Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие толерантности современного белорусского общества






Толерантность, развивающаяся в рамках диалога культур, особенно важна для народа, живущего на пограничье, где переплетаются судьбы ряда этносов. Народ Беларуси сумел достойно пережить переломную эпоху постсоветского кризиса, которая была отмечена всплеском социальной активности, переходящей в открытое противостояние сторон, будь то философские дискуссии, предвыборная борьба кандидатов или экономические конфликты. В начале 1990-х на постсоветском пространстве преобладали тенденции интолерантности. В Беларуси это выражалось в активной политической борьбе за власть в парламенте, сопровождавшуюся массовыми движениями «снизу». Накал социальных и политических баталий был очень силен. Однако до этнических и религиозных конфликтов дело не доходило: Беларусь всегда отличалась спокойной межэтнической и межконфессионной обстановкой, толерантностью. Поэтому «вызовы эпохи», на которые должна была отвечать эта новая независимая республика, - как интегрироваться в западную цивилизацию, не потеряв обретенной независимости, как подтянуть уровень жизни народа к постиндустриальному стандарту - не инициировали бурных конфликтов на локальном уровне, в повседневной жизни.

С середины 1990-х гг., когда социально-экономическая ситуация в Беларуси нормализовалась, политические битвы отошли на второй план. Страна идет по пути построения общества, в котором представители всех этнических групп и наций являются равноправными гражданами. Признание русского языка вторым государственным еще более снизило напряженность внутри Беларуси, позволив населению с минимальным напряжением перейти от советского строя жизни к так называемой «белорусской модели» устойчивого социально ориентированного развития. Беларусь избежала «цветных» революций, гражданских войн, классовых столкновений и острых национальных конфликтов, во многом, благодаря такому курсу.

Граждане Беларуси смогли взять под контроль фактор нетерпимости, агрессивности, самодостаточности, претензии на собственную исключительность, не дав ему свободы развития и тем самым подтвердив, что Беларусь действительно традиционно сохраняет и умножает толерантность.

Во всех указанных аспектах толерантность является традиционной характеристикой ментальности и практической жизни белорусов. Эта толерантность сложилась исторически, поскольку предки белорусов жили бок о бок с другими этносами, изучали их языки и культуру, вступали в активное взаимодействие. Терпимость к другим, уважение к чужим обычаям и традициям стали чертой белорусского менталитета, визитной карточкой народа. Это качество вписывается в концепцию межкультурного диалога и предопределяет его успех. Белорусы и раньше, и теперь терпимы в отношении тех религиозных школ и направлений, которые не подрывают основы их собственных представлений о жизни, с одной стороны, а с другой - предполагают наличие такого же отношения к себе со стороны соседних государств.

Сегодня в мире растет понимание того, что толерантность выступает как базисная необходимость человечества, которая должна быть интегрирована в единую систему ценностей общества. Технократическое мышление, потеря гуманистических ориентиров привели к тотальному господству над природой и человеком. Отошли на второй план и были лишены престижа такие понятия как милосердие, терпимость, благодарность, честь, дружба и т.д. Межэтническая нетерпимость, межконфессиональные конфликты и насилие, локальные войны - это реалии нашего времени и мира в целом. На этом фоне толерантность, ее воспитание становятся важной потребностью человечества.

Заключение

 

В последнее время в современном мире проблеме толерантности уделяется много внимания – проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации, специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен толерантности в современной жизни. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеет для современного полинационального, полиэтнического, полирелигиозного мира имеет особую актуальность. Как для полиэтничного мирового сообщества, так и для Беларуси чрезвычайно важна оптимизация межэтнического общения, в связи, с чем существует насущная необходимость конструирования этноконфессиональной толерантности в ситуации поликультурного мира.

Толерантность как и любое социальное явление противоречиво по своей сути и многие авторы указывают на ту или иную грань, которая позволяет существовать ей. Негативные свойства толерантности обычно связываются с определенными социальными и индивидуальными " опасностями". К первым можно отнести возможную угрозу раздробления государства, утраты единства в отдельной стране, распространение социальных девиаций, усиление экстремизма и т.д. Ко вторым - возможность попустительства слабостям и недостаткам людей, размывание и даже утрату собственного " я", манипулирование другими толерантной личностью и т.д.

Толерантность во внешней политике, в международных отношениях без глубокого анализа и просчета всех возможных последствий нередко приводила к негативным результатам, а подчас и катастрофам. Это особенно наглядно проявилось в ХХ в. во внешней политике европейских государств в период между двумя мировыми войнами.

Толерантность во внутренней политике не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Например, многие исследователи отличают толерантность как основополагающую черту национального менталитета белорусского народа, формированию которой во многом способствовали природные и исторические условия, в том числе многоязычие, полиэтничность, многоконфессиональность и др. Однако это не означает отсутствие у белорусов таких качеств, как свободолюбие и храбрость. В период войн белорусы становятся мужественными, решительными. В этой связи можно предполагать, что пограничные опасные ситуации пробуждают у них глубоко спрятанные инстинкты самовыживания и другие лучшие качества их предков. Наглядный пример тому - хотя бы движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны.

 

Литература:

 

1. Рыбалко, Е.Е. Толерантность как феномен культуры: к истории вопроса / Режим доступа: https://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/3/kulturologiya/rybalko.pdf - 20.11.2015, 28.11.2015

2. Галиев А.Ф., Батурина О.С. Исторический анализ теории происхождения термина «толерантность»/ Режим доступа: https://elib.grsu.by/katalog/173740-394795.pdf - 19.10.2015

3. Декларация принципов терпимости/ https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml- Режим доступа: 28.11.2015

4. Толковый словарь Ушакова / https://ushakovdictionary.ru/ word.php? wordid=77190 -Режим доступа: 24.11.2015

5. Боярчук, Т.Н Влияние исторического прошлого на менталитет белоурсов. Т.Н. Боярчук/ https://elib.grsu.by/katalog/173740-394795.pdf - Режим доступа: 15.11.2015

6. Мельнікаў, А. Характар і менталітэт беларусаў / А. Мельнікаў // Беларуская думка. – 1997. – № 7. – С. 69

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал