Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностные характеристики подростков, демонстрирующих химическую аддикцию.
В психолого-педагогической литературе традиционно выделяются следующие личностные характеристики подростков и молодежи, употребляющих алкоголь и другие ПАВ: 1) повышенные по сравнению с благополучными сверстниками: толерантность к отклоняющемуся поведению; критичность по отношению к социальным институтам общества (семья, школа и т.д.), отчужденность от них; восприимчивость к новым идеям и впечатлениям; интерес к необычному и импульсивность, стресс и апатия, конформизм; 2) пониженные по сравнению с благополучными сверстниками: ценность достижений, ожидание академических успехов, религиозность, уважение к общепринятым нормам поведения, самооценка, социальный и правовой статус; 3) экстернальный (внешний) локус контроля (экстернальный локус контроля (экстернальность) – возложение ответственности относительно каких-то действий, событий, успешных или неуспешных результатов не на себя, а на внешние факторы. В этом случае виновниками своих неудач многие склонны видеть других людей или стечение обстоятельств (а не себя и собственные действия) и т.д.); 4) усиливающиеся расстройства личности и акцентуации. Увлечение ПАВ приобретает систематический характер, если к названным личностным характеристикам (интернальным факторам) добавляются следующие экстернальные факторы, действующие на подростка в условиях семьи: – воспитание в неполной семье при наличии следующих обстоятельств: отсутствие отца и излишне заботливая, во всем потакающая и уступчивая мать или наоборот, чересчур властная – следствием является деформация личности и акцентуирование таких качеств как эгоизм, властность, избалованность, ориентация на свои интересы (при уступчивой матери) или конфликтность, упрямство, желание настоять на своем, стремление к самостоятельности и независимости (при властной матери); – слабохарактерность и слабоволие отца, его неумение влиять на ребенка; – постоянная занятость родителей и отсутствие внимания к ребенку и его проблемам; – отсутствие других детей в семье (часто приводит к формированию на этом фоне эгоизма, вседозволенности и др. негативных качеств); – враждебность и/ или конфликтность родительских отношений; – нереальные завышенные требования и ожидания родителей по отношению к детям; – непоследовательность родительских требований и отсутствие в окружении сдерживающих факторов. Социально-педагогическая практика позволяет выделить следующие основные характеристики личности подростка с сформировавшейся зависимостью: 1) равнодушие к социальным проблемам, отсутствие устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; 2) обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность со своей возрастной группой, поиск чувственных впечатлений и сексуального опыта, познавательные побуждения и стремление к неизведанному; 3) чувство взрослости и стремление продемонстрировать это всем окружающим через всевозможные запретные виды деятельности, самоорганизацию своей жизни, самостоятельный выбор круга общения. По мнению Б. Сегала, у подростков и юношества, демонстрирующих химическую зависимость, формируются следующие психологические особенности, отражающие деформацию личности: · сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; · скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; · стремление говорить неправду; · внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; · стремление обвинять других, зная, что они невиновны; · стремление уходить от ответственности в принятии решений; · стереотипность, повторяемость поведения; · тревожность. Употребление ПАВ неминуемо вызывает искажение личностных черт подростка, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержку психического развития.
|