Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие мотивации
Существует большое количество определений мотивации, и трудно выделить какое-то одно, так как каждый автор даёт своё определение исходя из своих взглядов. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: “Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.”[1] С точки зрения Б.Ю Сербинского.: “Мотивация-это побуждение людей к деятельности” Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.[2] Но наиболее широко раскрывает понятие мотивации Э.А. Уткина в определении: “ Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации”.[3] Исходя, из данного определения можно выделить два элемента: (Рис.1.).
Рис. 1. Составные элементы мотивации Таким образом, мы можем сказать, что мотивация – это процесс побуждения человеком к деятельности во имя достижения определённых целей. Мотивированность поведения означает способность определять и принимать внутренние потребности работника, коллектива и побуждать их к осознанному выбору действий по удовлетворению их индивидуальных потребностей и достижению поставленных личных и коллективных целей. Также мотивация работников означает их умения понимать, воспринимать и выполнения ими целей организации. И, исходя, из этого нужные для организации действия работников будут мотивированы, а результату данной деятельности будут высокими. Деятельность человек находится под влиянием (воздействием) «внутренних» и «внешних» мотивов. Но эти мотивы в реальности не имеют четких различий между собой. Во многих случаях «внешние» мотивы способствуют возникновению «внутренних», и наоборот. Можно привести в пример наиболее простую модель мотивирования, и она имеет всего три элемента: 1. Потребности (представляют собой желания и стремления к достижению определенных результатов, чаще всего люди испытывают потребность к одежде, личному дому, машине и т.д., но также они нуждаются в чувстве уважения к себе, возможность личного профессионального роста и т.д.) 2. Целенаправленное поведение (действия направленные на удовлетворение своих потребностей, работники осознано выбирают своё личное целенаправленное поведение, работа в коллективе – один из способов такого поведения, также к целенаправленному поведению можно отнести стремление к повышению по должности). 3. Удовлетворение потребностей (достижение поставленной цели, когда человек чувствует облегчение, чувство комфортного состояния). Мотивация определяется как процесс, и в связи с этим мы можем выделить шесть основных этапом мотивирования: · Первый этап – возникновение потребности у человека · Второй этап – поиск вариантов удовлетворения потребности (удовлетворить, подавить, не обращать внимания) · Третий этап – формулирование дальнейших действий (целей). Определить что именно нужно и какими способами, возможно, добиться удовлетворения какой-либо потребности. · Четвёртый этап – осуществления необходимых действий. Также на данном этапе может произойти корректировка поставленных целей в связи с возможным мотивированием. · Пятый этап – получение какого-либо вознаграждения, которое можно использовать для дальнейшего удовлетворения потребности. · Шестой этап – окончательное удовлетворение потребности, и поиск (возникновение) новой потребности. (Рис.2.)
Рис. 2. Схема мотивационного процесса
|