Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности речи.






1. Логическое ударение.

Чаще всего затруднение восприятия смысла устного выступления связано не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе.

Адресат слышит звучащую фразу не так, как её намерен произнести адресант, а так, как он её произнёс на самом деле.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

2. Речевые такты.

Устная речь требует чёткой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не отдельные слова, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.

3. Логические паузы.

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.

4. Логическая перспектива речи.

Перед выступлением следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т.е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Например: «Можно много видеть, читать / можно кое-что вообразить, // но, чтобы СДЕЛАТЬ, / необходимо УМЕТЬ, / а УМЕНИЕ даётся / только ИЗУЧЕНИЕМ ТЕХНИКИ». Паузы различной длительности отмечаются вертикальными чертами. Степень значимости логического ударения – шрифтом, разрядкой, подчёркиванием. Мысль фразы: для того, чтобы уметь, необходимо изучать технику этого дела. Слово «техника» является логическим центром высказывания, все остальные части, соподчиняясь между собой, дополняют и развивают основную мысль.

5. Интонация.

Следующим этапом тренировки должно стать построение художественной перспективы звучащей речи, заключающейся в умении сознательно распределить голосовые и речевые средства, позволяющие скоординировать силу и значимость логических акцентов.

Техника выполнения такой перспективы основывается на правильном использовании интонации.

Интонация – сложное явление. Оно включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

Тон. Учёные подсчитали, что мужчины говорят на чистоте 85-200Гц., а женщины – 160-340 Гц. Это средний тон речи.

С помощью изменения тона создаётся мелодический рисунок речи. Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остаётся неизменной на всём протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Интенсивность звучания. Сила звука, его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко и плавно.

Темп. Нормальный темп русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1, 5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемёта», «Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаёт», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт», «Говорит, как воду цедит».

Тембр- совокупность основного тона и обертонов. Оберто ны (разночастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объёма рта, меняющихся во время артикуляции звуков.

Тембр называют «цветом голоса». По тембру устанавливается его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и его отпечатки пальцев.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что учёные в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчёркивающие то зрительной восприятие (светлый, тёмный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твёрдый, тяжёлый, холодный, горячий, лёгкий, жёсткий, сухой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, весёлый, ликующий, резвый, восхищённый, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Интонация играет значительную роль в устной речи.

Литературовед, мастер устного рассказа, И.Андроников писал:

…интонация…не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чём идёт речь, но одним и тем ж е словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. Вплоть до того, что слово обретает прямо обратный смысл. Скажем, разбил человек что-нибудь, пролил, запачкал, а ему говорят: «Молодец!» Опоздал, а его встречают словами «Ты бы ещё позже пришёл!» Но раздражённо-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмысливает эти слова (…) простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово.

Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены.

В педагогическом труде голос не просто средство общения и передачи информации, но он является инструментом нашей профессиональной деятельности.

Вот некоторые характеристики хорошего и плохого голоса:

Хороший голос Плохой голос
Приятный Резкий, скрипучий
Вибрирующий Хриплый
Спокойный Дрожащий
Хорошо модулированный Пронзительный
Низкого тембра Плаксивый
Доверительный С одышкой
Управляемый Робкий
Тёплый Отрывистый
Мелодичный Слишком громкий
Заботливый Слишком тихий
Уверенный Бесцветный
Властный(управляющий) Помпезный
Дружеский Саркастический тон
Окрашенной интонации Неуверенный
Выразительный Монотонный
Естественный Напряжённый
Звучный Скучный
Доброжелательный Гнусавый

 

 

Вопросы для самоподготовки по данной теме:

1. Как подготовиться к конкретному выступлению?

2. Как взаимосвязаны между собой составные элементы композиции речи?

3. Какие приёмы привлечения внимания аудитории Вы знаете?

4. Как установить контакт с аудиторией?

5. Что делает речь яркой и выразительной?

Основная литература, рекомендуемая для самоподготовки:

1. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. Психолого-педагогический аспект. – М., 2002 г. Стр.122-135.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. – М., 2001 г. Стр.105-106.

3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2004 г. Стр.: 267-288.

Дополнительная литература, рекомендуемая для самоподготовки:

  1. Александров Д.Н. Риторика. – М., 2002 г.
  2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003 г.
  3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001 г.

Задания для самоподготовки:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал