N пп
| Основание классификации
| Виды изменений
|
| По масштабу изменений
| - локальные в масштабах организации,
- глобальные;
|
| По масштабу последствий
| Наступают последствия для:
- самой организации;
- отрасли (например, внедрение закрывающих технологий);
- локального сообщества;
- социального слоя;
- населения (криминальная конкуренция – изменение структуры цены на продукты – для населения, для предпринимательских структур)
- государства (страны)
|
| По скорости изменений в организации
| - требующие значительного времени для осуществления (стратегические);
- не требующие значительного времени (оперативные, тактические)
|
| По характеру внутреннего импульса для изменений
| - инициативные,
- вынужденные
|
| По нацеленности на форму или содержание деятельности
| - кардинальные,
- косметические
|
| По позиции инициатора изменений
| - внешняя,
- внутренняя
|
| По отношению к организации как системе
| - внешние (в частности, законодательство в сфере деятельности организации),
- внутренние
|
| По характеру взаимодействия организации с внешней средой
| - неизбежные,
- возможные (внедрение в организации системы управления качеством)
|
| По отношению к грядущему изменению работников (участ-ников) организации
| - желаемые,
- вынужденные
|
| По возможности прогнозирования изменения
| - ожидаемые,
- неожиданные
|
| По направленности воздействия на организацию
| - благоприятные (способствуют развитию организации)),
- неблагоприятные (ведут к деградация организации)
|
| По обратимости
| - обратимые,
- необратимые (старое окончательно разрушено)
|
| По осознаваемости необходимости изменений
| - осознается руководством или большинством работников,
- не осознается
|
| По осознаваемости реализации
| - протекание которых осознается;
- осуществление которых не осознается руководством и/или большинством работников (участников) социальной организации
|
| По типу бенефициара (в чьих интересах осуществляется изменение)
| - собственник, учредитель, топ-менеджмент, персонал;
- локальное сообщество;
- население;
- стейкхолдер;
- посторонний субъект (например, рейдерство)
|
| По конспиративности
| - тайные (скрываемые, маскируемые, легендируемые – в частности, делается вид, что все осталось по-прежнему);
- явные;
- пропагандируемые
|
| По отношению к цели акции (мероприятия, проекта)
| - целесообразные (что запланировано);
- побочные (что не планировалось и даже не предполагалось как результат);
- иные и более значимые, чем запланированные;
- иные и менее значимые, чем запланированные (пример: тюремное заключение Ходорковского)
|
| По характеру общественного резонанса
| - приветствуемые общественностью (положительная реакция);
- осуждаемые общественностью (выплаты бонусов топ-менеджменту банков в период кризиса, повышение цен, массовые увольнения)
|
| По характеру восприятия персоналом
| - приветствуемые (увеличение бонусов, зарплаты),
- не приветствуемые (увеличение продолжительности рабочей недели)
|
| По аспекту деятельности социальной организации – предмету стратегического изменения
| - цели деятельности (прибыль - миссия),
- средства, технологии (Япония, Китай – лицензии)
- регион деятельности (вода «Байкал»; вывод западными странами производств в Азию, где низок уровень зарплаты);
- масштаб деятельности (Газпром – за рубежом)
- Сфера деятельности (избавление от непрофильных активов, «Русский строительный холдинг» - газоны)
- Организационная структура, связи с другими организациями (со спецслужбами, с организациями других стран, не одобряемые государством)
- законность деятельности (перестройка: легализация теневой экономики)
- формы и методы деятельности (появление криминальных форм и методов)
- технологии (революционные и эволюционные пути развития технологий. Автоматизация как эволюционные путь развития техологий)
- законность деятельности
- экономический уклад (на уровне государства)
- корпоративная культура – Ли Якокка, Россия – результат перестройки – падение производства, распространение торговой корпоративной культуры
|
Направленность воздействия одних и тех же изменений на различные социальные организацию(уровни социальной организации) может быть различной. Так, благоприятные (развитие организации), изменения в налообложении - для экспортеров и импортеров. Введение и отмена сертификации продукции – облегчает выход на рынок, при этом отрицательно влияет на качество. Оценка направленности изменения зависит, прежде всего, от мировоззрения субъекта оценки.
- увеличение степени гармонизации трех аспектов деятельности организации (целевая общность людей, структура обезличенных связей и норм, социальная микросреда);
- постепенность – эволюционный характер осуществляемых изменений.