Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тиб. ye shes 'chol ba; этот термин часто используется в дзогчен.
[151] Чогьям Трунгпа. « Поблески Абхидхармы ». (Chö gyam Trungpa. Glimpses of Abhidharma. Boston, Shambhala, 1975, pp. 101-102.) [152] Имеется в виду другой текст того же цикла терм — « Освобождением посредством ношения, самоосвобождение скандх » (тиб. blags grol phung po rang grol). Основное его содержание — мантры сотни мирных и гневных божеств. [153] Древнейший вариант этой легенды приводится в « Сарвататхагатататтвасамграхе » и пересказывается в книге Д. Снеллгроува « Индо-тибетский буддизм » (David Snellgrove. Indo-Tibetan Buddhism, London, Serindia, 1987, pp. 134 — 141). Более поздний вариант можно найти в песнях 5-6 книги Еше Цогьял « Жизнь и освобождение Падмасамбхавы » (Yeshe Tsogyal. The Life and Liberation of Padmasambhava. Berkeley, Dharma Publishing, 1978, Cantos 5-6). В Ведах именем Рудра, означающим буквально « ревущий » или « рычащий », называются многие божества и силы, в том числе ветер и дыхание. Кроме того, это было древнейшее имя бога, которого впоследствии стали именовать Шивой (« Благосклонным »), одного из главных божеств в пантеоне позднего индуизма. Вера в подобные божества как в некие реальные внешние сущности в корне противоречит основополагающей идее буддизма, поэтому в качестве Махадевы (« Великого бога ») Шиву считали пер сонификацией ошибочных воззрений, препятствующих пробуждению. По справедливости говоря, это не столько подлинно индуистская трактовка, сколько буддийский — в первую очередь, тантрический, — взгляд на индуистские верования. В то же время известен и другой, качественно иной образ этого божества. С древнейших времен Рудра-Шива стоял в традиционном пантеоне особняком, будучи самым духовным из богов, глубже прочих проникшим в сансарическую природу божественной жизни. Он олицетворяет принцип растворения, которое с поверхностной точки зрения воспринимается как разрушение, но в действительности представляет собой возвращение сознания к первозданному состоянию истинного знания. Шива — Владыка Йоги, прообраз тантрического йогина, со временем ставший символом освобожденного сознания. Поэтому в те времена, когда две тантрические традиции — индуистская и буддийская — развивались в тесной связи друг с другом, этот бог в качестве символической фигуры мог восприниматься как главный и весьма грозный соперник ваджраяны. Однако буддийские предания о нем не имеют ничего общего с индуистскими легендами о Рудре и Шиве. В его иконографии можно отметить некоторые черты сходства с херуками (лунный серп в волосах, гирлянда из черепов, обернутая вокруг бедер тигровая шкура, покрытое пеплом тело и змеи, обвивающие его руки и ноги), но крыльев у него нет, а кроме того, он ничуть не похож на уродливых ракшасов.
|