таких обстоятельств.

И лицо, в соответствии с названных требований не может быть включена в список народных заседателей, но уже была в него включена, освобождается от исполнения обязанностей народного заседателя председателем суда.

От исполнения обязанностей народного заседателя председателем соответствующего суда освобождаются:

o лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также имеющие детей дошкольного или младшего школьного возраста или удерживают детей-инвалидов, других больных или членов семьи пожилого возраста;

o руководители или заместители руководителей органов местного самоуправления;

o лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия.

От обязанностей народного заседателя могут освобождаться и другие лица, если председатель суда признает уважительными причины, на которые они ссылаются.

Освобождение от исполнения обязанностей народного заседателя вследствие отвода (самоотвода) по конкретному делу осуществляется в порядке, установленном процессуальным законом.

Для осуществления правосудия народные заседатели привлекаются судом в порядке очередности на срок не более одного месяца в течение года, кроме случаев, когда продление этого срока обусловлено необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием.

Суд направляет письменное приглашение для участия в правосудии народному заседателю не позднее чем за семь дней до начала судебного заседания. В приглашении указываются права и обязанности народного заседателя и требования к нему, а также основания для освобождения от исполнения обязанностей. Одновременно с приглашением предоставляется письменное уведомление для работодателя о привлечении лица в качестве народного заседателя.

Работодатель, получив сообщение, обязан освободить народного заседателя на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия. Отказ в освобождении от работы считается неуважением к суду.

В свою очередь, народный заседатель обязан своевременно явиться в суд для участия в судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание также считается неуважением к суду.

Народным заседателям за время исполнения ими обязанностей в суде выплачивается вознаграждение в размере их среднемесячного заработка или пенсии, но не менее прожиточного минимума для трудоспособного лица. Возмещаются расходы на проезд, наем жилья, а также выплачиваются суточные. Эти выплаты осуществляются территориальными управлениями Государственной судебной администрации за счет средств Госбюджета.

По народными заседателями на время исполнения ими обязанностей в суде по месту основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законом. Период выполнения ими обязанностей в суде засчитывается в трудовой стаж. Освобождение народного заседателя с работы или перевод на другую работу без его согласия во время исполнения обязанностей в суде не допускается. На них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом, на время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия. По обоснованному ходатайству народного заседателя меры безопасности к нему могут применяться и после выполнения этих обязанностей.

В отличие от народных заседателей, решают в составе суда дела вместе с профессиональными судьями и при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи, присяжные привлекаются к осуществлению правосудия, но при этом не наделены статусом судьи.

Присяжными признаются граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных процессуальным законом, привлекаются к осуществлению правосудия, обеспечивая, согласно Конституции Украины, непосредственное участие народа в осуществлении правосудия.

Суд присяжных создается для рассмотрения в первой инстанции судебных дел, определенных процессуальным законом.

Обстоятельства, препятствующие лицу исполнять обязанности присяжного и исключают возможность привлечения ее к выполнению обязанностей присяжного, аналогичные тем, которые предусмотрены для народных заседателей.

По присяжными на время исполнения ими обязанностей в суде по месту основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законом. Время выполнения ими этих обязанностей засчитывается во все виды трудового стажа. Увольнения или перевода на другую работу без его согласия во время исполнения им обязанностей в суде не допускается.

Сегодня в Украине не создан институт присяжных, очевидно, это дело будущего.

 

Народное участие в уголовном суде в истории процесса проявлялось и теперь проявляется в раз-личных формах. Формы эти следующие:

В древнейшие времена суд отправлялся в народных собраниях, или особыми народными представителями, избранными для отправления уголовного правосудия.

Затем, когда судебная власть перешла в руки княжеских и королевских чиновников, в помощь последним избирались народные представители, как знатоки обычного права, чтобы «правды стеречь», т. е. указывать какой и как применить к делу обычай («судные мужи», scabini, echevins, шеффены древнегерманского права)[1].

Третью форму участия народного элемента в уголовном суде образуют сословные суды. Таковы, напр., были разные феодальные суды «равных»: сеньоры судились равными им сеньорами под председательством короля, более мелкие ленники— равными им ленниками и т. д. У нас сословность в уголовном суде появляется при Петре I, ясно проявляется при Екатерине II и продолжает существовать вплоть до Судебных Уставов, a следы ее сохранились и до сих пор.

В современном процессе народное участие проявляется, главным образом, в формах: 1) суда шеффенов, (§ 60), 2) суда присяжных и 3) присоединяемых иногда к судебным учреждениям сословных представителей.

Что касается первых двух форм этого участия, —шеффенского суда и суда присяжных, —то необходимо отметить следующие черты, их различающие. Существенно не то, что в одном случае народный элемент представлен большим числом представителей, чем в другом. Важно то, что, во-первых, в шеффенском суде существует лишь одна судящая коллегия смешанного состава (из коронного и народного элемента), которая решает все вопросы, связанные с судоговорением, на суде же присяжных—две коллегии, действующие параллельно, но каждая с своим кругом вопросов, решаемых ею самостоятельно, —коллегия коронных судей и скамья присяжных заседателей. Во-вторых, шеффены избираются не на одно дело, как присяжные, a на ряд дел, подлежащих разбору в данную сессию. В третьих, приговоры шеффенского суда мотивируются и подлежат апелляционному обжалованию, a приговоры, постановленные с участием присяжных заседателей, —нет.

Шеффенский суд имеет, несомненно, большие достоинства, обеспечившие ему в Германии много защитников[2]. Мысль, что судья-юрист будет так подавлять своим авторитетом шеффенов, что последние лишатся всякого значении или, как иногда их называли, превратятся в Jasager'oв и Beishlä fer'ов, страдает несомненным преувеличением. Шеффены не подчинены судье. Если думать, что влияние юриста имеет такое роковое значение для не юриста, то надо было бы опасаться такого влияния и на суде присяжных со стороны председателя суда. Некоторое увеличение числа шеффенов могло бы действовать на них оживляющим образом.

 

 

ШЕФФЕНЫ

(нем. Schö ffen) - 1) суд. коллегия, члени т. н. шеффенского суда в Германии. В ср. века Ш., к-рые вели свое происхождение от франкских скабинов, получили наибольшее распространение в области действия " франкского права" - в городах по Ниж. Рейну и Мозелю, а также в Вестфалии, Саксонии. Существовали сел. и гор. шеффенские суды. Для гор. Ш. требовалось, как правило, свободное состояние, для сельских - еще и зем. ценз. Число Ш. было разным (Магдебургское право, напр., требовало, чтобы в составе коллегии Ш. было 11 чел., по др. обычаям достаточно было 7). В отличие от англ. присяжных, выносивших обвинит, или оправдат. вердикт, Ш. выносили приговоры в полном объеме, т. е. определяли наказание вместе с судьей как своим председателем. В ср. века гор. Ш. способствовали защите традиционных институтов права и правосудия в борьбе городов против произвола феод. сеньоров. Постепенно (к 18 в.) прекратили существование. После объединения Германии (1871) суд Ш. был восстановлен как " исконно герм. институт", хотя и наряду с судом присяжных. В фаш. Германии шеффенские суды были упразднены (1939).

2) В ФРГ - суд. коллегия (с 1950).

3) В ГДР - III.- заседатели в районных и окружных судах, избираемые населением (введены законом О судоустройстве 1952).

 

 

Суд шеффенов, 1) в ряде государств Западной Европы (Германия, Италия и другие) в 6—8 вв.(века) — 16 в. суд так называемых «создателей порядка», «судных мужей» (шеффенов, скабинов, рахимбургов), которые избирались согласно обычаям и вместе с судьей-чиновником осуществляли судебное разбирательство в форме инквизиционного процесса. Постоянные С. ш. были созданы при Карле Великом (около 770—780). 2) В Германии после революции 1848—1849 суды, введённые к 1871 во всей Германской империи, состоявшие из коронного судьи и двух заседателей (шеффенов); рассматривали уголовные дела о малозначительных преступлениях. Сложные уголовные дела входили в компетенцию суда присяжных (в 1924 были заменены так называемыми большими С. ш. в составе трёх судей-чиновников и шести шеффенов). 3) В ФРГ(Федеративная Республика Германии) с 1950 суды, рассматривающие дела о значительных уголовных преступлениях, не подсудных участковому судье, но относящихся к компетенции участкового суда. В состав суда входят участковый судья (председатель), два заседателя (шеффена), избираемых из числа граждан, проживающих на территории, где функционирует участковый суд.(судебный) Участковые судьи и шеффены в процессе составляют единую коллегию. 4) Суд, созданный в 1941 во Франции правительством Петена вместо ликвидированного суда присяжных. Действовал в составе единой коллегии — 3 советника апелляционного суда и 7 заседателей, отбиравшихся административными комиссиями с учётом имущественного ценза.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал