Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные меры Республики Беларусь по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и социальная защита пострадавших граждан.
Для преодоления различных последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым 22 февраля 1991 г. Указанный Закон призван осуществлять защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанных территориях, и иных категорий граждан, указанных в разделе II Закона. В соответствии со ст. 2 этого Закона граждане, проживающие или работающие на территории Республики Беларусь, имеют право на получение льгот и компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, установленных законодательством РБ. Отнесение территорий к зонам радиоактивного загрязнения (зоны эвакуации, первоочередного отселения, последующего отселения, зона с правом на отселение, зона проживания с периодическим радиационным контролем) устанавливается Законом РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Этот Закон устанавливает также право граждан РБ на получение полной, своевременной и достоверной информации об уровнях загрязнения территории радиоактивными веществами, о степени загрязненности радионуклидами продуктов питания и других товаров народного потребления, о требованиях режима радиационной безопасности. В 1998 г. Национальным собранием Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-3 «О радиационной безопасности». Закон гарантирует защиту прав и интересов граждан, отселенных и выехавших на новое место жительства с территорий радиоактивного загрязнения, проживающих в настоящее время на указанных территориях, регламентирует медицинский учет лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 августа 2001 г. № 57 «О совершенствовании диспансеризации граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним категорий населения» и приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 октября 2001 г. № 250 утверждены основные принципы и направления специальной диспансеризации. Общее руководство диспансеризацией пострадавшего населения в республике осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь. На этой основе организованы лечебно-профилактические учреждения по месту жительства. Лечение и консультативная помощь оказывается в ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» в Гомеле, в профильных НИИ, республиканских и областных ЛПУ. С 1987 г. функционирует Госрегистр как республиканская часть Всесоюзного распределительного регистра, с 1993 г. – самостоятельный Белорусский государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии па ЧАЭС. В1991 г. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь образован Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы наЧАЭС, который в 1994 г. преобразован в Министерство почрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС; в 1998 г. при МЧС образован Комитет по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, который координирует действия в реализации государственной политики в области защитынаселения от катастрофы на ЧАЭС. Для координации научных исследований создан научно- В итоге белорусскими учеными дана комплексная оценка радиационно-экологической обстановки в стране, определены формы нахождения радионуклидов в различных экосистемах; получены результаты влияния радиации на здоровье и заболеваемость населения; предложены способы дезактивации; проведен комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Для Беларуси актуальна проблема радиоактивного стронция, период полураспада которого составляет 90–100 лет. Внедрение научных разработок позволило значительно снизить поступление радиоактивного цезия. Однако требуется дальнейшее расширение исследований в этом направлении. Проблемы Чернобыля носят глобальный характер и требуют совместных усилий международных ресурсов. Исходя из этого, еще на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. принята Резолюция «Международное сотрудничество в деле смягчения и преодоления последствии аварии на ЧАЭС». В ней заложены организационные основы международного сотрудничества в этой сфере. С 1991 г. Республикой Беларусь заключен ряд меморандумов, соглашений, подписано несколько протоколов о сотрудничестве с правительствами стран и организаций, в том числе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), с Международным агентством по атомной энергии (МАГATE), отделом ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др., заключены договоры о сотрудничестве между правительствами Беларуси и Японии, Германии, Польши и другими странами. Адресная помощь в основном поступает от определенного круга общественных организаций. Последствия Чернобыльской катастрофы постоянно находятся в центре внимания Президента и Правительства Республики Беларусь. Например, только за период с 1986 г. по 2001 г. было принято более 200 различных Указов и постановлений, утверждены и реализованы три государственные программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Для преодоления негативных последствий Чернобыльской катастрофы необходимо объединение усилий не только Беларуси, России и Украины, но и мирового сообщества. Важным шагом на пути решения данной проблемы явилось открытие в 2002 г. Специального сайта Chernobyl.info. Он был создан в рамках проекта «Международная информационная платформа долгосрочных последствий Чернобыльской катастрофы», финансируемого Управлением по вопросам развития и сотрудничества (Швейцария) и реализуемого совместно с Управлением по координации гуманитарной деятельности (УКГД) ООН и Программой развития ООН (ПРООН). Последовательно и системно реализовывались в республике такие программы, как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», Президентская программа «Дети Беларуси» с подпрограммой «Дети Чернобыля» на 2006–2010 гг. В числе задач, обозначенных в подпрограмме «Дети Чернобыля», решались следующие: – продолжать специальное диспансерное обследование детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС; – развивать практику оздоровления детей из районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в белорусских семьях, проживающих на незагрязненных территориях; – организовать мониторинг физического развития и функционального состояния организма учащихся учреждений образования, расположенных на территории радиоактивного загрязнения. В числе мер социальной защиты этого контингента населения, особенно детей и подростков, первоочередное место занимает оздоровле-ние, создание системы многопрофильных детских реабилитационно-оздоровительных центров. Для снижения уровня напряженности в обществе оказывается высококвалифицированная помощь населению в клинике НИИ радиационной медицины. В рамках программы «Юнеско-Чернобыль» в республике построены, реконструированы, оснащены и успешно функционируют три центра социально-психологической реабилитации в поселках Аксаковщина, Першай, Стрешин, в которых под руководством специально обученных медицинских и социальных работников, психологов организовано комплексное обследование и лечение пострадавших, обучение и воспитание детей. С 2006 года Всемирным банком совместно с Правительством Беларуси реализовывался проект по реабилитации районов, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, на общую сумму заемных средств 50 млн долл. США. Важной составляющей улучшения условий жизни в пострадавших регионах является развитие материально-технической базы, прежде всего медицины и образования. С 2004 года в Беларуси реализуются проекты, поддержанные правительством Японии по поставке высокотехнологичного медицинского оборудования в районные больницы и обучению персонала. С 2006 года подобные действия предпринимаются также при поддержке правительства Китайской Народной Республики. Современное обору-дование поставляется в школы и больницы на загрязненных территориях. Республика Беларусь выступила с инициативой провозгласить 2006–2016 годы Десятилетием ООН по реабилитации и устойчивому развитию пострадавших регионов. В 2007 году это предложение закрепила своим решением 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН и это решение поддержали Россия и Украина. В рамках данной инициативы началось осуществление трех масштабных проектов международной технической помощи с общим бюджетом около 4 млн евро. Реализуется региональная программа (ICRIN) с бюджетом 2, 5 млн долл. США, направленная на обеспечение информационных нужд людей, живущих на пострадавших территориях Беларуси, России и Украины. Четыре агентства ООН – ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, МАГАТЭ – совместно с правительствами пострадавших стран подключены к ее реализации. Неотъемлемой частью сотрудничества является обмен опытом. Среди конференций и форумов, состоявшихся в 2010 году, следует выделить семинар «Распространение современного опыта по реабилитации территорий, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС». Это мероприятие было организовано в рамках регионального проекта технического сотрудничества МАГАТЭ.
|