Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К теме 5. Смешанные и дополнительные виды наказания
К числу так называемых смешанных видов наказания относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы. Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, предусмотренных УК РФ. Статья 46 УК РФ предусматривает два способа исчисления штрафа: 1) в абсолютном денежном выражении и 2) в размере заработной платы или иного дохода осужденного. Законодательством установлены минимальные и максимальныепределы штрафа. Штраф устанавливается в размере от 5000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Установленный в ст. 46 УК РФ минимальный размер штрафа носит обязательный характер, и суд не вправе назначить осужденному более низкий размер взыскания, в том числе и при наличии исключительных обстоятельств на основании ст. 64 УК РФ. Штраф может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания. В некоторых статьях УК РФ штраф содержится и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания, однако штраф не может назначаться за одно и то же преступление как основное и как дополнительное наказание. Штраф может назначаться в качестве основного наказания, а также в качестве дополнительного наказания, только если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК РФ. При назначении штрафа его размер определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (ч. 3 ст. 46 УК РФ). Далее студенту необходимо также уяснить порядок замены штрафа при злостном уклонении от его уплаты, особенности исполнения штрафа и его замены при назначении в качестве основного и в качестве дополнительного наказания. В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Включение данного вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законодателя предупредить рецидив со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должностным положением, выполнением профессиональных функций или занятием иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по сути представляет собой два самостоятельных вида наказания: 1) запрещение занимать должность на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Соответственно студент должен о каких должностях и о каких видах деятельности идет речь в ст. 47 УК. Кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что этот вид наказания может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного. Как основное он может быть назначено только в случаях, когда в качестве наказания оно предусмотрено в санкции статьи или части статьи Особенной части УК РФ. В качестве дополнительного наказания оно может быть назначено и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой осужден виновный. Далее следует остановиться на сроках лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При изучении наказания в виде ограничения свободы, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Студенту также нужно знать сроки, на которые может быть назначено ограничение свободы, а также порядок замены ограничения свободы при злостном уклонении от его отбывания, круг лиц, которым это наказание назначено быть не может К числу дополнительных видов наказания законодатель отнес только один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Суть этого наказания состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, государственных наград), так как суд установит, что совершением тяжкого или особо тяжкого преступления, с учетом личностных характеристик, могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное звание, классный чин либо государственная награда. При изучении этого наказания следует особо остановиться на том, что такое специальное звание и кому оно присваивается, что такое воинское звание и кому оно присваивается, что такое почетное звание и кому оно присваивается, каких званий лицо не может быть лишено, какие виды государственных наград бывают и др., каков порядок исполнения данного вида наказания.
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семинарских занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета. Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий. Важным в самостоятельной работе студентов является изучение ими различных рекомендаций по темам курса, учебных материалов теоретического характера. Изучение дисциплины «Современная система наказаний» осуществляется в процессе лекций, семинаров, интерактивных занятий, а также самостоятельной учебной работы. На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины. Важная роль отводится и семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа студентов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее. Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов. Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям. При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных понятий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории. При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать. Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: - в составлении плана изученного источника; - в выписках концептуальных положений автора работы; - в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; - в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; - в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами. Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету», «Парламентскую газету», «Собрание законодательства»). В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно: - проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах; - изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара; - продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой. Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности. Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в УМК, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем. Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты. В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, студенты должны решать задачи, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях. При решении задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем. В ходе решения задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными. В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям. При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам. В процессе самостоятельной работы, как отмечалось выше, студент должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса. Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий. Необходимо учесть, что настоящий учебно-методический комплекс является руководством общего характера по вопросам изучения дисциплины и не заменяет учебников по уголовному праву и другую рекомендованную для изучения литературу. Основная цель учебно-методического комплекса – обеспечить студентам самостоятельную работу с уголовным законодательством, материалами пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации, материалами судебной практики Верховного Суда РФ, учебными, научными и иными источниками, а также наметить реальные связи научных положений с правоприменительной деятельностью, что способствует упрочению приобретаемых знаний, активному их обсуждению на семинарах и успешной сдаче зачета и экзамена. Методические рекомендации по вопросам самостоятельной работе преследуют также частные цели: научить студентов при изучении литературы выделять и запоминать наиболее важные и трудные для уяснения категории и положения уголовного права, выработать у них творческий подход к теоретическим проблемам и выводам, критическое отношение к отдельным научным подходам в отношении тех или иных институтов уголовного права и правоприменительной практики, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности. Говоря о процессе самостоятельной работы следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе. Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.
|