Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы построения и выполнения комбинаций для атаки






Выпуск 6. Простые комбинации для атаки

Общие принципы построения и выполнения комбинаций для атаки

В выпусках, посвященных свободному бою, особое внимание было уделено атаке, которая во многом определяет тактические особенности стиля каратэ Кекусинкай. Закономерно, что освоение комбинаций для атаки в Кекусинкай является важнейшим звеном всей системы подготовки бойцов. В практике обучения этот раздел выходит за рамки собственно атаки, охватывая целый комплекс технико-тактических задач. Во-первых, основные технические элементы, включаемые в те или иные группы комбинаций, в итоге выполняются в любых сочетаниях и в любой последовательности. Во-вторых, поскольку атакующие комбинации отрабатываются главным образом с партнером с соответствующей сменой ролей, это дает возможность также формировать навыки защиты и контратаки.

На начальном этапе обучения комбинируются простейшие элементы в короткие связки. Постепенно комбинации усложняются за счет:

а) объединения простых коротких связок;

б) введения более сложных технических элементов;

в) сочетания различных технико-тактических принципов построения атакующих комбинаций.

Осваивая все более сложные (в разных отношениях) комбинации, следует постепенно увеличивать скорость и силу их выполнения. При работе с партнером это позволяет атакующему реально контролировать свои действия и дистанцию, а защищающемуся, сохраняя дистанцию, совершенствовать технику и навыки реальной защиты, быть готовым к контратаке. При непрерывной смене ролей атакующие действия партнеров, по существу, сближаются с контратакующими и облегчают на определенном этапе освоение собственно комбинированных контратак.

Настоящий и последующий выпуски, посвященные соответственно простым и усложненным комбинациям для атаки содержат систематизированное изложение учебного материала.

Разумеется, подборка комбинаций не является исчерпывающей. Во-первых, она ограничена числом ключевых технических элементов и, во-вторых, - описанием лишь основных комбинаций, способствующих закреплению навыков свободного выполнения ключевых элементов. Эти ограничения обусловлены задачей относительно полного обеспечения только фундаментальной подготовки бойца. Вместе с тем, в своей совокупности описываемые комбинации для атаки охватывают важнейшие направления для полноценного освоения стиля Кекусинкай и поиска каждым спортсменом собственной индивидуальной манеры ведения боя.

Ключевыми техническими элементами, из которых строятся комбинации, являются удары руками:

1) цуки,

2) сита-цуки (уракэн сита-ути),

3) маваси-ути;

 

удары ногами (любой ногой):

1) маэ-гэри,

2) маваси-гэри (в том числе тэйсоку-сото-маваси-гэри),

3) лоу-кик (маваси-гэри гэдан),

4) хидза-гэри,

5) аси-барай,

6) еко-гэри,

7) усиро-гэри,

8) ура-маваси-гэри (в том числе сокуто-ути-маваси-гэри),

9)усиро-маваси-гэри (в том числе в позиции «сокуто»).

На основе связок, вошедших в пособие, можно строить новые комбинации. При этом следует учитывать как удобство сочетания элементов, так и их взаимозаме­няемость. Например, гяку-цуки хорошо сочетается с прямыми ударами ногами (маэ-гэри, хидза-гэри) и ударами с частичным поворотом бедра (маваси-гэри, лоу-кик, еко-гэри); ой-цуки, в частности, удобен при подготовке ударов ногами с полным поворотом («вертушки»), то есть усиро-гэри, усиро-маваси-гэри; прямые удары ногами и удары с частичным поворотом бедра, так же как удары, выполняемые с «вертушкой», нередко взаимозаменяемы; удары последней группы хорошо подготавливаются ударами с частичным поворотом бедра и т.д. и т.п.[1] В комбинациях, включенных в пособие, руки и ноги гармонично дополняют друг друга. Удары руками, помимо собственно атакующей роли, помогают удерживать противника на удобной дистанции, а также заполняют паузы перед подготовкой ударов ногами, делают их менее заметными для противника.

Действия ногами должны быть фактически такими же свободными, как действия руками. Это требует больших усилий, но обеспечивает значительное расширение функциональных возможностей бойца, в частности, позволяет резко увеличить «плотность» и результативность атак.

Эффективность выполнения атакующих комбинаций непосредственно зависит от правильного (вначале контролируемого, а затем рефлекторного) дыхания. Следует помнить, что нанесение сильных, акцентированных ударов связано с Выдохом, на выдох проводятся также серии быстрых ударов. Между элементами комбинации, выполняемыми на один выдох с достаточной концентрацией, возникают короткие фазы расслабления, когда делается быстрый вдох. Длительность выполнения элементов комбинации на выдох и микропауз, связанных с вдохом, определяет ритм атаки. Чаще всего он бывает «рваным», что способствует дезориентации противника.

Все последующие комбинации выполняются из боевой стойки (в описании за исходную принята левосторонняя стойка).

Предварительно надо научиться свободно выполнять отдельные удары руками и ногами с места и в перемещении. Прежде всего, отрабатывается выпад из боевой стойки в дзэнкуцу-дати с гяку-цуки. Выпад с ударом выполняется с подшагом передней ногой и завершается возвратом (отшагом ногой, находящейся сзади) в исходное положение. При данном способе тренировки отрабатывается 1-й вариант техники удара кулаком. Он отличается максимальной концентрацией (ср. выполнение цуки в сантин-дати) и используется для мощного окончания атаки. Если же гяку-цуки не акцентируется, а за ним «накатом» следует сильный удар ногой (маэ-, маваси-, еко-гзри, лоу-кик), то используется 2-й вариант техники – более длинный (с выдвижением плеча) «подходящий» удар. Он отодвигает противника на дистанцию, необходимую для удара ногой, связывает его защиту и помогает открыть цель для завершения атаки. Оба варианта гяку-цуки следует тщательно отработать в сочетании с различными (взаимозаменяемыми) ударами ногами, прежде чем переходить к изучению различ­ных комбинаций. Это важно и по той причине, что в одной даже простой комбинации могут встретиться оба варианта данной техники. Например: гяку-цуки (вар.1) + маваси-гэри + гяку-цуки (вар.2).

Аналогичным образом в комбинации ой+гяку-цуки, часто являющейся компонентом более сложных серий, техника выполнения гяку-цуки будет зависеть от того, завершает ли этот удар комбинацию или за ним следует сильный, акцентируемый удар ногой. Все это необходимо иметь в виду в процессе обучения. Во всех комбинациях, включенных в пособие, гяку-цуки всегда выполняется в боевой дзэнкуцу-дати. Это предопределяет способ его подготовки: с подшагом из боевой стойки или с выходом в дзэнкуцу-дати после предшествующего удара ногой.

Специального внимания требует техника выполнения ударов ногами из боевой стойки. Когда в наступательной комбинации чередуются такие удары, как маэ-, маваси-, еко-гэри, лоу-кик, все они начинаются и заканчиваются в боевой стойке. Отработка поочередного нанесения основных ударов ногами из боевой стойки с выходом в эту же стойку является на начальном этапе важнейшей задачей обучения. Прочные навыки работы ногами из боевой стойки позволят далее легче осваивать другие позиции, встречающиеся в более сложных комбинациях. Так, например, необходимость захода вбок для проведения подсечки или удара коленом с ближней дистанции предполагает выход в дзэкуцу-дати, выполнение удара передней ногой (с подскоком к ней другой ногой) осуществляется с кратковременным переходом в нэкоаси-дати (маэ-, маваси-гэри) или цуруаси-дати (еко-гэри), проведение ударов с «вертушками» включает, в частности, в качестве промежуточной позиции обратную кокуцу-дати, а атака усиро-гэри передней ногой с заступом – какэ дати и т.д. Все эти аспекты выполнения комбинаций требуют должного внимания, но не должны, однако, становится сковывающим фактором, нарушающим естественную динамику атакующих действий. Сделанные замечания методического характера являются общими для изучения комбинаций, вошедших в оба соответствующих выпуска. Эти комбинации подразделяются в крупном плане (и в известной мере условно) на две группы: простые и усложненные комбинации.

В простых комбинациях отличительной чертой является не только относительная простота техники, но также то, что в атаке постоянно сохраняется ориентация лицом к партнеру.

В усложненных комбинациях, помимо использования разного рода финтов, прыжковых элементов, существенной является большая свобода перемещений благодаря использованию поворотов и техники так называемых «вертушек».

В настоящем выпуске мы сосредоточимся на простых комбинациях для атаки, в которых кроме основных ударов руками и ногами используется также перескоки со сменной стойки («разножки») и разновидности техники подсечек.

Характеристика каждой комбинации включает:

1) запись серии, элементы которой разделены знаком +;

2) пояснения, уточняющие наиболее важные технико-тактические действия;

3) условное обозначение ритма серии, оправданного ее технико-тактическим смыслом;

4) иллюстрации.

 

Все комбинации начинаются и заканчиваются боевой стойке (показ чего в иллюстрациях отсутствует). В описаниях технических элементов, выполняемых руками, уточняется их положение по отношению к стойке: ой или гяку. В описаниях технических элементов, выполняемых ногами, положение в стойке уточняется через сокращенное обозначение: пр.н. или лев.н.

Для фиксации ритма чередования элементов в комбинациях приняты следующие условные обозначения, приводимые далее с учетом возрастания относительной длительности пауз между элементами:

® сочетаемые элементы выполняются очень быстро, с ускорением, почти слитно; - сочетаемые элементы выполняются подряд, быстро, но достаточно отделены друг от друга;

+ между сочетаемыми элементами имеется небольшая, но заметная (в сравнении с промежутками в других сочетаниях) пауза.

Следует подчеркнуть, однако, что предложены лишь общие ориентиры, необходимые для изучения комбинаций для атаки. Сам же стиль их выполнения может быть полноценно воспринят только от квалифицированного инструктора в процессе живой учебно-тренировочной работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал