![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы диагностики
1. Клиническая беседа в форме полуструктурированного интервью. Проводится в обычной принятой в психологическом консультировании форме. Особенность ее состоит в необходимости учитывать состояние женщины в беременности и связь всех ее переживаний с состоянием ребенка. В беседу включаются необходимые для сбора информации темы. Общая структура беседы: — обсуждение проблем, с которыми женщина обратилась к психологу; — диагностика содержания материнской сферы и ее онтогенеза; — выявление содержания ценности ребенка; — выявление «внедряющихся» ценностей; — выявление типа и тенденций интерференции ценностей; — определение особенностей данного этапа развития материнской сферы. Во время беседы обсуждаются желанность и степень планированное™ беременности, предположения или воспоминания о родах и послеродовом периоде (в зависимости от ситуации), представление о ребенке, свой детский опыт, взаимоотношения с матерью, все впечатления относительно собственных детей и опыта взаимодействия с младенцами до рождения своих детей и т.д. 2. Включение методов психодиагностики: — генограмма с проработкой материнской линии желательно в трех поколениях для построения семейной модели материнства и детства; — анкетирование для уточнения формальных данных и оптимизации сбора информации; — определение особенностей самооценки с помощью модифицированного метода Дембо-Рубинштейн, включающего четыре набора из 6 шкал (здоровье, красота, счастье, характер, удача, ум) для оценки себя, своей матери, отца ребенка и ребенка (Г.Г. Филиппова); с помощью этого метода получается дополнительная информация об отношениях в семье, ценности ребенка и ее интерференции с другими ценностями; — проективные рисуночные тесты «Моя семья», «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), «Я — ребенок и моя мама» (Г.Г. Филиппова) и на другие темы в зависимости от ситуации; — проективные методики: тест «Фигуры», тест «Эпитеты» (В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова) и др. — сочинение о своем ребенке с использованием контентанализа; — наблюдение за поведением матери в диагностически значимых ситуациях и при взаимодействии с ребенком, в зависимости от периода материнства; — диагностика уровня тревожности (при необходимости); — включение дополнительных методов для уточнения гипотезы. На основе диагностики выделяется психологическая проблема, требующая психологического вмешательства, выявляются наиболее сохранные и хорошо выраженные компоненты материнской сферы, определяются необходимые меры помощи. Проектирование коррекционных мероприятий строится на основе прогноза динамики материнской сферы и особенностей ситуации.
|