![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкала социального самоконтроля
В научной и научно-популярной литературе не раз отмечалось, что некоторые виды невербального поведения, такие как голос, прикосновения ииспользование индивидуального пространства, играют важную роль в коммуникации. Более того, многие исследования убедительно доказывают, что большая часть информации об аффективных состояния/ личности, ее статусе и установках, корпоративном или конкурентном стиле общения и интимной стороне личности выражаются и точно передаются окружающим с помощью экспрессивного поведения Интерес к невербальному экспрессивному поведению проистекает из убеждения, что это поведение может не подчиняться сознательному контролю и может функционировать как «трубопровод», передающим истинное «Я»- личности. Хотя невербальное поведение часто и неподчиняется попыткам сознательной цензуры, имеется много доказательств того, что индивиды могут произвольно выражать различные эмоции с помощью вокального и/или мимического экспрессивного поведения, таким образом, что их экспрессивное поведение может быть точно интерпретироваться наблюдателем. Фактически, многие исследователи считают, что способность управлять своей экспрессией и контролировать ее является необходимой предпосылкой для эффективного социального и межличностного функционирования. Так, Goffman (1955) сравнивает социальное взаимодействие с театральным представлением или «цепью» вербальных и невербальных экспрессивных актов, которыми человек управляет с целью сохранить соответствие между ситуацией и сроим поведением Такое управление собой требует определенного репертуара мимических средств, осознания того, как окружающие интерпретируют то или иное действие, желания управлять социальной атмосферой и желания использовать этот репертуар экспрессивных тактик. В том, что касается сферы эмоций, Ekman (19П1) предположит, что индивиды обычно применяют контроль над своей мимической экспрессией, чтобы усилить, ослабить, нейтрализовать или замаскировать выражение того, что они чувствуют, в соответствии с розничными нормами социального поведения. Существуют индивидуальные различия в той степени, в которой индивиды могут управлять и управляют своей самопрезентацией, экспрессивным поведением и невербальным аффективным поведением Например, профессиональный актеры могут изобразить то, что другие не cv'op/t. политики хорошо знают, как важно сделать нужное лицо в нужный момент и т.д. 1. Определение понятия В русле изучения поведения человека в социальных ситуациях в зарубежной психологии возникло и стало широко использоваться понятие self-monitoring. Оно обозначало два взаимосвязанных процесса: самонаблюдение и самоконтроль, целью которых является достижение социальной приспособленности. В некоторых источниках самоконтроль заменяется самоуправлением и самооценкой и, таким образом, self-monitoring включает в себя три компонента. При переводе понятия self-monitoring на русский язык возникли трудности в подборе термина, наиболее точно отражающего все перечисленные выше процессы. В данном руководстве нами предлагается рабочий термин «социальный самоконтроль» (СС). Во всех последующих описаниях понятие «социальный контроль» употребляется вместо понятия self-monitoring и имеет ту же структуру В основе разработки концепции социального самоконтроля лежит потребность в предсказании поведения человека в социальных ситуациях. Было обнаружено, что традиционный психодиагностический подход — предсказание поведения индивида в зависимости от особенностей его личности — далеко не всегда оказывается верным. Лишь у части людей поведение можно достаточно точно прогнозировать, опираясь на их личностные установки, черты и предрасположенности. У другой части, наоборот, поведение определяется требованиями ситуации и в минимальной степени соответствует личностным установкам и ценностям. M.Snuder предположил, что эти индивидуальные различия обусловлены различной выраженностью социального самоконтроля, и описал особенности лиц с высоким и низким уровнем развития этого качества. Уровень социального самоконтроля, согласно M.Snuder, определяется тем источником информации, который индивид использует для управления своим поведением. Лица с высоким уровнем СС опираются на информацию о ситуационной адекватности того или иного поведения, а лица с низким уровнем СС учитывают собственное внутреннее состояние, свои установки и предрасположенности Таким образом, под социальным самоконтролем понимается способность человека управлять своим поведением и выражением своих эмоций. Желая предстать перед окружающими в том или ином образе и руководствуясь своим пониманием социальной приспособленности, человек в каждой ситуации использует те или иные средства вербального или невербального самовыражения. Легкость и адекватность использования этих средств обусловлены уровнем социального самоконтроля Для диагностики индивидуальных различий в уровне социального самоконтроля была разработана Шкала социального самоконтроля (M.Snuder, 1974). Этот опросник неоднократно использовался в различных исследованиях, результаты которых дают дополнительную информацию о проявлении СС. В частности, в исследовании M.Snuder и S Gangestad было обнаружено, что индивиды с высоким социальным самоконтролем тем охотнее включаются в какую-либо социальную ситуацию, чем болей четкие требования предъявляет эта ситуация к поведению Например они выбирают ситуацию, требующую проявления общительности в какой-либо конкретной форме, а не ситуацию, требующую проявлении общительности вообще В то же время, индивиды с низким социальным самоконтролем не различают эти два вида ситуации, и: < готовность включиться зависит только от того, соответствует ли ситуация особенностям их личности в упомянутом примере экстраверты выпирают обе ситуации, а интроверты обе ситуации отвергают. В работе Miell и М Le Voi изучалось влияние уровня социального самоконтроля на взаимодействие в парах друзей и незнакомых. Результаты показали, что степень знакомства с собеседником никак не влияет на проявление социального самоконтроля в ходе общения. Это предполагает, что уровень СС является личностно стабильным качеством, проявляющимся с равной вероятностью в различных обстоятельствах Другие авторы Briggs, Cheek и Buss (1980) провели факторный анализ по результатам ответов на Шкалу социального самоконтроля и обнаружили, что 25 пунктов шкалы распадаются на три фактора. На основании этих факторов были созданы три подшкалы. В первую подшкалу, Направленность на других, вошли пункты 2, 3, 6, 7, 13, 15, 16, 17. 19, 23 25. Эта подшкала измеряет степень, в которой испытуемый о своем поведении руководствуется поведением окружающих. По содержанию эта подшкала наиболее близка к конструкту, измеряемому всей Шкалой социального самоконтроля. Во вторую подшкалу вошли пункты 12, 14, 20, 21, 22, 23. Эта подшкала получила название Экстраверсия, она измеряет степень выраженности соответствующего качества Третья подшкала, получившая название Игра (вопросы 5, 8, 18, 20 и 24), измеряет степень проявления актерских способностей индивида в повседневной жизни. 2. Шкала социального самоконтроля (ШСС). 2.1. Разработка опросника. Шкала социального самоконтроля (Self-Monitoring Scale) была разработана в 1974 году американским психологом из Миннесотского университета Марком Слайдером Целью автора было создание опросника для измерения индивидуальных различий в способности человека управлять своим поведением и выражением своих эмоций В основу опросника был положен список из 41 утверждения, которые затрагивали а) озабоченность социальной пригодностью своего образа (например: «На вечеринках или собраниях я не стараюсь говорить или делать то, что нравиться другим»);
b) внимание к характеристикам ситуации, с учетом ко горы.< следует строить свое поведение (например: «Когда я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, я смотрю, как делают другие), в) способность контролировать и модифицирован, свое экспрессивное поведение (например: «Я могу смотреть человеку прямо в глаза и лгать с честным лицом (если это нужно для дела)»); г) использование этой способности в отдельных ситуациях (на д) степень, в которой экспрессивное поведение- респонденте, постоянно в различных ситуациях (например: «В различных ситуациях и с различными людьми я часто веду себя как совершенно разные люди»). Список утверждений был предъявлен выборке из 192 выпускников Стэнфордского университета, полученные результаты были подвергнуты анализу, в итоге были отобраны 25 пунктов, которые обеспечили максимальную внутреннюю однородность шкалы. Коэффициент надежности-согласованности, вычисленный по формуле Кюдера-Ричардсона, равен 0.70; коэффициент ретестовой надежности равен 0, 83(р 0.001, интервал между тестированиями один Месяц) Кросс -валидизация, проведенная на независимой выборке из 146 выпускников Миннесотского университета, дала коэффициент надежности-валидности равный 0 63. С целью проверки валидности шкалы СС было проведено несколько исследований. Проверка конвергентной и дискриминантной ва-лидности осуществлялась путем коррелирования оценок по шкале СС и ряду других психодиагностических методик. Результаты следующие: 1. СС-Шкала социальной желательности Марлоу-Кроуна: коэффициент корреляции Г--187 (р< 0 I). Индивиды с высокими оценками 2. СС-Шкала психопатического отклонения МMPI: Г--0.200 (р< 0.1) Индивиды с высокими оценками по СС he проявляют психопатического поведения или других признаков неприспособленности; 3. СС-Шкала С в Тесте стиля поведения: г—0.250 (коэффициент Конструктная валидность Шкалы СС проверялась в трех экспериментах. В первом из них способность личности к социильному Самоконтролю подвергалась заочной экспертной оценке (лиц, хорошо знающих испытуемого, просили отметить, насколько характерно для него то или иное поведение). Коэффициент корреляции между экспертной оценкой и оценкой по Шкале СС составил г=0.450 (р< 0.5). Во втором эксперименте испытуемых просили изобразить то или иное, заданное экспериментатором, эмоциональное состояние, произнося несколько нейтральных по содержанию фраз. Перед экспертами была поставлена задача определить, какую эмоцию изображает испытуемый. И испытуемые, и эксперты тестировались по шкале СС. Результаты показали, что лица с высокими оценками не только более четко выражают заданную эмоцию, но и более точны в роли экспертов по сравнению с низко оцениваемыми по данной шкале. В третьем эксперименте испытуемым предлагали заполнить некий личностный опросник, причем в их распоряжении была информация о том, как на тот или иной вопрос отвечали другие испытуемые. Выяснилось, что высоко оцениваемые по Шкале СС чаще обращались к этсй информации и дольше ее изучали по сравнению с низко оцениваемыми.. В четвертом эксперименте исследовалась критериальная валид-ность Шкалы СС. Критерием служила способность контролировать и управлять своим поведением. В качестве высокой по критерию группы выступали драматические актеры, в качестве низкой — пациенты психиатрической клиники (с разными диагнозами). Результаты показали, что актеры получают по Шкале СС значимо более высокие оценки, чем контрольная группа (студенты), а психиатрические больные — значимо более низкие. При проверке конструктоной валидности ШСС на отечественной выборке использовался опросник MMPI. Выборка состояла из 53 человек (31 студент и 22 пациента неврологического отделения стационара) половые и возрастные различия не учитывались). Результаты тестирования были подвергнуты корреляционному анализу: вычислялись коэффициенты корреляции между оценками по ШСС и оценками по 10-ти основным и 3-м шкалам коррекции MMPI. Полученные коэффициенты представлены в таблице 1. Таблица 1 Корреляции оценок по опроснику ШСС с оценками по MMPI
Наиболее тесные положительные связи ШСС имеет со шкалами 4 (Pd) и Э (Ма). Высокие оценки по шкале 4 характерны для лиц, спонтанных в поведении, демонстративных и эгоцентричных. Они склонны казаться приятными и производить в целом хорошее впечатление, зкстравертированы, энергичны, разговорчивый смелы. Обычно они имеют широкий круг интересов, могут включаться в различные виды деятельности, но их поведение не имеет четкой направленности, их взаимоотношения с окружающими носят несколько манипулятивный характер. Высокий оценки по шкале 9 предполагают повышенную активность, предприимчивость, самоуверенность и общительность. Такие люди предпочитают не говорить, а действовать, но редко до9оаат свои планы до конца. Они кажутся дружелюбными и уравновешенными, не в глубине души не удовлетворены жизнью и тревожны. Остальные статистически значимые корреляции со шкалами L, 1 и 0. Низкая оценка по шкале L означает, что испытуемый не стремится представить себя в благоприятном свете и не отрицает своих явных недостатков Низкая оценка по шкале 1 свидетельствует об отсутствии у испытуемого озабоченности своим здоровьем. Такие люди обычно оптимистичны, бодры, проницательны, их поведение в целом эффективно. Лица с низкими оценками по шкале 2, как правило, эмоционально стабильны, чувствуют себя раскованно и легко, бодры, активны, склонны к соперничеству, имеют тенденцию к некоторой импульсивности, быстро принимают на себя роль лидера. Низкие сценки по шкале) характерны для людей экстравертированных. активных, энергичных, которые кроме того, могут иметь проблемы с контролем своих импульсивных желаний Таким образом, исходя из данных, приведенных в работах М Снайдера и других авторов ШСС, для лиц с высокими оценками по этому опроснику характерны активность, гибкость, умение приспосабливаться к ситуации, общительность и адаптивность. Эти качества согласуются с полученными нами результатами, что подтверждает конструктную валидность ШСС. 2.2. Интерпретация результатов Поведение лиц с высоким уровнем социального самоконтроля (т.е. с высокими оценками по Шкале СС) регулируется одном и? следующих задач: а)точно передать свое истинное эмоциональное состояние посредством экспрессивного поведения, б) точно передать произвольнее эмоциональнее состояние, тете- в) скрыть неподходящее эмоциональнее состояние и казаться индифферентным и не переживающим никаких эмоций г) скрыть неподходящее эмоциональное состояние и казаться переживающим подходящую эмоцию. д) казаться переживающим какую-то эмоцию, когда в действительности индивид ничего не испытывает, а индифферентность является социально неприемлемой.
Выбирая тот или иной способ поведения, индивид с развитым социальным самоконтролем опирается на различные элементы-»подсказки» в конкретной ситуации. Одним из таких элементов является экспрессивное поведение других людей. Лица с высоким уровнем СС склонны чутко воспринимать эмоциональные и поведенческие проявления окружающих и ориентированы на них в тех ситуациях, когда не знают, как поступить. Поведение таких людей сильно варьирует в зависимости от ситуации. Кроме того, у них возможно рассогласование в выражении эмоций по разным экспрессивным каналам: например, выражение лица у такого человека может свидетельствовать об одном эмоциональном состоянии, а голос — о другом. Поведение, наиболее точно отражающее их внутреннее аффективное состояние, такие люди проявляют лишь в ситуациях с минимальными «подсказывающими» элементами. В целом, лиц с высоким уровнем социального самоконтроля отличает озабоченность социальной пригодностью своего поведения, чувствительность к экспрессивному поведению других и использование его в качестве руководства по управлению собственной экспрессией. Такие люди эффективно контролируют свое поведение и без труда могут создать у окружающих нужное впечатление о себе. Индивиды с низким уровнем социального самоконтроля обладают противоположными качествами: они мало озабочены адекватностью своего поведения и эмоциональной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей. Это не означает, что они менее эмоционально выразительны. Просто их поведение и эмоции зависят в большей степени от их внутреннего состояния, а не от требований ситуации. Отсюда вытекает и большая стабильность поведения таких людей в различных ситуациях, и большая согласованность в выражении эмоций по разным каналам. В целом, можно сказать, что лица с низкие уровнем социального самоконтроля не имеют развитых навыков контроля и управления своим поведением.
|