![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной, - безопасной. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем нужно руководствоваться при создании предметно-развивающей среды. Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается. Проблема моделированияинтерактивной предметно-развивающей среды подтверждает несомненную актуальность и востребованность темы в современном обществе в условиях введения ФГОС ДО. В свете данного вопроса необходимо напомнить, что термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое, в свою очередь, в переводе означает «взаимодействие». Таким образом, предметно-пространственная среда должна быть не просто статично эстетична – она должна быть информационным объектом, с которым активно взаимодействуют все субъекты образовательного процесса, должна способствовать организации системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в ДОУ и, конечно, содействовать обеспечению благоприятного психо-эмоционального климата в группе. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды (в их иерархической последовательности), которые определены Стандартом, следующие: насыщенность в соответствие с возрастными возможностями детей и содержанием Программы, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность. Традиционное многофункциональное дробление пространства не отвечает современным требованиям стандарта. Дело в том, что нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны. Так же и пространство группового помещения должно стать полифункциональным в каждой из его частей. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона по необходимости могла вместить всех желающих. Возможно разделить групповое помещение на три части: зона для спокойной, по преимуществу, деятельности (условно «спокойная» зона); зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (условно «активная» зона); «рабочая зона». Все зоны можно обозначить смысловыми маркерами. Метками могут являться хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности. Материалы помещаются в удобные для переноса детьми емкости с яркими значками. Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы, на наш взгляд, могут выглядеть следующим образом. Пространство рабочей зоны: это легкие столы на двоих, соединяющиеся в общий стол, или большой общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска. На собственных границах зоны(вдоль стен на стеллажах) располагаются материалы для продуктивной деятельности: изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы, может быть организована «Мастерская». Также здесь располагаются объекты для познавательно-исследовательской деятельности: материалы для экспериментирования, «Лаборатория юных Почемучек», возможна мультимедийная установка, ТСО. В пространстве спокойной зоны может находиться небольшой ковер, легкая банкетка или диванчик, (желательно отделенный занавесью или ширмой от остального пространства, создающий уголок приватности,) один – два легких столика. На собственных границах зоны: для восприятия художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту; для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, атласы, в том числе и «Зелёная лаборатория»; для игровой деятельности – настольные игры, атрибуты для ряжения или сюжетной режиссерской игры в соответствии с возрастом. Активная зона. Это, прежде всего, свободное пространство зоны: возможен ковер, убирающийся по ситуации. На собственных границах зоны: напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы для продуктивной деятельности. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий на цветике - семицветике «Мне интересно», распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое пока ещё в малом количестве. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. По принципу сочетания привычных и неординарных элементов используются в интерьере групп произведения искусства, включение эффектных зрелищ (картина с водопадом, подсветкой и пением птиц, бра, музыка ветра и т. д.). Принцип активности располагает использовать активный фон в горизонтальных (воздушный змей на потолке для гимнастики глаз, классы на полу) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т. д.) Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками. Рассмотрим подвижные границы между зонами. Между спокойной и активной зонами крупными универсальными игровыми маркерами пространства могут быть разнообразные легко перемещаемые ширмы высотой до 50 см, объемные напольные модули. Между активной и рабочей зонами могут располагаться перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, материалами для исследовательской и свободной продуктивной деятельности. Примерно такой представляется нам модель интерактивной предметно-развивающей среды группового помещения, адекватная специфике и общей структуре образовательного процесса в дошкольном возрасте, отвечающая, прежде всего, принципам полифункциональности и трансформируемости. Данная конструкция среды группового помещения может быть конкретизирована воспитателем в соответствии с возможностями детского сада (имеющейся площади, характера оборудования) и особенностями своей группы детей (возраста, гендерного состава, уровня развития). Нельзя ориентироваться на какой-либо один жесткий стандарт. Воспитатель должен стать реальным проектировщиком-дизайнером, формируя предметно-пространственную среду в единстве её функциональных и эстетических качеств. Инфозоны получают все большее распространение в различных образовательных учреждениях, поскольку создают новые возможности в решении широкого спектра организационных и