Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типовая структура выпускной квалификационной работы
5. Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы
Работа по подготовке выпускной квалификационной работы условно делится на три стадии: 1. Подготовительную - сбор материалов, накопление информации, подбор литературы; 2. Исследовательскую - обобщение и анализ фактического материала, данных, положенных в основу теоретической и практической частей исследования, постепенное написание и текстовое изложение авторских идей, мыслей; 3. Оформительскую - придание надлежащего законченного вида работе. Подготовку к написанию начинают с выбора темы. После окончательного выбора темы слушатель вместе с научным руководителем составляет план подготовки работы. В ней намечаются конкретные мероприятия и поэтапные сроки выполнения отдельных частей работы. Составленный план является рабочим вариантом содержания выпускной квалификационной работы с реферативным раскрытием его частей и разделов. Уже на стадии составления плана, необходимо подбирать литературу по теме исследования. К моменту утверждения темы у исполнителя должно быть накоплено достаточное количество литературы. Цель работы с литературой - уяснить существующие представления о предмете исследования. Критерием оценки прочитанного является возможность использования данного материала в выпускной квалификационной работе. После подготовительной работы следует приступить к работе над текстом. В процессе работы не следует отклоняться от выбранной темы. Можно пользоваться различными приемами: не переходить к следующей части, пока не закончена предыдущая или использовать выборочный способ: части работы писать в любом порядке по мере накопления материала. В конце каждого раздела работы следует делать краткие выводы и обобщения и определять логический переход к следующей части, обосновывая логику дальнейшего исследования. Более конкретные методические рекомендации по стадиям подготовки и разделам выпускной квалификационной работы даны ниже.
5.1. Изучение литературы и обработка фактического материала
Цель работы с научной информацией, специальной литературой - установить существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в выпускной квалификационной работе. Эту работу следует начинать с изучения соответствующих нормативно-правовых документов, учебников, учебных пособий и научных словарей. Затем необходимо ознакомиться с научными монографиями, материалами научных конференций, а далее - с научными статьями из периодических изданий (научных специальных журналов, газет). Знакомиться с научными источниками рекомендуется в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем прошлогодние, двухгодичной давности и т.д. При этом необходимо использовать ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге. Это: - общее ознакомление с научными трудами в целом по оглавлению; - изучение введения или предисловия; - выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенным иллюстративным материалам (таблицам, графикам, схемам, рисункам); - внимательное чтение представляющих интерес глав, параграфов; - выписка отдельных материалов; критическая оценка записанного; - редактирование и запись материалов как фрагмент будущей выпускной квалификационной работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой логическое и краткое изложение своими словами обработанного материала. При изучении литературы необходимо выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При этом следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных научных позициях, дать сравнительную, критическую оценку их точек зрения и представить собственное суждение по данному вопросу. Оно может быть выражено в форме согласия с научными взглядами одного из авторов (или группы авторов) и аргументировано научными доводами, положениями. Собственное суждение может представлять и совершенно новую научную позицию слушателя, имеющую веские теоретические доказательства и логические рассуждения из сравнительной оценки различных взглядов ученых. Изложение научных позиций, суждений по изучаемой теме других исследователей и формирование собственного взгляда свидетельствуют о глубине проработки теоретического материала, творческом подходе к разрабатываемой дипломной работе и повышают ее качество, ценность. В результате изучения подобранной литературы составляется развернутый план выпускной квалификационной работы, который представляет собой тактику научного исследования и программу творческого поиска слушателя в рамках утвержденной темы. В плане выделяются следующие главы: > теоретическая глава, включающая параграфы, в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций (не менее 3-х параграфов); > аналитическая часть, где раскрываются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и выявляются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса, явления (не менее 3-х параграфов); > проектная глава, представляющая собой решение основных проблем с позиций спорта и собственных взглядов по изучаемой теме с наиболее подробным научным обоснованием, доказательствами и конкретными расчетами на базе аналитических данных 2-й главы, выявленных резервов и другого практического, статистического материала (не менее 3-х параграфов). Каждая глава имеет название в соответствии с темой и подразделяется на соответствующие пункты и подпункты (параграфы и подпараграфы). При разработке отдельных тем допускаются по согласованию с научным руководителем некоторые отступления от рекомендуемой структуры работы.
5.2. Требования к составлению введения и заключения
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования, практическая значимость. Введение должно содержать четкие, ясные формулировки актуальности, цели, задач и т.п., а заключение - выводы по каждой главе и оценку полученных результатов. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества выпускной квалификационной работы, т.к. именно введение и заключение являются «визитными карточками» научной работы и на их основе складывается общее мнение о работе в целом при проверке и защите. Актуальность изучаемой темы раскрывается в следующих аспектах: - во-первых, объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному положению в спорте, стране, регионе и сфере деятельности; - во-вторых, степени научной ее проработанности в трудах ученых, крупных специалистов, практиков и сути самой проблемы, противоречивости этой темы, требующей решения в сложившейся ситуации; - в-третьих, значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние спорта страны, отдельных регионов, городов и их частей, отраслей и сфер деятельности. Правильное раскрытие актуальности темы выпускной квалификационной работы свидетельствует об умении выпускника отделять главное от второстепенного, выяснять то, что известно в науке, практике и что пока неизвестно в предмете исследования. От доказательства актуальности изучаемой темы необходимо перейти к формулировке цели исследования, которая заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций. Исходя из цели исследования определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих «ключевых» слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, по сколько описание их решения составляет содержание глав, разделов выпускной квалификационных работ. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы. Предмет исследования определяется теми спортивными направлениями, которые изучаются, анализируются в выпускных квалификационных работ. При указании объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень возникновения исследуемых направлений в спорте (по стране в целом, отдельному региону, городу, сфере спорта, конкретному спортивному направлению). Информационной базой исследования может служить общая статистическая информация; конкретный цифровой материал по отдельным регионам, городам, сферам деятельности, публикуемый в периодических изданиях, а также специальные данные (параметры конкретных спортивных субъектов, международных организаций, отдельных федераций). Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач квалификационной работы. Устаревшие статистические данные значительно снижают качество работы и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в сфере спорта. В заключении выпускной квалификационной работе излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач. Заключение носит форму синтеза полученных в процессе выполнения выпускной квалификационной работы результатов теоретического, аналитического и рекомендательного характера. Как правило, это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите работы. В связи с этим заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать итоговые результаты исследования по теме выпускной квалификационной работе.
5.3. Рекомендации по выполнению теоретической главы
Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы и служит основой для дальнейшего ее анализа, изучения. В ней рассматриваются сущность, содержание, принципы, основы методологии, классификация, организация исследуемого процесса, его составные части и элементы. Данная глава включает основополагающие моменты того или иного процесса, явления с позиций спортивного направления. Это - раскрытие самого понятия, объекта исследования, его правовой и спортивной сущности и содержания с различных научных позиций, точек зрения и взглядов. Для выяснения сущности рассматриваемого понятия достаточно часто производится его классификация по одному или нескольким критериям. В первой главе должны быть рассмотрены законодательные и нормативные документы регулирующие исследуемый процесс или явление, установлены правовые ограничения спортивной деятельности в исследуемой сфере, проанализировать зарубежный опыт. По основным теоретическим положениям, необходимо представить дискуссионные вопросы и различные взгляды, точки зрения ученых, научных школ и систем. Для этого следует более подробно освещать различные теории и взгляды, их содержание, обоснование, особенности по изучаемой проблеме. Как правило, дискуссионные вопросы постоянно и широко освещаются в периодической печати и дают возможность выбрать наиболее предпочтительные. В дальнейшем это способствует формированию собственного взгляда на данную проблему и принятию конкретных решений при разработке рекомендаций в проектной главе. Теоретическая глава должна включать не менее 3 самостоятельных параграфов (разделов), которые при необходимости могут быть разделены на подпараграфы (подпункты).
5.4. Указания к разработке аналитической главы выпускной работы.
Вторая глава представляет собой анализ материала по исследуемой теме отражающий основные процессы, тенденции и особенности. На основе общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, необходимо проанализировать количественные характеристики, параметры и показатели объекта исследования. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными (ссылки на источники информации). Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников для сравнения следует обеспечить их сопоставимость. В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого процесса, а не исключения из них. В ходе анализа устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, выявляются недостатки и негативные явления в изучаемом процессе, рассматриваются факторы изменений, колебаний в конкретной сфере деятельности. Указываются причины, повлиявшие на изменения в процессе, явления, как в общетеоретическом, историческом, так и в конкретно обособленном, специфическом аспектах. Период времени, за который приводятся фактические данные и статистический материал, зависит от особенностей исследуемого процесса. В отдельных случаях возможно представление и прогнозных показателей, углубляющих изучаемую тему. Аналитическое исследование должно быть представлено в 3-4 самостоятельных разделах (параграфах).
5.5. Рекомендации по разработке проектной главы
Логическим завершением выполнения выпускной квалификационной работы является разработка в третьей главе конкретных предложений, мероприятий и рекомендаций по совершенствованию, улучшению и развитию изучаемого процесса, явления в сфере спорта. Основой проектной части работы является материал теоретического исследования дискуссионных вопросов в первой главе и анализ конкретных цифровых параметров этого процесса в структурном, временном аспектах во второй главе. Если ряд проблем носит глобальный или самостоятельный, независимо от основных теоретических вопросов, характер, то возможно их освещение в отдельных параграфах проектной главы с одновременным разрешением и представлением конкретных рекомендаций. Разрабатываемые предложения, рекомендации должны решать те задачи, которые сформулированы во введении. Желательно определить несколько вариантов достижения цели с тем, чтобы сравнить их оценку по одному-двум критериям. Это позволит выявить все положительные и отрицательные стороны предлагаемых вариантов и выбрать наиболее предпочтительный. Проектные предложения должны быть достаточно обоснованными и представлены в виде конкретного механизма их реализации. В противном случае они будут голословными и выглядеть как «лозунги» и «призывы», которые, как правило, сопровождаются следующими фразами: «необходимо совершенствовать», «надо улучшить», «нужно изменить» и т.д. Поэтому разрабатываемые предложения, рекомендации должны отвечать на вопросы: «Каким образом совершенствовать?», «Как улучшить?», «С помощью каких стимулов, методов, правовых и тренировочных рычагов изменить?» и т.д. В проектной главе предусматривается также применение зарубежного опыта в российской практике с учетом выявленных недостатков, тенденций в аналитической главе. Могут быть предусмотрены следующие дополнительные варианты заключительного раздела выпускной квалификационной работы. 1. Результаты анализа, сравнения или рекомендации методического характера, сведенные в таблицу, схему с указанием действующих и новых положений в результате проектируемых мероприятий, предложений. 2. Сравнительная таблица влияния, взаимодействия различных секторов, сфер спортивной деятельности на исследуемый предмет и объект. 3. Сводная таблица динамики изменения параметров деятельности объекта в результате проектируемых мероприятий практического, научно-методического и взаимообусловленного характера.
6. Оформление квалификационной работы.
Оформление выпускной квалификационной работы должно быть единообразным и отвечать стандартным требованиям, предъявляемым при подготовке печатных работ. Образцы титульных листов выпускных квалификационных работ в Приложение 3. Единство требований к оформлению должно сочетаться с индивидуальным подходом к разработке конкретной темы. При этом составные части выпускной работы - текстовая часть и графический материал - должны быть тщательно выверены с целью соблюдения аккуратности в их оформлении, эстетичности компоновки материала, исключения орфографических ошибок и т.п. Выпускная квалификационная работа, как правило, оформляется на компьютере с использованием шрифта Times new Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал - полуторный. Текст печатается на стандартной нелинованной белой бумаге формата А4 с одной стороны листа. На листах оставляются поля: слева - 30 мм, сверху и снизу - по 25 мм, справа -15мм. Поля слева оставляются для переплета, справа – во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (28-30 строк по 60-65 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак). Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстрочные примечания печатаются (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с четвертой страницы (титульный лист и задание не нумеруются, но считаются первой, второй и третьей страницей). Цифру порядкового номера страницы ставят в середине нижнего поля страницы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум шагам на компьютере. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке не допускаются. Заголовки разделов и параграфов набираются разным шрифтом. Очередной подраздел в рамках раздела не следует начинать с нового листа. Изложение выпускной квалификационной работы должно быть логичным, четким, литературным, вестись в безличной форме (например, «мы предлагаем», или «автор предлагает». Недопустимо местоимение «я») и с соблюдением правил орфографии и пунктуации. Текст делят на абзацы. Не допускается сокращений слов, кроме общепринятых. Недопустимы дословные повторения известных положений из учебников, лекций, специальной литературы. После любого заимствования (в виде цитаты, рисунка, таблицы, формулы) в тексте работы делаются ссылки. Ссылки оформляются в виде квадратных скобок, в которых приводят порядковый номер источника заимствования, под которым он включен в список литературы, и номер страницы источника. Например, запись [15, с.46] указывает на источник под номером 15 из списка литературы, приведенная цитата или другое заимствование содержится на 46 странице. В оглавлении выпускной работы приводят названия заголовков всех глав, параграфов, разделов и подразделов в точном соответствии с их названием в тексте. В завершающей строке названия вплотную к правому полю листа указывают страницу, на которой начинается указанный заголовок. Рисунками считаются чертежи, схемы, формы документов, собственно рисунки, фотографии и т.п. Рисунки нумеруют в пределах каждого раздела. Например, для раздела 2 нумерация рисунков будет 2.1, 2.2 и т.д. В тексте на каждый рисунок необходимо сделать ссылку, например: «На рис.3.1 представлено...». Рисунки должны иметь названия. Названия, как и номера, располагаются под рисунком. В необходимых случаях к рисунку дается пояснительный текст. Таблицы нумеруют в пределах раздела. В тексте на каждую таблицу даются ссылки, например: «В таблице 3.4 приведены данные...». Наименование таблицы приводится сверху. Перед наименованием таблицы, отступив одну строку от предыдущего текста, по правому краю делается надпись «Таблица 3.2». Далее на следующей строке располагается наименование таблицы, ниже - сама таблица. При переносе таблицы на новую страницу делают заголовок «Продолжение табл. 3.2» или «Окончание табл. 3.2». Надпись «Таблица 3.2» и ее заголовок выделяют жирным шрифтом. Шрифт внутри таблицы может быть меньше 14-го. В таблицах следует указывать единицы измерения. В список литературы включаются все использованные при подготовке выпускной квалификационной работы, а не только те, на которые имеется ссылка. При составлении списка рекомендуется придерживаться последовательности: 1. Литература в алфавитном порядке, т.е. по первой букве фамилии первого автора, а при его отсутствии по первой букве первого слова названия издания. Здесь приводятся книги, монографии, энциклопедии, словари, сборники, учебники и учебные пособия, брошюры, отдельные статьи в научной, специальной периодической печати. Для печатных изданий указываются Ф.И.О. автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и количество страниц общего объема книги. Выпускная квалификационная работа может иметь приложения, состав которых определяется автором. В приложениях, как правило, размещают объемный цифровой материал, который будучи размещенным в тексте, затруднил бы чтение и отвлек бы от основной линии научного исследования. Кроме того, в приложении могут быть приведены расчетные материалы, формы документов, оперативная документация, различные методики и инструкции небольшого объема. Приложения должны быть пронумерованы и располагаться в соответствии с порядковыми номерами. Раздаточный материал к докладу - это иллюстративный материал, необходимый для успешной защиты. Раздаточный материал служит для наглядного представления содержания доклада на защите. В нем отражаются в наглядной форме основные положения проведенного исследования. Содержание раздаточного материала определяется автором самостоятельно в соответствии с графическим материалом выпускной работы. Это графики, диаграммы, рисунки, небольшие таблицы. Раздаточный материал должен быть скреплен, сброшюрован в стандартные папки формата А4 и размножен в количестве экземпляров, соответствующем числу членов ГАК, и роздан им на защите (Образец титульного листа раздаточного материала приведен в Приложении 4).
7. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы и ее защита на заседании ГАК
Прежде чем законченная работа будет допущена к официальной защите кафедрой, проводится ее предварительное рассмотрение (предварительная зашита). Предварительная защита (предзащита) проводится в целях повышения научного уровня исследования, проверки их качества и соответствия профилю специальности и требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам высших учебных заведений. Для проведения предзащиты создаются проблемно-тематические группы по 2 человека из числа ведущих преподавателей кафедры. Дата предзащиты назначается заведующим кафедрой по согласованию с научным руководителем слушателя. Дата предзащиты назначается с таким расчетом, чтобы в оставшееся: до официальной защиты время слушатель мог исправить выявленные недостатки, внести необходимые поправки. На предзащите слушатель должен предъявить практически готовую пояснительную записку к выпускной работе кратко изложить ее основные положения и достигнутые результаты, ответить на вопросы членов комиссии. Во время предзащиты временная комиссия проводит краткую экспертизу работы на предмет ее соответствия предъявляемым требованиям с учетом необходимости внесения определенных доработок. Итогом предзащиты должны стать заключение о степени готовности автора к официальной защите работы и рекомендации по ее доработке. На предзащите принимается решение о направлении выпускной квалификационной работы на рецензирование. В качестве рецензентов могут быть выбраны преподаватели смежных кафедр, а преимущественно также высококвалифицированные специалисты по проблеме исследования, работающие на предприятиях, организациях, в других вузах и научно-исследовательских учреждениях. При этом предпочтение отдается специалистам тех организаций, где автор работы проходил преддипломную практику, или материалы деятельности которых использовались для подготовки аналитической и проектной частей работы. Выпускная квалификационная работа должна быть полностью готова к защите заблаговременно. Полностью готова работа подписывается автором-исполнителем, консультантами, научным руководителем. После этого выпускная квалификационная работа направляется на независимое рецензирование. Рецензент внимательно знакомится с текстом работы и определяет качество проведенного исследования, обоснованность предлагаемых проектных решений, полноту отражения общих и специальных проблемно-тематических вопросов. При рецензировании внимание обращается прежде всего на соответствие задач, отраженных во введении и выводов в заключении фактическому содержанию проведенного исследования оценивается актуальность темы исследования, его связь с практическими проблемами, конкретное личное участие автора в достижении поставленной цели и решении задач, уровень теоретической подготовки слушателя, глубина проведенного анализа и обоснованность выводов, степень проработки и эффективности выдвигаемых предложений и рекомендаций, а также оценивается структура работы, логика, стиль изложения материала. Рецензент должен сделать критические замечания и отразить их в письменном отзыве. В завершении рецензии делается общий вывод о соответствии работы предъявляемым требованиям и дается оценка качеству работы, выраженная словами: «работа заслуживает положительной оценки и может быть допущена к защите». Примерная структура рецензии на выпускную квалификационную работу приведена в Приложении 5. Выпускная квалификационная работа вместе с отзывом научного руководителя и рецензией сдается на кафедру не позднее, чем за неделю до официальной защиты. Выпускная квалификационная работа допускается к защите за подписью заведующего кафедрой. Защита выпускной квалификационной работы проводится публично. Это означает, что она проводится на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать все желающие. В начале защиты ответственный секретарь ГАК приглашает слушателя к трибуне и в его присутствии знакомит членов ГАК с содержанием документов. После этого автору предоставляется слово для краткого доклада. Регламент доклада 7-10 минут. В докладе должны быть изложены цель и задачи работы; дана характеристика объекта и предмета исследования, отражены основные положения и выводы, сделанные в процессе работы. Главное внимание должно быть сосредоточено на исследованиях, проведенных лично автором ключевых моментах научной новизны и практической значимости работы. Во время доклада автор использует специально подготовленные иллюстративные материалы в виде раздаточного материала для членов комиссии. После доклада зачитывается отзыв рецензента, с которым слушатель заранее ознакомлен. Слушателю предоставляется возможность ответить на замечания, содержащиеся в отзыве рецензента. После этого слушателю задаются вопросы членами ГАК и другими лицами, присутствующими на защите. Слушатель должен дать на них краткие и исчерпывающие ответы. На заседании ГАК также оглашаются и другие отзывы, о выпускной квалификационной работе поступившие в адрес комиссии. Далее возможны краткие выступления членов ГАК, научного руководителя и рецензента. После окончания публичной защиты, проводится закрытое заседание ГАК, где обсуждаются результаты зашиты. При обсуждении принимаются во внимание общий уровень успеваемости слушателя, качество подготовки выпускной работы, отзыв рецензента, содержательность доклада и ответов на вопросы, оформление работы и применение современных технических средств при его подготовке и представлении. Общая оценка качества разработки выпускной квалификационной работы и результатов защиты может быть проведена с применением следующей рекомендуемой таблицы.
Таблица для оценки качества подготовки выпускной работы
СПИСОК слушателей группы переподготовки кадров ИПК и ППК
Комплексная оценка определяется на основании суммирования баллов. На закрытом заседании, ГАК принимает решение по результатам защиты по пятибалльной системе оценок. После этого публично оглашаются результаты защиты выпускных квалификационных работ. В тех случаях, когда зашита выпускной квалификационной работы, признается неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли слушатель представить к повторной защите ту же работу с последующей доработкой, или же он должен представить другую работу по новой теме, которая утверждается руководством кафедры. Для слушателей, не защищавших выпускные квалификационные работы в установленные сроки по уважительным причинам, в соответствии с подтверждающими документами может быть назначено специальное заседание комиссии в течение этого периода, на который утвержден состав ГАК.
|