педагогических задач. Инфозоны получают все большее распространение в различных сферах как замена обычных досок объявлений. Эта их функция востребована и в образовании - благодаря использованию инфозон снижается административная нагрузка. В инфозоне автоматически транслируются расписание, объявления, информация о школе, о важных событиях, прошедших и предстоящих мероприятиях. Но возможности инфозоны не ограничиваются демонстрацией простых объявлений. Инфозона позволяет демонстрировать самые разные типы контента – видео, фотографии и другие изображения, снабженные текстовыми пояснениями. Инфозона, благодаря современной форме подачи информации и разнообразию показываемых материалов, неизбежно привлекает внимание учащихся. Благодаря этому инфозоны в школах уже используются не только и не столько для информирования обучающихся, сколько для решения педагогических задач. В первую очередь это касается задач, направленных на достижение учащимися личностных результатов, предусмотренных стандартами ФГОС. Таким образом, большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. В образовательное пространство и постоянного совершенствования системы образования значительное внимание ученых и педагогов-практиков уделяется проблеме создания эффективной образовательной среды учебных заведений. В системе высшего образования ведется поиск оптимальных путей повышения качества образовательных услуг, апробации и внедрения инновационных педагогических систем, модернизации содержания образования и формирования специалиста, отвечающего требованиям рынка труда. Особенное внимание в нынешнее время уделяется профессиональной подготовке будущих учителей, что обусловлено необходимостью формирования их готовности к внедрению нового Государственного стандарта начального общего образования. Поэтому возникает необходимость целенаправленного, осознанного проектирования образовательной среды профессиональной подготовки данных специалистов. Проектирование произодственной среды с помощью программы Planoplan. 3D-планировщик помещений " Планоплан" (https://planoplan.com/). Планоплан – это бесплатная программа для создания дизайна помещений, в каталоге Планоплана более 500 предметов интерьера. Каждый можно масштабировать и перекрашивать, изменять ширину и оттенок покрытия, задавать глянцевую или матовую поверхность. Можно совершить виртуальную прогулку по зданию, 4 вида экспорта: -вид сверху -три четверти -виджет Новый графический редактор “Планоплан” позволяет самостоятельно создать планировку, расставить мебель, изменить текстуру и выбрать подходящий цвет в режиме реального времени. Planoplan / Планоплан© — on-line сервис работающий по freemium-модели, 3D-планировщик помещений и интерьера с рендерингомвысококачественных изображений на серверной стороне. По созданному помещению можно передвигаться в нескольких режимах: 3D прогулки, виртуального тура, виртуальной реальности (поддерживается шлем OculusRift). Планировщик разработан на платформе Unity(игровой движок). Сервис предназначен для построения 3D-моделей объектов, позволяет в on-line режиме создавать планировки, расставлять мебель, изменять конфигурацию объектов и помещений, подбирать и менять отделочные материалы, текстуры, цвета, получая в результате фотореалистичные изображения высокого качества. В сервисе так же реализована автоматизированная система подсчета количества использованных при создании проекта материалов и мебели. Обращаясь к проблеме проектирования образовательной среды, В. А. Ясвин подчеркивает, что метод научного проектирования основан на разработке сценариев предстоящих действий и предлагает следующий алгоритм проектирования образовательной среды: 1. Определение образовательной идеологии (модальности образовательной среды) и стратегии ее реализации. 2. Определение конкретно-содержательных целей и задач предполагаемого образовательного процесса в данной среде в контексте предметно-деятельностного приспособления учащихся, обеспечения их функциональной грамотности и личностного роста. 3. Разработка проекта соответствующего содержания образовательного процесса с учетом иерархического комплекса потребностей всех его субъектов. 4. Разработка проекта соответствующей технологической организации образовательной среды на основе организации деятельности, стимулов, взаимодействий. 5. Разработка проекта пространственно-предметной организации образовательной среды, который соответствует принципам организации комплексной и гетерогенной образовательной среды; ориентации на актуализирующий потенциал образовательной среды; организации персонально адекватной образовательной среды; принципу развития партнерских взаимодействий; развитию коллективности (содействия). 6. Разработка проекта социальной организации образовательной среды, который обеспечивает взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов; преобладание у них позитивного настроения; авторитетность педагогов; участие всех субъектов в управлении и образовательном процессе; их сплоченность и сознательность; продуктивность взаимодействия. 7. Проведение экспертизы разработанного проекта образовательной среды. Экспертиза в отличие от диагностики ориентируется не на применение жестких методик, позволяющих получить предельно объективированные результаты, а на субъективное мнение экспертов, обусловленное их профессиональной интуицией. Экспертиза учебно-воспитательного учреждения предполагает традиционный анализ формальных результатов образования и динамики развития учащихся, а также инновационный анализ психолого-педагогической организации образовательной среды, который и разрабатывается автором.
|